92 99 13

Российскому вину нужны отраслевые стандарты

1860
5 минут

Недавно в Анапе, за круглым столом «Южное виноделие: как не отдать рынок импорту?», который аналитический центр «Эксперт Юг» проводил при поддержке минсельхоза Краснодарского края, представители нашей отрасли рассуждали о существующих проблемах. Для меня они очевидны, как и пути их решения

Российскому вину нужны отраслевые стандарты

Поделиться

На встрече в Анапе коллеги говорили, что надо не бороться с импортом, а заняться активным продвижением вина, чтобы увеличить круг его потребителей, довольно узкий на сегодня. Продвигать, в частности, через информирование покупателей, дегустаций и экскурсий в центрах винного туризма. Я считаю, что только за счёт пиара прорыва не добиться.

Во-первых, чтобы люди захотели больше пить качественного вина, его просто должно быть больше на рынке. Но в последние годы в целом по России мы наблюдаем падение производства и только на Кубани – рост. Впрочем, на фоне роста импорта в масштабах страны этот рост не слишком заметный.

Во-вторых, у качественного продукта качественной должна быть и защита. У классного российского вина должны быть свои знаки отличия. Формально сейчас такими знаками отличия являются защищенное географическое указание (ЗГУ) и защищенное наименование места происхождения (ЗНМП). Но поскольку их сейчас наносят на контр-этикетки большинства продающихся в рознице вин, в том числе и импортных или сделанных из заграничного виноматериала, то ценность этих «знаков качества» нивелировалась. Ситуацию надо менять.

Но как это делать, если сегодня ввоз в Россию готовой продукции и ввоз импортного виноматериала практически не регулируется? Мы руководствуемся Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который был принят еще в ноябре 1995 года (№171-ФЗ) и не учитывает специфических особенностей современного виноделия. Ведь за последние 20 лет в нашей сфере произошли серьезные изменения: пришли инвесторы, стали развиваться частные винодельни, на порядок увеличились площади виноградников и положительная динамика продолжается. При этом, федерального закона «О вине», как не было, так и нет. Закона, о котором особенно часто приходится слышать последние лет пять, и где было бы зафиксировано, что вино – это продукт, который делается исключительно из винограда.

Несколько лет назад правительство РФ объявило, что теперь мы должны в маркировке продукции использовать такие понятия как защищённое географическое указание (ЗГУ) и вина защищённого наименования места происхождения (ВЗНМП). Инициатива правильная. С одной стороны, она предполагает поддержку отечественных виноделов, которые работают на собственном сырье. С другой стороны, ЗГУ и ЗНМП игроками отрасли воспринимались как некие знаки качества, отличающие натуральные виноградные вина от прочих. Крупные виноделы России один за другим включились в этот процесс: заказали соответствующие этикетки, марки и т. д. Однако такую же информацию на свои вина помещают теперь импортёры и те компании, которые льют продукт из импортного виноматериала, причём, не всегда качественного. Из-за этого складывается устойчивое ощущение, что теперь ЗГУ и ЗНМП нужны поставщикам вин для экономии, поскольку на продукцию с такими указаниями меньше акциз, нет пошлин, ввоз её в страну не регулируется и не ограничивается. По моим наблюдениям, в России нет регулятора, который контролирует винодельни и поставщиков вина на соответствие ЗГУ и ЗНМП. На мой взгляд, такой подход обесценивает эти «отраслевые стандарты», что, в итоге, может в определенный момент сыграть против российских компаний.

Поделиться

По словам руководителей Союза виноградарей и виноделов России, они договорились с винным сообществом, что вина ЗГУ это – вина из винограда, сделанного в России. Подчеркивается, что основа основ (виноград) должна быть задекларирована в нашей стране. Качество вина определяет сам рынок. Пока в эту категорию попадают некоторые марки столовых, полусладких и полусухих вин, что, на мой взгляд, не совсем верно. Так, в России столовое вино это продукт, который делают, преимущественно из балка, виноматериала, а не винограда. И потому оно не может маркироваться как вино ЗГУ. Такое указание должно быть для хорошего сухого вина, из классических или местных сортов винограда. Вина высшей категории – это вина ЗНМП. В Союзе виноградарей и виноделов говорят, что для данной категории есть разработанные правила, регламенты и положения, которые, к сожалению, пока не действуют.

Кстати, на бумаге региональные власти, по определению саморегулируемых организаций, должны утверждать объекты защищённого географического указания и защищённого наименования места происхождения. То есть выбирать и маркировать ЗГУ и ЗНМП вина, которые производятся на территории края, области или республики из российского винограда. Но на деле этого нет: в страну импортируется вино с ЗГУ и ЗНМП и продается по ценам даже более выгодным для потребителя, который в таких «тонкостях» ещё очень слабо разбирается. К сожалению, на рынке нет честной игры между импортёрами и отечественными виноделами.

Ситуацию может исправить правильная государственная политика (акцизы, пошлины, регулирование ввоза, контроль за соблюдением установленных правил всеми участниками рынка). Это позволит российскому виноделию динамично развиваться: инвестировать в переработку и сырьевую базу, заниматься продвижением качественного вина, формированием у покупателей культуры потребления, реализовывать проекты винного и аграрного туризма. В этом есть смысл при грамотной госполитике, защищающей качественный отечественный продукт и тех, кто его потребляет.

И последнее. Ситуацию в российском виноделии сейчас контролирует Росалкогольрегулирование, которое подотчётно Минфину РФ. Вино как алкогольная продукция облагается соответствующими акцизами. Минсельхоз РФ предлагает принять подзаконный акт, в котором отечественное вино из отечественного винограда признаётся сельхозпродукцией и не будет облагаться акцизами, как не облагается ими хлеб, масло, молоко, соки и другие продукты сельхозпереработки. Если такое произойдет, у российских виноделов появятся дополнительные возможности для развития производства и рекламы вина.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1