51 54

Узкие места молодого предпринимательства

3785
4 минуты

Финансирование бизнес-идей – главная проблема развития, а повышать привлекательность предпринимательства нужно через образование.

Узкие места молодого предпринимательства

Поделиться
Финансирование бизнес-идей – главная проблема развития бизнеса, а повышать привлекательность предпринимательства нужно через образование, говорят респонденты исследования «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе».

Напомним, что в исследовании, проведенном Аналитическим центром «Эксперт Юг» при поддержке банка «Центр-инвест» и компании «Амвей», приняли участие более 300 молодых предпринимателей из Ростовской области и Краснодарского края. Им было предложено среди прочего, ответить на вопрос о том, в какой области им прежде всего необходима помощь для развития своего бизнеса. На первом месте оказалось финансирование для реализации бизнес-идеи (31%) (см. график 1). Значимость этого пункта сложно переоценить – поиск средств на реализацию старт-апов – главное узкое место молодого предпринимательства. Чуть менее значима актуальность продвижении (30%) – в данном случае речь идет о масштабировании существующих бизнесов. Достаточно много голосов набирают помощь управлении финансами (28%) и помощи в обучении (28%).

Тему поддержки сферы предпринимательства продолжали два вопроса о роли государства в развитии сферы МСП. Было предложено несколько вопросов, в которых респондентам нужно было выбрать одно из двух противоположных суждений. Первая пара – о достаточности мер поддержки предпринимателей государством: 54% участников исследования считает, что государство не уделяет достаточного внимания разработке мер поддержки предпринимателей и развитию бизнеса. Соответственно 46% выбрали противоположный ответ – разрыв, как мы видим, не кардинальный. И он сокращается до минимума при выборе суждения о мерах по популяризации предпринимательства. По факту мнения молодых предпринимателей разделились почти поровну – 51% уверены в том, что государство недостаточно и слабо занимается популяризацией предпринимательской деятельности и 49% уверены в обратном.
Абсолютное большинство молодых предпринимателей (88%) уверены в том, что на сегодняшний день общество положительно относится к тем людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Данные коррелируют с результатами независимых социологических исследований отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству – так, по данным Левада-центра, 80% россиян положительно относятся к предпринимателям, а по данным ВЦИОМа, 89% относятся положительно к предпринимателям. При этом 47% респондентов нашего исследования уверены, что отношение к предпринимателям улучшилось в последнее время.

Как сделать предпринимательство привлекательнее
Мы спросили у респондентов, что могло бы сделать образ предпринимателя в регионе привлекательнее. Наибольшее количество голосов набирает пункт «Больше внимания к предпринимательству в сфере образования» (48%) (см. график). Даже от совсем юных бизнесменов в ходе глубинных интервью мы слышали о том, что становиться предпринимателями им становилось вопреки, что на уровне школы и университета попытки заниматься предпринимательством не только не поощряются, но осложняют жизнь тем, кто их предпринимает. Без вмешательства в эту сферу вряд ли получится существенным образом повысить вовлеченность граждан в бизнес. Нужно заметить, что этот пункт вышел на первое место и в прошлом году при опросе действующих предпринимателей всех возрастов.
Однако и другие варианты ответа на тот же вопрос собрали немало голосов -
например, развитие региональных конкурсов для предпринимателей (37%), развитие сети коворкингов и инкубаторов для начинающих предпринимателей (34%). Чуть менее популярны предложения использовать акселерационные программы для бизнеса (26%), увеличить программы поддержки стартапов (24%), создавать публичные истории успеха бизнесменов (22%).
Отметим, что в наиболее юной возрастной группе респондентов на первое место вышел пункт «Развитие сети коворкингов и инкубаторов для начинающих предпринимателей». А для группы 30-35 лет этот пункт имеет весьма слабую значимость, для них гораздо важнее становится развитие региональных конкурсов для предпринимателей – видимо, поскольку уже есть, что предъявить.

02 привлекательность.jpg
Поделиться

Мы спросили респондентов, много ли примеров для подражания в сфере предпринимательства они знают в своем регионе. Более половины (54%) признают, что в регионе достаточное количество примеров для подражания – из них 30% уверены, что назовут с десять имен, 24% просто говорят, что таких примеров очень много. Еще около трети (32%) молодых предпринимателей ответили, что таких примеров лишь единицы. Это очень позитивные ответы. Для сравнения в аудитории студентов-старшекурсников, которых мы опрашивали в рамках прошлогоднего исследования, доля тех, кто видит большой выбор региональных примеров для подражания в бизнесе, составляет около 21%. Это говорит о том, что того многообразия историй успеха, о котором говорят сами предприниматели, подавляющая часть молодежи просто не видит.
Большинство молодых предпринимателей рассчитывают на то, что их собственные дети также будут вести свой бизнес – так ответили 86% участников опроса. В прошлогоднем опросе предпринимателей всех возрастов доля ответивших таким образом составила 71%. Вывод: в аудитории нового поколения в бизнесе сама идея предпринимательства пустила более глубокие корни.
Полностью итоги проекта будут опубликованы в майском номере журнала «Эксперт Юг».


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1