92 98 13

«Посоветовал бы совершать больше ошибок»

3257
11 минут

На пути к успеху предприниматель может и должен совершать ошибки, постоянно учиться и делать то, что нравится, даже если мама против, считает основатель франшизы Nika Poliv Виктор Беганов

«Посоветовал бы совершать больше ошибок»

3257
11 минут

На пути к успеху предприниматель может и должен совершать ошибки, постоянно учиться и делать то, что нравится, даже если мама против, считает основатель франшизы Nika Poliv Виктор Беганов

 «Посоветовал бы совершать больше ошибок»

Поделиться
На пути к успеху предприниматель может и должен совершать ошибки, постоянно учиться и делать то, что нравится, даже если мама против, считает основатель франшизы Nika Poliv Виктор Беганов

Аналитический центр «Эксперт Юг» продолжает публиковать интервью с молодыми владельцами южного бизнеса в рамках исследовательского проекта «Образ молодого предпринимателя: новое поколение».

История основателя и главы компании «Ника полив» (монтаж, обслуживание, проектирование систем автоматического полива) краснодарца Виктора Беганова — словно иллюстрация к книге эпатажного британского бизнес-гуру Ричарда Брэнсона «К черту всё! Берись и делай!». За свои 35 лет Виктор перепробовал не одно направление деятельности, был выгнан из института, просыпал работу, терял деньги на неудачной раскрутке бизнеса, но всегда делал именно то, что ему интересно. Наконец создал бизнес с оборотом почти 100 млн рублей (по итогам 2019 года), который расширяет, открывая филиалы по России и предлагая партнёрам работать по франшизе. Цель на 2024 год — годовой оборот в 6 млрд рублей. Не жалеть о прошлом, ни при каких условиях не сдаваться, окружать себя только надёжными людьми, которым можно доверять, и никогда не перекладывать вину за неудачи на кого-то другого — так коротко можно обрисовать нехитрый свод правил, которыми руководствуется Беганов в своей, как он это называет, профессии предпринимателя.
image-21-03-20-02-03.jpg
Поделиться


— Чем занимается ваша компания?
— Системами автоматического полива и благоустройством территории. Но продаём мы, по сути, людям не системы полива, а сэкономленное время. Бизнесом занимаюсь с 2007 года, а в 2019 начал компанию укрупнять по модели франчайзинга. За год продали 32 франшизы, запустили 13 собственных филиалов по России.

— В чём конкурентное преимущество вашей компании?
— Бизнес этот вообще очень интересный потому, что рынок благоустройства растёт каждый год примерно на 15-20 процентов. Зайти в этот бизнес несложно, инвестиций много не надо. Но чтобы помочь перенять наш опыт, мы упаковали его в один курс и обучаем людей — постоянно их сопровождаем и помогаем. Если начинать с нуля самому, представляете, сколько нужно шишек набить? Мы же предлагаем упакованный опыт, вот за это люди и платят.

— Несколько слов о себе: где росли и учились?
— Родился и вырос в Краснодаре. Закончил 11 классов. Потом пошёл в Южный институт менеджмента на специальность «Банковское дело, финансы и кредит», из которого затем меня выгнали за прогулы.

— Почему прогуливали? Бизнесом занимались?
— Да. С 17 лет пробовал работать. Родители развелись, хотелось жить красиво, а возможностей таких не было. Я не из богатой семьи, поэтому, чтобы идти к своей цели, нужно было зарабатывать деньги.

— Чем занимались?
— В те времена перепродавал мобильные телефоны на барахолках типа сайта «Кубань.ру». Потом разнорабочим подрабатывал, вместе с одноклассниками и одногруппниками. Ещё два года работал у дяди на дверном производстве. В 20 лет попробовал стать автоэлектриком, но меня уволили за то, что я просыпал работу. Поэтому ничего не оставалось, как открывать свою станцию технического обслуживания. Взял бокс в аренду, позвал товарища, и запустили станцию. Год отработали, всё хорошо, всё классно, но денег мало. Когда женился, надо было срочно что-то делать. Помог товарищ, с которым мы в такси успели поработать.

— Вы и в такси успели поработать?
— Ну да, деньги же нужны были. Говорит, давай системами полива займёмся. Я ему: «ну давай, а ты знаешь, как?». Он говорит, нет. Я ему: «и я не знаю, ну, давай». Так и занялись. Первый год отработали вместе, потом, как обычно, не сошлись во мнениях, разбежались. Следующий год был 2008-й, проблемный — ни объектов, ни денег. Печаль печальная. Мать приходила, вырезки из газеты приносила, говорила, «сынок, иди, устройся водителем». Я в ответ: «Не-не-не, мам, у меня же бизнес есть, я им занимаюсь». А потом вдруг всё пошло-поехало. А мне тогда было только 27 лет.

— А что потом?
— А потом пошёл учиться. Вообще-то я всю жизнь учусь: книги читаю, какие-то мероприятия посещаю. У нас же нет такого в стране, чтобы тебя бизнесу научили. Школьная система учит, как попасть в институт, чтобы стать классным специалистом. А в институте учат быть классным специалистом, чтобы попасть на классную работу. Но никто не учит, как эту классную работу создать. Поэтому идея с образованием мне изначально не нравилась. Так что образование пришлось получать самому.

— Что в вашем бизнесе приносит больший доход — работа с системами полива или продажа франшизы?
— Не могу сказать, что именно. Я много денег трачу на развитие компании — а франшиза как раз даёт такую возможность. Монтаж тоже приносит довольно много денег. Я разделяю эти два бизнеса. Вообще многие запускают франшизу исключительно для обогащения. Вопросов нет, хорошая модель. Но если в компанию не вкладывать, она распадётся. И потом, много негативных отзывов по стране о франчайзинге. Когда думаешь о компании, о людях, о сотрудниках, о партнёрах, хочется заботиться о компании. Поэтому большая часть денег вкладывается именно сюда. И опять же, если рассматривать франчайзинг, то это же не путь наживы, это один из путей расширения.

— Если бы сейчас начинали бизнес, то каких ошибок постарались бы избежать? Каких ошибок вы бы посоветовали не наделать начинающим предпринимателям?

— В сентябре 2018 года я по франшизе открыл строительную компанию. За четыре месяца получил минус пять миллионов — такой вот итог этой деятельности. Но я бы посоветовал совершать такие ошибки. Ведь наши ошибки — это же наш опыт. Если бы я в своё время не ошибался, не набивал себе шишки на лбу, я бы не достиг ничего.

— Каково это — быть индивидуальным предпринимателем в современных российских условиях?
— Я считаю, что сейчас самое идеальное время и место для бизнеса. У нас практически никто ни в чём не ограничивает, нас особо не прижимают. Работай, зарабатывай — всё в твоих руках.

— В чём состоит основное отличие этой социальной роли от всех других?
— Кто такой предприниматель изначально? Это не призвание от рождения, это профессия. Стать предпринимателем — это овладеть профессией. Кто-то на врача учится, кто-то на полицейского, а кто-то на предпринимателя. Роль предпринимателя — развивать и улучшать, делать мир лучше. А бизнес должен нести удовольствие и счастье, помогать людям.

— Что лично вас мотивирует заниматься предпринимательской деятельностью? С какими ценностями предпринимательство ассоциируется лично у вас?
— Мне нравится работать с клиентами, с партнёрами. Я понимаю, что могу для них быть ценным, дать им что-то, чего у них нет, сделать их счастливыми. Вот это меня и мотивирует.

— Какими моральными качествами, нормативными установками должен обладать успешный предприниматель?
— Силой воли. Верой. Может весь мир не верить, а он должен верить, что всё получится. Это основное. Ну и упорство, конечно, настойчивость, уверенность. Думаю, эти качества можно прокачивать.

— Чем нынешнее поколение предпринимателей отличается от предыдущего в понимании ценностей предпринимательства?
— У предыдущего не было столько возможностей. Смотрите, когда я начинал, не был так развит мобильный интернет, не было понимания маркетинга, продаж. Со временем это всё появилось. Стало понятно, что нужно делать на рынке, какие новшества предлагать. Из старого поколения далеко не все улавливают это. И поэтому есть многие старые компании, которые уже отходят на второй план. Либо молодежь их переплёвывает, либо переигрывает. Потому что они используют новинки — всё, что есть новое на рынке в маркетинге, в продажах. А старые привыкли ходить старыми дорогами. Вот когда-то давно компания «разжирнулась», стала большой. А вот проходит 5-10 лет — и появляется несколько новых компаний, которые уже более интересны для клиента. Маленькие компании используют все новинки, на передке играют. Новое поколение также, наверное, больше усваивает новую информацию.

— Какова роль государства в развитии МСБ? Каким вам видятся отношения «государство — предприниматель»?
— Лично моё мнение — пускай не мешают, просто палки в колеса не ставят.

— Ощущаете ли вы поддержку со стороны государства как молодой предприниматель?
— Слава богу, что пока не трогают.

— Какое место предприниматель, по вашему мнению, занимает или должен занимать в обществе? Как эволюционируют отношения общества с предпринимателями в нашей стране?
— Я думаю, предприниматели где-то в первых рядах. При этом впереди более ценные профессии — врачи, пожарные, военнослужащие. Те, кто сохраняет нашу жизнь, оберегает общество от преступных посягательств. Но потом должен идти предприниматель. И, кстати, общество сегодня положительно относится к предпринимателям. Сейчас это какой-то тренд — все хотят стать предпринимателями. Просто не каждому это дано, не каждый готов тратить столько времени. Бизнес, он же как ребёнок: когда строишь его, отпадает всё остальное. Если он «заплакал», ты не скажешь ему, что устал или занят чем-то другим, ты идешь и «укачиваешь» его. В бизнесе нет праздников, выходных или «проходных». Здесь надо, значит, надо. Чем больше вложишь в него своей энергии и заботы, тем больше получишь на выходе.

— Какие качества и навыки нужно развивать предпринимателям сегодня? Как относится к образованию ваше поколение?
— Я не думал, что спустя столько лет после того, как меня выгнали из института, я буду говорить, что знания нужны. Знания нужны именно в той области, куда ты идёшь. То есть я, допустим, развиваю бизнес. Мне интересно было, как начать. Постигая разные этапы в бизнесе, я постоянно учусь. Постигаю последовательно все этапы: управление, маркетинг.

— Чем для вас являются деньги, какую роль они играют?
— Деньги — это всего лишь бумажки. Они играют роль в достижении каких-то своих целей, не больше. При этом у тех, кто получил деньги и понимает, как они достаются, своё к ним отношение. Тем, которые работают по найму, всё время мало денег, они всё время будут в этом нуждаться, и у них будет другое отношение к деньгам.

— Какую роль в вашей деятельности играет семья?
— Самое главную. Есть любимая жена, есть любимая дочка. Если в семье всё хорошо, то и везде всё хорошо. У меня в голове, у меня в сердце всё хорошо. У меня в душе всё хорошо и в бизнесе всё хорошо.

— Меняется ли, на ваш взгляд, роль семьи в жизни людей и предпринимателей, в частности?
— Конечно, меняется. Как правило, страдает семья, но если мы потратили кучу времени и энергии на бизнес, то дальше нужно обязательно уделять время семье. Сегодня мне удалось найти баланс, хоть я и провожу много времени в командировках.

— Как люди попадают в ваше близкое окружение?
— По запросу. Если мне нужны люди, я сам их ищу. Либо так происходит, что я попадаю в определённый бизнес-клуб, а потом меняю его на клуб более сильных людей.

— Что представляет собой близкое окружение за пределами семьи? Насколько окружение важно для предпринимателя?
— Это люди с хорошим достатком в основном, у всех есть бизнес. Считаю окружение одним из ключевых факторов успеха. Если есть в окружении люди сильнее тебя, ты смотришь на них и думаешь: «а что, так можно было? Я тоже так хочу!». Есть несколько типов людей. Вот я, например, могу спокойно общаться с человеком, который работает по найму, на какие-то определённые темы. Но вот на темы бизнеса мне будет с ним неинтересно общаться. Очень часто наёмные сотрудники почему-то винят в своих неудачах политику, государство, каких-то людей... В нашем же предпринимательском окружении такого нет. Если что-то не получилось, это, как правило, твоя личная вина. Мы — те люди, которые берут на себя ответственность.

— Есть ли место, где вам комфортно жить и вести дела? Что является решающими факторами при выборе пространства для жизни?
— Моя родина — это Краснодар, Краснодарский край. Я очень люблю этот регион. Даже не планирую никуда переезжать отсюда. Идеальное место.

— Что порекомендуете почитать молодым людям, мечтающим о своем деле?
— Для начинающих порекомендовал бы прочесть «Психологию влияния» Роберта Чалдини, «Жёсткие продажи» Дэна Кеннеди. Для людей с опытом и персоналом — «Жёсткий менеджмент» того же Дэна Кеннеди.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг»
, в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен. Теперь наши дайджесты и интервью можно не только читать, но и слушать в нашем подкасте на SoundCloud

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1