93 100 13

Мучительное перерождение порта

1661
16 минут

Недавний акционерный конфликт в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) стал одним из следствий возвращения на командные высоты российской экономики людей, близких к президенту Владимиру Путину. Главным приоритетом для порта теперь, скорее всего, станет перевалка нефти и нефтепродуктов, а не развитие высокорентабельного контейнерного направления. Окончательную ясность в перспективы развития НМТП должна внести продажа 20-процентного госпакета акций компании, намеченная на этот год

Мучительное перерождение порта

Поделиться
Нынешняя непростая ситуация вокруг Новороссийского порта представляет собой отражение процессов, происходивших в последние годы в российской элите. В период президентства Дмитрия Медведева было принято прецедентное решение допустить к владению и управлению этим стратегическим активом группу «Сумма» бизнесмена дагестанского происхождения Зиявудина Магомедова, близкого к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главному идеологу экономической политики Дмитрия Медведева. Хорошие связи во власти, помноженные на стремление к быстрому вхождению на растущие рынки, сделали Магомедова восходящей звездой российского политического капитализма. Только с 2010 по 2011 годы его состояние, по оценке журнала «Финанс», выросло с 800 млн до 3 млрд долларов, а позиции «Суммы» в различных сферах российской экономики заметно усилились.

Вхождение «Суммы» в капитал и менеджмент НМТП происходило в тот момент, когда перспективы второго срока Медведева рассматривались как вполне реальные. В начале 2011 года в результате многоступенчатой сделки «Сумма» и «Транснефть» через зарегистрированную на Виргинских островах структуру Novoport Holding Ltd получили в паритетное владение 50,1% акций ОАО «НМТП». При этом в состав Группы НМТП вошли два важных актива на Балтике — Приморский торговый порт, специализирующийся на перевалке нефти (первоначальный опыт партнёрства «Транснефть» и «Сумма» приобрели именно здесь), и Балтийская стивидорная компания, занимающаяся перевалкой контейнеров. В общем грузообороте морских портов России на долю Группы НМТП в расширенном составе тут же пришлось порядка 30%. В рейтинге крупнейших компаний ЮФО, составленном аналитическим центром «Эксперт ЮГ», группа по итогам 2011 года заняла 18 место с выручкой 30,846 млрд рублей и чистой прибылью 3,735 млрд рублей. Благодаря присоединению активов на Балтике рост выручки составил почти 60%.

Однако в новых экономических и политических реалиях мы видим попытки внести значительные коррективы в, казалось бы, уже понятную судьбу НМТП.

Недоналили

Договорённости между «Суммой» и «Транснефтью» предполагали, что холдинг Зиявудина Магомедова будет курировать перевалку генеральных, навалочных и контейнерных грузов, а госкомпания — наливные грузы, которые в структуре грузооборота группы НМТП занимают порядка 80%. Однако новая конфигурация совета директоров ОАО «НМТП» не соответствовала этой пропорции. «Сумме» досталось в совете три места, «Транснефти» — два, и ещё двое членов совета представляли государство как владельца третьего по объёму пакета акций компании в 20%. Кроме того, «Сумма» нашла для НМТП нового гендиректора — принявшего российское гражданство словенца Радо Антоловича, имеющего в мировой стивидорной отрасли репутацию специалиста экстра-класса. Одним из первых результатов его работы стала опубликованная в марте прошлого года Стратегия развития Группы НМТП до 2020 года. Ещё в конце прошлого года «Сумма» не скрывала своё намерение приобрести 20-процентный госпакет акций НМТП и активно скупала бумаги порта, находящиеся в свободном обращении.

Однако с возвращением на пост президента Владимира Путина у людей из его окружения появилась возможность потеснить набравшую определённый вес группу, близкую к Дмитрию Медведеву. Президент «Транснефти» Николай Токарев как раз и является одним из видных представителей путинского круга — ещё в 1980-х годах он работал вместе с Путиным в ГДР. Сразу после того, как глава государства в начале февраля устроил в Сочи публичный разнос деятельности бывшего главы совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова (ещё один бизнесмен из окружения Медведева и Дворковича), Николай Токарев направил в адрес представителей «Суммы» письмо с рядом претензий со стороны «Транснефти». В этом документе говорилось о «неоднократном игнорировании позиции “Транснефти” и её представителей» в совете директоров НМТП, в связи с чем предлагалось избрать нового председателя совета (на эту должность был предложен первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин) и приостановить полномочия гендиректора. Кроме того, утверждалось, что менеджмент порта в ущерб интересам «Транснефти» отдаёт приоритет тем видам грузов, которые при разделе сфер влияния между стратегическими партнёрами достались «Сумме».

Впрочем, спустя короткое время «Транснефть» и «Сумма» договорились, что на грядущем в середине марта заседании совета директоров ОАО «НМТП» пост его председателя всё же займёт Максим Гришанин, а Радо Антолович останется гендиректором. Однако за несколько дней до заседания против Антоловича было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 204 УК РФ («Служебный подкуп»), и гендиректору НМТП пришлось временно сложить полномочия. Следующим представителем «Суммы», который может покинуть Новороссийск, является бывший глава совета директоров НМТП Марат Шайдаев. В середине мая в СМИ появилось сообщение, что в ближайшее время он может выйти из состава совета и перейти на работу в правительство Дагестана. Это связано с тем, что у «Суммы» есть намерение получить контроль над Махачкалинским портом, который внесён в план приватизации на 2011–2013 годы.

Ряд опрошенных «Экспертом ЮГ» аналитиков считают, что «Сумма» в принципиально изменившейся ситуации, скорее всего, не будет пытаться приобрести 20-процентный госпакет НМТП — впрочем, об отказе от соответствующих намерений уже заявила и «Транснефть». «Государство вернуло контроль (над портом. — “Эксперт ЮГ”), и сегодня в совете директоров из семи человек четверо представляют интересы государства: Росимущество, Минтранс и “Транснефть”. Поэтому из чисто хозяйственных интересов тратить деньги я считаю нецелесообразным», — заявил Николай Токарев в начале апреля, сообщив также, что вопрос о продаже госпакета должен быть наконец решён в этом году. По словам президента «Транснефти», стоимость акций оценивается в диапазоне 300–400 млн долларов; кроме того, Токарев дал понять, что его компания готова рассмотреть перспективу выкупа доли «Суммы» в НМТП.

Теперь остаётся только определиться со сроком продажи госпакета. В начале апреля по инициативе Росимущества было принято решение сделать это не в форме SPO, а с аукциона целиком, причём победителю будет запрещено перепродавать акции в течение года. «Мы уже сформировали отчёт совместно с агентом по продаже и отпрофилировали классы инвесторов, — заявила глава Росимущества Ольга Дергунова. — Из 30 компаний на сегодняшний день мы видим порядка 10, которые выказали неподдельный интерес и выразили желание голосовать деньгами».

Контейнерный аккорд

Риторика восстановления госконтроля над стратегическим активом не должна заслонять тот факт, что НМТП — это предприятие, способное показывать выдающиеся финансовые результаты. В прошлогоднем обзоре деятельности портов юга России (см. публикацию «Порты растут местами» в № 21 от 28 мая 2012 года) мы отметили характерную тенденцию: совокупный объём перевалки грузов через Новороссийский порт за последние несколько лет практически не увеличивается, а финансовые показатели при этом демонстрируют значительный рост. В 2012 году этот тренд вновь проявился.

Консолидированный суммарный грузооборот Группы НМТП в прошлом году вырос лишь на 1,2%, составив 158,9 млн тонн. Другое дело — финансовые результаты года, отражённые в недавно опубликованной консолидированной отчётности ОАО «НМТП» и дочерних компаний по МСФО. При снижении выручки на 1,5% прибыль группы увеличилась в 2,5 раза — до 9,744 млрд рублей, а показатель EBITDA — на 7,4%. Такая динамика финансовой эффективности — явная заслуга Радо Антоловича и его команды. Правда, следует отметить, что долговая нагрузка группы остаётся стабильно высокой, хотя за прошлый год соотношение долга к EBITDA удалось снизить с 4,3 до 3,4, а размеры чистого долга — с 2,506 до 2,262 млрд долларов.

Однако структура грузооборота Группы НМТП свидетельствует о том, что претензии «Транснефти» появились не на пустом месте — совокупный объём перевалки наливных грузов через порты группы в последние годы действительно не демонстрирует существенной динамики. В 2011 году ОАО «НМТП» сократило перевалку нефти почти на 2,4 млн тонн; в прошлом году перевалка наливных грузов в целом по Группе НМТП увеличилась на символические 0,5%, причём грузооборот сырой нефти продолжил снижение. Удержаться на уровне 2011 года позволил значительный рост в сегменте нефтепродуктов благодаря запуску в Новороссийском порту мазутного терминала в партнёрстве с Gunvor. То, что экспорт нефтепродуктов через Новороссийск показывает высокую динамику, — это, безусловно, отрадная тенденция. Однако соотношение сырой нефти и нефтепродуктов в структуре грузо­оборота порта пока остаётся красноречивым доводом в пользу рассуждений о «сырьевой игле»: 110,8 млн тонн против лишь 19,4 млн тонн в 2012 году.

«Существенный объём нефти и нефтепродуктов ушёл из Новороссийска в другие порты — на восток по ВСТО и в Усть-Лугу на западном направлении, — поясняет аналитик БКС Игорь Краевский. — Поэтому инвестиции в развитие недозагруженного нефтерайона Шесхарис в Новороссийском порту были по факту сокращены, что и вызвало недовольство “Транснефти”, у которой есть обязательства по развитию нефтеналивной инфраструктуры». По мнению г-на Краевского, с приходом в НМТП команды Максима Гришанина инвестиции в этом направлении, судя по всему, будут активизированы. «Это хорошая новость для рынка, — говорит руководитель одной из кубанских компаний, работающих в сфере ТЭК. — Непонятно, правда, почему за это решили взяться только сейчас, а не несколько лет назад».

Куда большую активность команда Радо Антоловича проявила в сфере перевалки контейнеров. В 2012 году оборот в этом сегменте увеличился не слишком значительно — всего на 4,4%, однако у гендиректора НМТП были далеко идущие планы по его развитию. «У России сегодня почти нет прямого сервиса для приёма судов ёмкостью пять-шесть тысяч TEU, такие мощности есть только в Петербурге на контейнерном терминале “Петролесэкспорта” для грузов из Южной Америки, — говорил Радо Антолович в интервью “Эксперту ЮГ” на прошлогоднем инвестиционном форуме в Сочи. — Поэтому нам нужен контейнерный терминал, где можно принимать суда как минимум ёмкостью в пять тысяч TEU. Что это даёт порту? Прежде всего — конкурентное преимущество. Это значит, что мы сможем напрямую принимать суда из Азии, в том числе с насыпными грузами дедвейтом 100 тысяч тонн и более, а при перевалке контейнеров не нужно будет делать трансшипмент через средиземноморские порты». По словам г-на Антоловича, в конце прошлого года порт должен был перейти к модернизации контейнерного терминала «Новорослесэкспорта» ёмкостью 280 тысяч TEU с увеличением на 100 тысяч TEU.

Претенденты на пакет

Однако в сегменте перевалки контейнеров под боком у Группы НМТП вырос сильный конкурент — ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» (НУТЭП), крупнейший независимый оператор в Новороссийском порту. Эта организация входит в группу компаний «Дело» экс-депутата Госдумы Сергея Шишкарёва, который считается фигурой, близкой к президенту «Роснефти» Игорю Сечину. В 2011 году, после того как НУТЭП окончательно вошло в структуру «Дела», контейнерооборот предприятия превысил 200 тысяч TEU (для сравнения, Группа НМТП за 2011 год через свои терминалы в Новороссийске и Балтийске перевалила 597,4 тысячи TEU). Рост НУТЭП в этом сегменте составил более чем 60% в сравнении с предшествующим годом, а рост грузооборота в тоннах превысил 100%, чистая прибыль увеличилась на 90%. Это стало результатом значительных инвестиций в модернизацию активов, в том числе ввода в строй нового причала длиной 181 метр, и приобретения новой техники. Информации по объёмам перевалки контейнеров за 2012 год ещё нет, но финансовые показатели НУТЭП продолжили расти: выручка, по данным СПАРК, увеличилась на 22% (почти до 1,5 млрд рублей), а чистая прибыль — на 82% (до 594 млн рублей). В планах НУТЭП, обозначенных в годовом отчёте 2011 года, — увеличение пропускной способности контейнерного терминала с нынешних 350 до 600 тысяч TEU.

В конце прошлого года группа Сергея Шишкарёва начала консолидацию стивидорных активов в рамках структуры Delo Ports Ltd, параллельно вступив в переговоры с банком UBS — организатором сделки по продаже госпакета акций НМТП. В феврале группа «Дело» объявила, что намерена участвовать в торгах, причём возможным партнёром в финансировании покупки была предсказуемо названа «Роснефть», которой в прошлом году не удалось получить гос­пакет в обход конкурсных процедур.

Ещё одним претендентом на гос­пакет НМТП выступила краснодарская компания «Нефтегазиндустрия», основным бенефициаром которой считается близкий к Владимиру Путину бизнесмен Владимир Коган, один из основателей петербургского Промстройбанка, а в недавнем прошлом — директор департамента строительства Минрегиона. В 2010 году «Нефтегазиндустрия» ворвалась в число крупнейших компаний ЮФО с выручкой в 16,8 млрд рублей, год спустя этот показатель увеличился до 24,8 млрд, а чистая прибыль компании выросла с 1,16 до 3,45 млрд рублей. О связи между Коганом и «Нефтегазиндустрией», учредителями которой являются офшорные структуры, стало известно из документации к тендеру на приобретение 50% минус 1 акция Объединённой зерновой компании, контролирующей зерновой терминал в Новороссийском порту мощностью 3,8 млн тонн. Этот тендер «Нефтегазиндустрия» проиграла одной из структур «Суммы», но политическая конъюнктура с тех пор резко поменялась.

Интерес «Нефтегазиндустрии» к Новороссийскому порту не случаен. Главным активом компании является расположенный под Краснодаром Афипский НПЗ, который сейчас находится в процессе модернизации, — она позволит увеличить глубину нефтепереработки с 51 до 93%. Основная часть продукции Афипского завода отправляется на экспорт, и для оптимизации этого процесса «Нефтегазиндустрии» удалось добиться от государства разрешения на строительство собственного нефтеперевалочного терминала. 30 декабря прошлого года было подписано постановление правительства о расширении Новороссийского порта за счёт включения в состав его границ ряда участков на побережье Цемесской бухты в районе мыса Пенай. На этой территории компания планирует в 2014 году начать строительство терминала для перевалки нефтепродуктов; стоимость проекта заявлена в пределах 1 млрд долларов, срок окупаемости — три года, мощность — до 11 млн тонн в год. В сравнении с теми объёмами нефтепродуктов, которые сегодня переваливаются через терминалы Группы НМТП, это не так много, но появление проекта «Нефтегазиндустрии» лишь подтверждает общую тенденцию всё большей ориентации Новороссийского порта на наливные грузы.

Ряд аналитиков оценивают шансы «Нефтегазиндустрии» на приобретение госпакета НМТП выше, чем группы «Дело». «После того, как “Сумму” оттеснили от руководства портом, вероятность того, что она не станет покупателем пакета, равна 99 процентам, — комментирует Игорь Краевский. — Навряд ли им окажется и группа “Дело”, которая сконцентрируется на развитии контейнерного и прочих направлений бизнеса. Возможно, Коган и его “Нефтегазиндустрия” станут покупателем и неким арбитром, уравновешивающим позиции двух других крупных акционеров, но пока делать однозначные прогнозы невозможно». Не стоит забывать и о других претендентах, среди которых, например, называется инвестфонд из ОАЭ Abu Dhabi Invest AD, в марте сообщивший российскому правительству о своём интересе к сделке. У фонда уже есть опыт работы на юге России — в конце прошлого года ему принадлежал небольшой пакет акций ОАО «Красная Поляна».

Порт на распутье

Отстранение от руководства НМТП такого профессионала, как Радо Антолович, может иметь серьёзные последствия для группы. Конфликт между её акционерами разворачивался на фоне негативной рыночной конъюнктуры, которая существенно повлияла на результаты деятельности компании в первые месяцы этого года. По сообщению Группы НМТП, с января по апрель консолидированный грузооборот снизился на 10,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а курс акций НМТП с начала февраля упал примерно на 20%. За I квартал группа получила убыток по стандартам РСБУ более 563 млн рублей против прибыли 5,7 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.

Высокими ряд экспертов считают и репутационные издержки, которая понесла компания из-за уголовного дела против Радо Антоловича. «Это очень неприятная история как для НМТП, так и для всего инвестиционного климата в России, — говорит Игорь Краевский. — Она ещё раз показала, как “делаются дела” в России и что случается с неугодными людьми. Однозначно можно сказать, что конфликт подпортил репутацию самой компании и негативно отразился на её рыночной капитализации. На операционных издержках эти события вряд ли сказались, но во многом это заслуга выстроенных бизнес-процессов и диверсификации бизнеса».

По поводу дальнейшего развития сюжета «нефть против контейнеров» у аналитиков пока нет единого мнения. «Контейнеры остаются одним из стабильно растущих грузов, поэтому развитие этого маржинального сегмента экономически целесообразно, но какое видение у новой команды, пока неизвестно, — рассуждает Игорь Краевский. — Также остаётся под вопросом, хватит ли у НМТП средств на реализацию других проектов, если основной объём инвестиций будет направлен на развитие Шесхариса. В ближайшие годы НМТП предстоят существенные выплаты по долгу, поэтому желание “Транснефти” высокими темпами развивать нефтеналивной бизнес может привести к тому, что на развитие других проектов не хватит средств, особенно в нынешней шаткой ситуации в экономике». Тем не менее, уже в апреле НМТП начал реконструкцию порта, предусмотренную стратегией развития. По словам временного гендиректора компании Юрия Матвиенко, реализация этих планов позволит принимать в Новороссийском порту балкерные суда дедвейтом до 100 тысяч тонн и контейнеровозы до 6 тысяч TEU.

Аналитик агентства “Инвесткафе” Андрей Шенк полагает, что новый совет директоров НМТП будет стараться скорректировать инвестпрограмму в сторону увеличения инвестиций в нефтяной комплекс и сокращения в других сферах. «Я думаю, что контейнерный терминал будет расширен до 660 тысяч TEU в год, однако дальнейшее увеличение контейнерных мощностей отойдёт на второй план, — продолжает г-н Шенк. — Полностью от развития перевалки других типов грузов порт не откажется, но их доля расти не будет, и, вероятнее всего, сохранится соотношение 80 на 20 процентов в пользу наливных грузов». В подтверждение этой гипотезы Николай Токарев совсем недавно заявил, что в течение трёх лет «Транснефть» рассчитывает выйти на экспортную отгрузку нефтепродуктов в Новороссийске в объёме 15 млн тонн. В этом проекте будут задействованы расположенные неподалёку Афипский, Ильский и Краснодарский НПЗ, а также Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа.

В то же время ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов убеждён, что НМТП будет развивать все виды грузоперевозок: «Развитие контейнерных перевозок прекрасно укладывается в политику государства — это очень перспективный бизнес для нашей страны, заработать на нём можно много, особенно если принять во внимание интерес государства и РЖД к этой сфере. Россия активно продвигает на мировом рынке транзитный маршрут между Европой и Азией по своей территории, всячески доказывает его преимущество, и перевалка контейнеров через НМТП может стать составной частью этого маршрута». А вот в случае с предстоящим расширением мощностей по перевалке наливных грузов г-н Баранов обращает внимание на экологические риски. Кроме того, не стоит забывать и о возможной протестной активности жителей курортных территорий. В любом случае для более точных прогнозов следует дождаться завершения эпопеи вокруг продажи госпакета акций НМТП.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .