51 54

Малый бизнес тянут крупные

1248
8 минут

Благодаря «кредитным фабрикам» показатели кредитования МСБ на Юге растут. Однако нынешних темпов недостаточно для ускорения роста общего корпоративного портфеля: государству необходимо стимулировать предпринимателей, а региональным банкам – активнее подключаться к процессу

Малый бизнес тянут крупные

Поделиться
На уровне региональных банков рост кредитного портфеля предприятий составил всего 15%, а ведь год назад показатели развития южной банковской системы даже опережали общероссийские. Рост портфеля кредитов предприятиям тогда достиг 33% (против 28 по РФ), а в сегменте ИП – 49% (40% по России). Замедление кредитования корпоративного сектора – это общероссийский тренд: по данным «Эксперт РА», в целом по стране динамика развития корпоративного портфеля по итогам 2012 года составила всего 17%. Аналитики склонны связывать это с двумя факторами. Во-первых, дело в общемировой экономической нестабильности. Как отмечают специалисты аудиторско-консалтинговой компании BDO в результатах исследования особенностей финансирования реального сектора коммерческими банками и инвестиционными институтами в 2012 году, банки по-прежнему подходят к кредитованию с осторожностью и пока не планируют смягчать требования к заёмщикам и залогам. Более того, учитывая нестабильную ситуацию в экономике и повышенные риски, ожидать смены предпочтений на рынке в ближайшее время не приходится. А значит, расширение границ и объёмов кредитования будет зависеть как от стабилизации экономики в еврозоне и России, так и от темпов экономического роста в целом. Во-вторых, сыграло свою роль увлечение банков розницей, побившей в этом году докризисные рекорды и преодолевшей черту в триллион рублей кредитами.

На этом фоне показатели кредитования сектора МСБ федеральных и международных банков зашкаливают: рост портфелей в отдельных примерах превышает 200%. К сожалению, подобная гиперактивность пока не толкает вверх весь корпоративный сегмент: совокупных усилий роста всего малого бизнеса, берущего небольшие и короткие (часто меньше года) кредиты, для этого не хватает. Вдобавок к этому, региональные банки ощутимо проигрывают крупным коллегам, внедряющим скоринговые технологии в кредитовании сегмента МСБ. Расти есть куда: на Юге сегмент малого бизнеса – один из самых слабо развитых в сравнении со средними показателями по стране (см. график 1). Чтобы не упустить возможности для роста портфеля, банки могут осваивать современную бизнес-аналитику и сотрудничать с гарантийными фондами и институтами развития.

Торговля не может капитализироваться

Опрос ведущих игроков южного банковского рынка показывает, что рост портфелей МСБ в 2012 году колебался от высокого от феноменального. Росбанк в 2012 году перевыполнил свой план на 124%, выдав 1 млрд. 430 млн рублей, у Райффайзенбанка кредитный портфель в сегменте малого и микробизнеса увеличился на 48% по сравнению с 2011 годом и составил 1 675 млн рублей, у ВТБ24 прирост 49%, общий объём кредитного портфеля 12,7 млрд. рублей. Крупные банки, входящие в ТОР-5 регионального рейтинга, тоже хорошо «поправились» в этом сегменте: «Центр-инвест» рапортует, что за 2012 год банком выдано более 4400 кредитов на общую сумму 26 млрд рублей, а прирост составил более 1,4 млрд рублей, у краснодарского «Кубань Кредита», начавшего региональную экспансию, динамика портфеля МСБ достигла 211,4%.

Никаких прорывов в отраслевой специфике этого роста нет, что говорит о том, что малый бизнес по-прежнему кредитуется в основном в целях поддержания текущей деятельности предприятия. Евдокия Малогловец , региональный директор Южного филиала Росбанка, замечает, что с точки зрения отраслевой принадлежности подавляющее большинство компаний малого и среднего бизнеса относится к сегменту предприятий торговли и услуг и транспортному сектору. «Меньшая доля приходится на компании сферы производства, — констатирует г-жа Малогловец. — Предприниматели стараются расплатиться по кредиту в течение трёх лет, исключение составляет ипотека коммерческой недвижимости, здесь сроки более длительные».

Яна Гамалей , управляющий ростовским филиалом банка «Возрождение», тоже признаёт, что основная масса региональных заёмщиков, являющихся субъектами малого бизнеса, относится к организациям, занимающимся оптовой и розничной торговлей. Доля производителей и переработчиков в последние несколько лет увеличивается незначительно. «Чаще всего малые предприятия кредитуются на пополнение оборотных средств, иногда берут кредиты на покупку коммерческой недвижимости, автотранспорта, производственного оборудования и других основных средств», — перечисляет г-жа Гамалей. Малые предприятия обычно кредитуются суммами в 10-15 млн рублей: это объясняет, почему такой существенный рост числа кредитуемых предприятий не подкрепляется увеличением общего роста корпоративных активов.

Вячеслав Шабайкин , первый заместитель председателя правления ОАО АКБ «Международный финансовый клуб», поясняет, что торговля стабильно оказывается на высоких позициях благодаря тому, что торговые предприятия часто кредитуются на малые сроки, беря кредиты в основном на пополнение оборотного капитала. «Риски минимальны: эти кредиты достаточно легко контролируются, по ним легко отслеживаются обороты и есть возможность применения возобновляемых схем кредитования, например, овердрафта», — говорит г-н Шабайкин.

Судя по всему, пока нет повода думать, что кредиты «удлинятся» – и именно вследствие отраслевой специфики региональной экономики. В ней преобладают торговые предприятия, далеко не всегда обладающие хорошим комплектом залоговых средств. Юлия Широкова , старший юрист департамента юридического и налогового консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр», отмечает, что отсутствие адекватного обеспечения по кредиту – это повышение риска невозврата для банка, увеличение размера резерва по кредиту, а также дополнительные издержки, которые банк пытается компенсировать, повышая ставку по кредиту. «Таким образом, кредиты для малого и среднего бизнеса, нуждающегося в привлечении более “дешёвых” средств, чем крупные игроки, становятся в итоге дороже, — комментирует г-жа Широкова. — Всё это приводит к тому, что малый и средний бизнес ищет иные способы и схемы привлечения финансирования, которые позволят получить кредит быстрее, чем в банке, либо на более выгодных условиях». Получается замкнутый круг: для выгодных кредитов малому бизнесу нужно вкладываться в капитализацию, но чтобы в неё вкладываться, нет средств: кредиты-то дорогие.

Банки открыли для себя микробизнес

Средняя «температура» динамики корпоративного кредитования по стране и региону (17% и 15% соответственно) говорит ещё и о том, что такой рост обеспечивается очень большим числом небольших кредитов. Опрос банкиров показывает, что 2012 год стал годом триумфа микробизнесменов, которых крупные банки начинают для себя открывать как класс. В предыдущие, особенно докризисные, годы, крупным кредиторам работать с ними было неинтересно: трудно было просчитать риски. Теперь банки отработали эффективные скоринговые модели и принялись привлекать крохотные фирмы, получая выгоду от широкого масштаба. Некоторые структуры заблаговременно начали заботиться об этом сегменте; так, например, Альфа Банк ещё в 2010 году учредил структурное подразделение «Массовый бизнес», специализирующееся на работе с малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями с годовой выручкой до 150 млн рублей в год. Как отмечает наш собеседник из Альфа Банка, сегодня потребность собственников в беззалоговых кредитах размером до 6 млн рублей особенно велика, при этом цели кредитования обозначаются как «любые».

Евдокия Малогловец тоже говорит о росте продажи кредитов в 2,4 раза. «На столь значительное увеличение повлияло расширение продуктовой линейки для клиентов данного сегмента в 2012 году: были запущены программы экспресс-кредитования как для собственников бизнеса – физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, лизинг и экспресс-лизинг автотранспортных средств», — поясняет г-жа Малогловец. Управляющий ростовским операционным офисом ВТБ24 Евгения Власова тоже называет ключевым фактором роста кредитования малого бизнеса в регионе запуск в апреле нового кредитного продукта «Бизнес-Экспресс». Всего банк выдал почти 3 тысячи кредитов на сумму 2,9 млрд рублей, включая выдачи по программам «Коммерсант» и «Бизнес-Экспресс», и по сравнению с 2011 годом рост составил 33%.

При этом несколько лет назад этот сегмент считали «своим» исключительно небольшие региональные банки: их конкурентным преимуществом был так называемый «персональный» подход. Ведь их интересует даже небольшая доходность за короткие небольшие кредиты. Однако теперь крупные банки научились работать с ними так же, как с потребительским сектором, кредитуя очень малых бизнесменов на основе формальных данных. Дмитрий Шахметов , директор регионального центра «Южный» ЗАО «Райффайзенбанк», рассказывает о появившейся недавно у банка скоринговой программе выдачи кредитов, позволяющей получить кредит до 4 млн рублей в течение 2-3 дней. «Во втором квартале 2012 года было принято решение по увеличению беззалоговых программ, разработаны новые продукты под финансирование контрактов до восьми миллионов рублей, не требующие залогового обеспечения; коммерческая ипотека до 100 миллионов рублей сроком до 10 лет», – говорит г-н Шахметов. Он тоже отмечает, что кредитование малого бизнеса является таким же привлекательным для банка, как и самый успешный сегмент банковского рынка – розничное кредитование. В связи с этим многие банки активно развивают направление кредитования предприятий малого бизнеса, расширяют продуктовую линейку, упрощают процедуры. Вероятно, в 2013 году это направление станет ударным для банкиров: так, например, в ростовском филиале банка «Возрождение» программа для микробизнеса стартовала в феврале 2013 года, Номос Банк активно продвигает беззалоговые кредиты Miсro до 3 млн рублей на срок до 5 лет и кредиты до 1 млн рублей на срок до 6 месяцев, которые оформляются при предоставлении минимального пакета документов.

Формально сегмент показывает хороший стойкий рост, но количественные показатели, обеспечиваемые динамикой большого числа маленьких кредитов, не дают экономике ускориться. Для этого ей нужны большие длинные деньги, а, как отмечает Вячеслав Шабайкин, сегодня, в условиях экономической нестабильности, сложно заглядывать даже за горизонт в 3 года. Кредит на 5 лет уже можно считать длинными деньгами. Региональным банкам придётся адаптироваться к этой ситуации, диверсифицируя бизнес и осваивая розничное кредитование и ещё тщательнее отбирая клиентов корпоративного сегмента.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1 /articles/malyy-biznes/