92 98 13

Зачем едут в Ростов-на-Дону, и почему здесь сложно развивать туризм

1603
8 минут

По данным Агентства по развитию туризма Ростовской области, в 2023 году регион посетило более 4,3 млн туристов — это почти в два раза больше, чем в 2019 году. «Эксперт Юг» собрал мнения экспертов в сфере туризма о том, как меняется портрет гостя, что его интересует на Дону, какие направления ещё стоило бы развивать и что ограничивает турпоток в регион.

Зачем едут в Ростов-на-Дону, и почему здесь сложно развивать туризм

У фирменного поезда «Тихий Дон». Фото: соцсети компании «Рейна-тур НТВ»
Поделиться
В основном, в Ростов едут транзитные туристы и гости из соседних регионов. Но транспортные ограничения и новый автомобильный обход города поток посетителей точно не увеличат. Чтобы сохранить его хотя бы на уровне прошлого года, понадобятся дополнительные усилия.

При этом смотреть в Ростове-на-Дону есть на что. Туристов привлекает богатая история и казачьи традиции, за городом закрепилась репутация гастрономической столицы Юга России. Появляются новые формы загородного отдыха — например, винный туризм и тематические глэмпинги.

Новые гости: транзитные туристы и соседи

По словам экспертов, большая часть туристов — автомобилисты, которые едут через Ростов-на-Дону в Сочи и Крым. Многие из них останавливаются передохнуть и осмотреть достопримечательности. Некоторые даже заезжают в город дважды — на пути туда и обратно.

«Самый продаваемый и массовый туризм строится сегодня на заказе экскурсий по городу, — утверждает Татьяна Нечепаева, гендиректор туристической компании «Рейна-тур НТВ». — Кроме того, мы организуем базовые классические экскурсии для семей по знакомству не только с Ростовом, но и ближайшими городами — Таганрогом, Азовом, Старочеркасском. Также весь прошлый год мы имели дело с трафиком с присоединенных территорий. Люди приезжали, размещались здесь и, безусловно, знакомились с городом, мы организовывали для них экскурсии».

Транзитный характер ростовского туризма подтверждает и Алексей Матвеенко, генеральный директор ООО «Город-Парк» — агентства по развитию и продвижению проектов в сфере туризма, гастрономии и городской среды. Он считает, что жители Ростова-на-Дону из-за высоких цен на отдых у моря и нестабильной обстановки продолжат осваивать локальные достопримечательности. Добавятся к ним и туристы из соседних регионов:

«В начале этого года наметилась интересная тенденция — в Ростовскую область адресно приезжают гости из соседних регионов, например, из Краснодарского края, — рассказывает Матвеенко. — Именно с рекреационной целью, а не за покупками, не лечиться, не учиться. У себя они всё уже видели и осмысленно расширяют географию путешествий на юге. Есть также комбинированные туры из Москвы: например, туристы прилетают в Волгоград, потом поездом приезжают в Ростов, а дальше либо возвращаются, либо едут туда, откуда можно улететь — в Минводы или Ставрополь. Были попытки продавать туры крымчанам, но они пока не увенчались успехом: у жителей Крыма особый менталитет».

Матвеенко1.jpg
Поделиться
Алексей Матвеенко, генеральный директор ООО «Город-Парк» считает, что ростовчане продолжат осваивать локальные достопримечательности. Фото: предоставлено собеседником

Впрочем, экскурсовод Анжела Сиваш утверждает, что туристов из Крыма на её экскурсиях бывает немало, просто на полуострове хорошо развит турбизнес и местные туроператоры сами организуют многочисленные автобусные туры по всей стране и даже в Белоруссию.

«Часто они едут транзитом через Ростов и здесь им удобно сделать первую ночёвку, — говорит Анжела. — При этом обязательно едут на обзорную экскурсию, если период навигационный — добавляют речную прогулку. В некоторых турах, например, из Крыма в Астрахань, предусмотрено двухдневное пребывание в Ростове — чтобы побывать и в Старочеркасске».

На эту тему
Нехватка флота и обмеление рек: как развивается речной транспорт и круизный туризм на Юге
Поделиться
Ещё один популярный у туристов способ посещать Ростов-на-Дону — речные круизы. По данным компании «ВодоходЪ», на начало марта 2024 года продажи круизов на Юг к аналогичному периоду прошлого года выросли на 20%. При сохранении динамики компания предполагает перевезти в южном направлении более 15 тыс. круизных туристов.

«Мы традиционно обслуживаем туристов на пароходных маршрутах, которые заходят в Ростов, предоставляем им экскурсии, — говорит Татьяна Нечепаева. — Вообще отдых на реке летом пользуется высоким спросом. В Ростове есть несколько классных современных катамаранов, их часто заказывают, как и яхты. В отелях на левом берегу Дона, таких как “Петровская застава“, “Казачья пристань“ летом сложно найти места».

Старинная архитектура и гастротуризм

Чаще всего туристы интересуются тем, что больше всего отличает Ростов-на-Дону от других регионов Юга России — это его богатая история и архитектура, а также традиции донского казачества. Кроме того, в последние годы популярным стал гастротуризм — путешествие за вкусовыми впечатлениями.
«Для любого жителя Краснодарского края Ростов — это южный мегаполис. Настоящий город со старинной архитектурой, с проспектами — таких на юге больше нет. К сожалению, сохранением исторического наследия у нас интересуются общественники и гиды, но вот краснодарцы уже приезжают на него посмотреть», — говорит Алексей Матвеенко.

Предложения ростовских рестораторов регулярно отмечаются престижными наградами. Так, в 2023 году Ростовская область заняла второе место в номинации «Территория гастрономического туризма» премии Russian Travel Awards, а в 2024 году два заведения Ростова-на-Дону вошли в шорт-лист независимой ресторанной премии WhereToEat RUSSIA.

Бар.jpg
Поделиться
Ростов получил признание как гастрономическая столица южного региона. Фото: «Рейна-тур НТВ» 

«Гости ориентированы на Ростов как на гастрономическую столицу, потому что здесь есть всё, что касается разных кухонь — аутентичных, национальных, на любой кошелек. Всех потрясает центральный рынок. У нас специально под формат гастрономии написаны экскурсии — “Три века ростовской еды“, “От Базара до Базара“. Второй год делаем MICE-проекты для деловых путешественников. Таких групп пока немного, но я считаю, что, когда откроется аэропорт, этот формат получит импульс для роста», — считает директор «Рейна-тур НТВ».

По наблюдениям экскурсовода Анжелы Сиваш, ажиотажный спрос на гастрономические экскурсии был два года назад, но интерес сохраняется и теперь:

«При грамотной организации любой тур по Ростовской области может стать гастрономическим — хоть казачий, хоть литературный, хоть о войне. Мы постоянно придумываем новые экскурсии, чтобы не ограничивать ассортимент темами “Ростов-Папа“ и “Ростов купеческий“. Люди, которые приезжают в город не первый раз, а на тех же круизах много “возвратных“ пассажиров, должны получать новый продукт».

Энотуризм и глэмпинги

Помимо городского туризма, Ростовская область предлагает разные варианты отдыха за городом. Среди относительно новых направлений — винный туризм и глэмпинги, причем иногда эти направления совмещаются.

Например, «Винодельня Молчанова» в Волгодонском районе Ростовской области на грантовые средства, выделенные на развитие агротуризма, строит кемпинг у своих виноградников.

На эту тему
Гибриды и автохтоны винодела Молчанова
Поделиться
«Мы сейчас достраиваем дегустационный комплекс и к 1 мая надеемся принять первых гостей, — говорит основатель винодельни Николай Молчанов. — В качестве потенциальных туристов, в первую очередь, рассматриваем местную аудиторию. Но так как мы находимся на трассе, которая ведет к морю, то с середины лета будем ждать и транзитных туристов. В любом случае, наша основная задача — выращивание и переработка винограда, а туризм мы рассматриваем как помощника в популяризации казачьих традиций виноделия. Поэтому наша целевая аудитория — люди, которым интересно узнать об истории донского виноделия, об автохтонах, и, конечно, попробовать и приобрести нашу продукцию, если она им понравится».

Места для ночевки появятся и в парке птиц «Малинки» в Красносулинском районе, куда раньше можно было приехать только на день. Как рассказали в пресс-службе парка, «Кенгуру-глэмпинг» — часть большого инвестиционного проекта «Сафари», который предполагает инвестиции в размере более 500 млн, но пока остановлен по объективным причинам. До декабря 2024 года планируют ввести 50 номеров с удобствами по соседству с живыми кенгуру и другими экзотическими животными.

Предполагаемая стоимость номера — от 1500 до 3000 рублей с человека, ориентированы они на семьи с детьми, номеров на двоих не будет.

Малинки1.jpg
Поделиться
Новые глэмпинги предоставляют не только услуги проживания, но и возможности для активного отдыха. Фото: соцсети парка птиц «Малинки»

Как замечают туроператоры, основные потребители услуг глэмпингов — ростовчане, которые желают лучше узнать свой регион.

«Глэмпинги стали появляться в период пандемии, — утверждает Татьяна Нечепаева. — Именно тогда возник запрос на уединенные объекты, которые расположены в живописных местах. С тех пор эта тема хорошо развивается и, по сути, за ней будущее. Есть интересные объекты и в Донецком, и в Каменском районе, и на Левобережье в том числе. Многие предлагают не только проживание, но и разные активности, возможности для спорта. Было бы хорошо, если бы таких семейных объектов становилось больше. У Азовского моря, например, не до конца реализованный потенциал».

Транспорт и реклама

Несмотря на высокий интерес к внутреннему туризму, наличие и автобусных, и круизных туров, Ростовская область, по мнению экспертов, недополучает организованный туристический трафик из-за ограниченной логистики. И речь не только о закрытом аэропорте, но и о доступности железнодорожного транспорта.

«Желающих посетить Ростов много, но доехать они к нам практически не могут, так как сложно купить билеты в этом направлении. Поэтому ожидаем, что летний сезон 2024 года будет примерно таким же, как и предыдущий», — считает Татьяна Нечепаева.

Рейна.jpg
Поделиться
Массовый турист всё ещё не воспринимает Ростов как отдельное туристическое направление. Фото: «Рейна-тур НТВ»

Из-за Аксайского обхода Ростова-на-Дону, который ввели в эксплуатацию летом 2023 года, город может лишиться части потенциальных транзитных туристов. Решить эту проблему, по мнению гендиректора ООО «Город-Парк» Алексея Матвеенко, поможет дополнительная реклама до развязки:

«Массовый турист всё ещё не воспринимает Ростов как отдельное туристическое направление. Нужна мотивация, популяризация каких-то объектов, распространение информации о городе. Думаю, что имеет смысл вложить какие-нибудь 500 тысяч рублей в баннеры на подъезде к городу и продвигать конкретные локации, направления. Типа “Вы приближаетесь к Ростову-на-Дону. 5000 редких животных в одном из самых больших зоопарков России ждут вас“. Или “Попробуйте плоды легендарного донского виноделия в ресторанах и кафе Ростова-на-Дону“. В век соцсетей красиво поданная информация от толкового и вовлеченного блогера-миллионника также позволила бы привлечь определенное число гостей».
0
7
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .