92 99 13

Переизбыток сырья, дисбаланс цен: почему лихорадит молочную отрасль Юга России

2764
8 минут

Молочная индустрия страдает от переизбытка сырья, изменения рынка сбыта и покупательского спроса. Собеседники «Эксперта Юг» считают, что сложились условия для банкротства мелких переработчиков. Государство решило поддержать отрасль, но выбранные меры вряд ли изменят ситуацию.

Переизбыток сырья, дисбаланс цен:  почему лихорадит молочную отрасль Юга России

В начале года на рынке молока сложилась непростая ситуация. Фото: almetmoloko.ru
Поделиться
Молочная отрасль в России претерпела серьезные изменения за последние пару лет. Прошлый год стал настоящим испытанием для многих представителей бизнес-среды: изменение логистических маршрутов, сокращение объема продукции на экспорт, особенно мороженого и питьевого молока — по данным экспертов, падение превысило 40%.

Но одной из главных проблем стал переизбыток сырья, что привело к снижению закупочных цен переработчиками молока. Хотя, представители молочных комбинатов отмечают, что в сравнении с регионами Центральной России закупочные цены на Юге все же выше, и разница составляет примерно 6 рублей за литр. Тем не менее, «молочники» заявили, что колебания стоимости весной-летом 2023 года можно назвать рекордными.

Оценив масштаб проблемы, о развитии экспортного потенциала российской молочной продукции заговорили на федеральном уровне. Так, с 1 января 2024 года государство будет компенсировать 100% затрат на транспортировку продукции этой отрасли. Ранее эта мера поддержки составляла 25%.

«Эксперт Юг» выяснил, как обстоят дела в этом направлении АПК на Юге России.

Молоко в избытке

В начале года министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев сообщил, что в 2022 году в России произвели 32,6 млн тонн молока, годом ранее произвели 32,3 млн тонн. По итогам прошлого года в 2/3 субъектов производство товарного молока в сельхозорганизациях показало положительную динамику, пишет агентство Milknews. Основной прирост наблюдался в Курской области (+74 тыс. тонн), Краснодарском крае (+71 тыс. тонн) и в Республике Татарстан (+62 тыс.тонн).

По данным Минсельхоза, уже в начале этого года суточный объем реализации молока различными отечественными сельхозорганизациями составил 51,9 тыс. тонн, что на 2,5% больше показателя прошлого года.

Результаты первого полугодия озвучил Росстат: производство сырого молока в хозяйствах всех категорий страны составило 16,6 млн тонн, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Дмитрий патрушев.jpg
Поделиться

По словам Дмитрия Патрушева, в 2022 году в России произвели 32,6 млн тонн молока. Фото: mcx.gov.ru
 
Конкуренция среди производителей сырого молока довольно серьезная, в том числе в южных регионах. Лидерские позиции в этом секторе здесь, безусловно, принадлежат Краснодарскому краю.

«Краснодарский край – один из крупнейших «молочных» регионов России. С начала года наши животноводы уже произвели более 1 миллиона тонн сырого молока, что на 8% выше прошлогоднего уровня», – заявил на днях губернатор Вениамин Кондратьев.

По его словам, власти Кубани всячески поддерживают как крупные предприятия отрасли, так и мелкие хозяйства.

Речь идет, в том числе о субсидировании затрат на производство реализованного молока. В текущем году на эти цели в крае планируют направить более миллиарда рублей.

С одной стороны, такие меры стимулируют рост объемов производства сырого молока. С другой — возникла ситуация, когда сырья становится слишком много в масштабах страны. И в этом случае необходимо искать новые рынки сбыта за ее пределами.

«В начале года на рынке молока, действительно, сложилась непростая ситуация. Давление на рынок оказывали несколько основных факторов: слабый спрос, снижение мировых цен на молочные продукты, а также значительные запасы биржевых товаров и сыров на складах производителей, — комментирует «Эксперту Юг» директор по связям с общественностью и госорганами национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит. — Это привело к снижению цен на сырье после рекордного взлета 2022 года. Отрасль находится в поиске нового ценового баланса, но сегодня ситуация на рынке постепенно улучшается. В этом году мы ожидаем сохранения динамики производства молока на уровне средних многолетних значений».

Эксперт отмечает, что молочная отрасль сегодня находится в своей переломной точке, когда происходит переход от модели импортозамещения к экспортно ориентированной модели. Раньше отрасль росла за счет снижения импорта, и его доля за восемь лет сократилась на 30%. В настоящее время необходимо всерьез задуматься о внешних рынках.

При этом Мария Жебит добавила, что основным сдерживающим фактором для роста потребления молочной продукции россиянами является цена. Так, в среднем за первое полугодие цены на молочную продукцию были выше уровня прошлого года на 4,7%, что существенно сдерживало спрос на молочную продукцию.

«Однако сегодня мы сегодня наблюдаем, как в розничном сегменте продолжается процесс транслирования снижения цен на сырое молоко и оптовых цен производителей «на полку». В розничном сегменте в июле 2023 г. продолжилось планомерное снижение цен на молочную продукцию (-0,4% за месяц) при повышении уровня цен на продовольственные товары в целом (+0,6% к июню). Удешевление продукции, безусловно, стимулирует спрос, однако наблюдаемое сейчас повышение себестоимости сырого молока и готовой молочной продукции может сдерживать эту тенденцию», — считает представитель национального союза производителей молока «Союзмолоко».

Выживут крупные игроки

Производители молока констатируют, что из-за низкой платежеспособности населения решать вопросы ценовой политики приходится непросто. К примеру, качественный сыр, по мнению руководителя одного из молочных комбинатов Краснодарского края, пожелавшего остаться неизвестным, не может стоить дешевле 600 рублей за килограмм. Однако у многих покупателей нет возможности приобретать товар по такой цене, поэтому приходится покупать продукцию более низкого качества.

Серьезную конкуренцию отечественным молочным продуктам составляют сегодня продукты из Белоруссии. Сегодня они довольно широко представлены на полках магазинов федеральных сетей. К тому же, у части населения, особенно у представителей старшего поколения, сложилось стойкое мнение, что белорусская продукция — это всегда знак качества.

В нынешней экономической ситуации и условиях жесткой конкуренции есть больше шансов выжить у крупных игроков рынка, которые способны лавировать и делать ставки на разные линейки, в зависимости от покупательского спроса, считает начальник отдела по работе с клиентами АО «Молочный комбинат «Ставропольский» Александр Суворов.

МКС2.jpg
Поделиться

МКС параллельно осваивает нишу производства фармакопии. Фото: mokostav.com

Руководство МКС развивает два разных направления: производство молочной продукции и фармакопию. Более того, комбинат хочет стать флагманом по производству лактозы и лактулозы в России.

«У нас многопрофильное производство. Мы - комбинат, который производит огромный ассортимент продукции — 500 наименований. Мы можем перестроиться в плане изменения направления работы в любой момент. Продукты, которые у нас нас начинают “проседать”, мы не исключаем из линейки, а переформатируем, — говорит Александр Суворов. — Например, мы производим также спреды - это продукт, который получается путем смешивания в определенной пропорции качественного растительного масла со сливочным маслом. И есть у нас "Крестьянское" сливочное масло, это продукт высокого качества, поэтому цена на него недешевая, в фирменном магазине — порядка 800 рублей за кг. Цена за спред — порядка 300 рублей. Если делать обзор за последние 20 лет, то можно проследить, как в периоды тяжелой экономической ситуации спрос на "Крестьянское" масло падал и рос на спреды. И так по всем продуктам».

На предприятии уже два года не поднимали цены, хотя дается это непросто. Спасает большой ассортимент — всегда есть продукты, которые за счет постоянного спроса позволяют иметь маржинальную прибыль.

В то же время Александр Суворов отмечает, что несмотря на большой ассортимент молочной продукции на Юге, местные производители в настоящее время испытывают ряд проблем.

«Коров, производящих молоко нужно кормить, тратить деньги на заготовки сена и зерна. Ввиду того, что энергоносители повышаются в цене, затраты на содержание КРС повышаются. Естественно, рост цен на молоко неизбежен. Производители молока, у которых его в избытке, не могут обеспечить рост цен, потому что есть директива - не повышать. Поэтому производитель молока рано или поздно сократит количество коров, поскольку это станет невыгодно. Сюда стоит добавить повышение цен на топливо: солярка сегодня стоит 60 рублей за литр , а в регионах ЦФО - уже 80 рублей», — анализирует ситуацию на рынке представитель АО «Молочный комбинат «Ставропольский».

Закваски, экспортный потенциал и господдержка


В начале года многие производители говорили о нехватке заквасок, которые ранее приобретались у иностранных компаний. Сейчас это вопрос уже не стоит так остро.

покупка молока.jpg
Поделиться

Сегодня стоимость продукции стала для покупателей важнее ее качества. Фото: freepik.com

 «В настоящее время в России нет дефицита заквасок. Эта категория не попала под санкции, а международные партнеры продолжают выполнять все свои обязательства. Компании не планируют покидать российский рынок, и говорить о возникновении дефицита кисломолочных продуктов нет никаких оснований, — комментирует Мария Жебит. — В случае возникновения логистических трудностей и задержек с поставками заквасок у производителей всегда есть сформированные запасы, кроме того, в России существуют и альтернативные поставщики заквасок, и свои производители заквасочных культур, поэтому выпуск кисломолочной продукции не будет прекращен».

Более важным сегодня является освоение новых рынков сбыта и отправка формирующегося избытка молочной продукции на экспорт.

«Большое количество компаний активно занимается налаживанием поставок на внешние рынки, ранее закрытые для России. Это не только традиционные для нас партнеры из стран СНГ, а государства Африки, Азии, Ближнего Востока. — пояснила представитель национального союза производителей молока «Союзмолоко». — Потребление молочных продуктов в мире растет в среднем на 2-3% в год. При этом спрос на молоко на традиционных и наиболее конкурентных рынках стагнирует, и рост обеспечивают именно эти новые рынки. В связи с этим для нас открываются хорошие возможности для увеличения экспорта в эти страны. В первую очередь производители сегодня всерьез рассматривают возможности поставок биржевых молочных продуктов - сухого молока, сыворотки, сыров, а также компонентов – WPC, пермеат, лактоза».

По словам Марии Жебит, главным барьером для более интенсивного развития экспорта всегда оставалась дорогостоящая логистика, которая делала неконкурентноспособной российскую молочную продукцию на мировом рынке. Поэтому господдержка в виде 100% компенсации логистических затрат позволит российским предприятиям получить преимущество на внешних рынках.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1