//Фото: hoteliernews.ru
Поделиться
Голландская компания Booking.com «приостановила предоставление туристических услуг в России в связи с возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране». Так же поступили их конкуренты. Airbnb приостановила всю деятельность в России и Белоруссии. Остальные не стали делать громких заявлений и просто ушли из отечественного интернет-сегмента. Ни одна из компаний не объявила, что покинула Россию окончательно.
«Конечно, Booking и Airbnb были площадками, которые давали качественную аудиторию, которая заселялась, в среднем, на четыре-пять дней», — рассказывает краснодарский предприниматель, оказывающий услуги по сдаче в аренду апартаментов Асият Хибиева . — Аудитория была качественной в том плане, что это, в основном, были люди, которые привыкли к путешествиям: деловые и событийные туристы. Так, в моем бизнесе именно Booking давал основной приток клиентов, которые аккумулировали в среднем 40% выручки.
По словам Хибиевой, средний и малый бизнес в сегменте аренды жилья сейчас находится в шоке и панике. «Многим просто банально не хватит оборотных средств, чтобы управлять недвижимостью и поддерживать бизнес на плаву. Слабые рынок покинут», — уверена г-жа Хибиева. Но это нормально. Не все могут сориентироваться в стрессовой ситуации. А сейчас она именно такая».
Собеседница говорит, что работы у отечественных сервисов сильно прибавилось. Заявки обрабатывают минимум семь дней, хотя раньше все делалось в течение суток.
«Авито», «Юла» и «Циан», Островок.ру, «Яндекс.Путешествия», «101 отель», Туту.ру, OneTwoTrip, «Броневик», «Квартирка», — отечественные аналоги. Мы в режиме онлайн наблюдаем за перераспределением долей между этими игроками. По подсчетам Travelline, если 1–4 марта на долю «Яндекс.Путешествий» приходилось всего 0,4% онлайн-бронирований, то 5–7 марта показатель вырос сразу до 7,13%.
«Прямой связи между заполняемостью мест размещения и ухода этих игроков я не вижу, — комментирует «Эксперту Юг» инвестор- практик, руководитель бизнес-академии «Капитал на недвижимости 2.0» Евгения Федосеева. — Если, например, Краснодар запланировали посетить две тыс. человек, то они вряд ли эту поездку отменят. На их решение могут повлиять другие причины — политические и экономические. Тем, кто работал только на иностранных площадках, нужно осваивать отечественные».
По словам эксперта, в феврале-марте на рынке средств размещения наблюдался некоторый спад, связанный, скорее с политическими факторами. «Но Краснодарский край быстро восстановится. Люди поедут на побережье и краевая столица также возьмет часть трафика не только как транзитный город, но и как город с такими достопримечательностями как «Парк Галицкого».
Иностранные сервисы бронирования далеко не у всех были основными каналами продаж.
«Так, «ВКонтакте» отлично справляется с этой задачей. У нас есть кейс заполнения отеля на 100% на целый сезон с одного поста. Мы не заплатили ни рубля за это», — комментирует эксперт, бизнес-консультант, инвестор Илья Греднев.
Крымские отельеры и вовсе не знали о том, как работать с иностранными сервисами бронирования.
«Островок, «Твил.ру», «Авито» и даже «Дзен» — все это прекрасно работало для санкционного Крыма», — подтверждает предприниматель из Крыма в сфере медицинского туризма Вера Михеева. — Теперь зашевелится сама отрасль и начнет работать сама с сайтами: с продвижением, с маркетингом, с контентом».
Пока существующие сервисы конкурируют друг с другом государство также решило внести свою лепту, объявив создании масштабного проекта, аналога Booking. Так РЖД и создатель конструктора путешествий на национальном туристическом портале Russia Travel запустили глобальную систему для путешествий по России — сервис «Давай». Также РЖД запустили собственный сервис по бронированию жилья travel.rzd.ru.
«Создание такого проекта уже не раз обсуждалось на правительственном уровне и даже было включено в 2021 году в план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в стране до 2035 года. В рамках плана предполагалось, что полноценная российская национальная система бронирования отелей может заработать до конца 2024 года. Основой системы должна была стать ИТ-платформа, которая будет управлять средствами размещения в российских гостиницах, — комментирует «Эксперту Юг» соучредитель и заместитель директора краснодарской ИТ-компании Vinteo Дмитрий Серый. — Реализацию такого проекта на тот момент эксперты туристического рынка оценивали в десятки миллионов. Сегодня вопрос снова актуализировался и, возможно, прямой альтернативой Booking, который занимал около 70% российского рынка, станет проект РЖД».
Эксперт добавляет, что сервис бронирования РЖД запустила 9 марта, а разрабатывала с марта 2021 года. То есть фактически за год компания прошла путь от утверждения концепции проекта, разработки самого портала и тестирования сервиса в реальной эксплуатации. Сервис создан на отечественном программном обеспечении, сейчас к нему подключены порядка 60 тысяч объектов размещения, и их количество будет расти.
«Но там еще нужно приложить достаточно много усилий, чтобы сервис стал удобным для потребителя», продолжает г-н Серый.
Другой ИТ-эксперт согласен с предыдущей оценкой и подтверждает, что процесс создания онлайн-сервиса не так уж долог и дорог. Основные затраты связаны с его продвижением.
«Самое важное – промоушен и привлечение контрагентов. Если говорить о конкретных примерах с крупными сервисами бронирования, то бОльшая часть затрат там сосредоточена на офлайн-работу по продвижению бизнеса», — Product Owner, Direct.Farm Игорь Звоник.