93 99 13

К малому бизнесу возвращается аппетит

1289
9 минут

Сама мысль о том, что малый и средний бизнес может развиваться быстро — нова. «Эксперт ЮГ» организовал обсуждение того, как организовать рост МСБ в регионах, на майских конференциях в Краснодаре и Ростове-на-Дону

К малому бизнесу возвращается аппетит

Поделиться

Перспективы у сектора определённо есть — по итогам очень непростого 2015 года в Ростове-на-Дону зафиксирован рост количества субъектов МСП примерно на 1,5%, в Краснодаре — на 4%. На фоне падения показателей в других регионах страны такая статистика выглядит очень неплохо, в том числе и благодаря господдержке сектора. Однако многие представители МСБ считают, что мерам поддержки не хватает таргетирования, системности, эффективности, стратегии. Ну и наконец, система поддержки пока не позволяет вовлекать в предпринимательство людей. Эти выводы стали главными на двух мероприятиях — конференции «Малый бизнес Дона: от поддержки к развитию» и форуме малого и среднего предпринимательства «Краснодар — город для бизнеса».

Господдержка не позволяет развиваться

Сравнительно недавно долгосрочная стратегия развития малого и среднего предпринимательства появилась на федеральном уровне (внесена на рассмотрение в начале года, принята 2 июня). Теперь региональным властям так или иначе придётся принимать её во внимание, и это можно считать благоприятным фактором, несмотря на определённые недостатки. Так, Владимир Евланов, мэр Краснодара, сетовал на то, что из окончательной редакции исчез пункт, который предполагал передачу налоговых поступлений с МСП, работающих по упрощённой схеме налогообложения, на муниципальный уровень. «Налогоплательщиками являются МСП, а успешность их работы во многом зависит от условий, создаваемых местными органами власти. При этом в стратегии остался принцип, при котором создавать условия для развития МСП выгодно. Однако главный стимул — финансовый — пропал», — считает г-н Евланов.

Те меры поддержки, которые предпринимают власти юга России сейчас, многим кажутся недостаточными. Хотя самого факта наличия такой поддержки, конечно, отрицать нельзя. Так, Светлана Камбулова, директор департамента экономики Ростова-на-Дону, сообщила, что власть вплотную занялась развитием промышленной кооперации в регионе. По её словам, только 40% контрактов, заключённых компаниями, осуществляющими закупки по 223-ФЗ (закон регламентирует закупки для госсектора, естественных монополий, их «дочек» и т. д.), приходятся непосредственно на Ростов. Многие крупные компании, такие как «ЛУКойл» или «Донэнерго», вообще осуществляют закупки далеко за пределами региона. Чтобы поспособствовать разрешению этой проблемы, создан специализированный интернет-ресурс, который будет агрегировать информацию о предприятиях малого бизнеса и их продукте, размещать информацию о заказах крупных предприятий.

Однако Игорь Симаков, президент Совета предпринимателей Ростовской области, считает, что таких мер недостаточно, и необходимы более существенные перемены. «Есть уже определённый опыт реализации возможности участия малого и среднего бизнеса в госзакупках, и он далеко не однозначен, — рассуждает г-н Симаков. — От многих слышу: “один раз попробовали, и зареклись дальше работать: либо предоплата, либо ну их, такие госзакупки”. Особенно когда речь идёт о взаимодействии с энергетиками и нефтяниками. Они в области все работают по другим правилам, часто не платят за оказанные услуги, за поставленную продукцию. Если долг велик, или тот, кому должны, слишком назойлив в своих притязаниях, они легко создают уголовную повестку для своего контрагента. И, к сожалению, областные власти, на мой взгляд, не очень-то обеспокоены тем печальным фактом, что на территории, на которой они вроде как должны заниматься улучшением бизнес-климата, силовики и судейское сообщество ставят свои федеральные антирекорды, вселяя в предпринимателя опасения за сохранность своего бизнеса». В качестве примера такого антирекорда Игорь Симаков привёл дело Юрия Осипенко, который уже более 6 лет содержится под арестом в СИЗО.

Конечно, не всегда взаимодействие крупного и малого бизнеса заканчивается плачевно. В отдельных случаях представители крупного бизнеса по собственной инициативе корректируют свою маркетинговую политику так, чтобы более плотно взаимодействовать с малым и средним. Екатерина Казакова, начальник отдела продаж и обслуживания малого и среднего бизнеса Ростовского филиала ПАО «Ростелеком», представила аудитории пакет сервисов, в числе которых и набирающие популярность облачные решения: «Современному малому и среднему бизнесу приходится постоянно работать над повышением эффективности и снижением издержек, поэтому облачные сервисы, не требующие капитальных затрат на внедрение, приходятся кстати».

Василий Высоков, председатель совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест», считает, государственные органы и органы местной власти слабо используют потенциал негосударственной поддержки МСП: «У стратегии развития малого бизнеса в Ростовской области было очень мощное конкурентное преимущество — это соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Соотношение один рубль к тысяче — это действительно был очень серьёзный результат. Но потом департамент инвестиций и предпринимательства стал “сползать” с этой темы. Несмотря на указание губернатора отчитываться о привлечении внебюджетных средств, развития в этом плане не видно». Говоря о текущих показателях соотношения государственного и негосударственного финансирования предпринимательства, Василий Высоков привёл такие данные: «800 миллионов с небольшим — это “слёзы”, что идут через бюджеты, банк “Центр-инвест” кредитует примерно на 60 миллиардов рублей в год, 25 процентов рынка мы занимаем, поэтому это соотношение выглядит примерно как 1 к 300–500. То есть, на сегодняшний момент уже сформировался и развивает­ся “бизнес” чиновников по поддержке малого бизнеса».

Не теряет актуальности и проблема бизнес-образования. «В России, к сожалению, практически нигде не учат предпринимательству, без популяризации предпринимательства и реализации специальных предпринимательских программ в том числе в вузах, предпринимателей негде будет взять, — говорит Евгений Лёвкин, руководитель Альянса развития предпринимательства ООО «Центр предпринимательства». По его словам, в России недостаточно сов­ременных предпринимательских про­грамм, что связано с низкой включен­ностью российских предпринимателей в глобальные экономические процессы.

Инновации как вызов МСБ

Инновационная продукция позволяет конкурировать на глобальном рынке и выходить на экспорт, поэтому очевидно, что уделять внимание целевой поддержке необходимо. Между тем Роман Хади, глава представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Ростовской области, считает, что меры той поддержки, которую власть оказывает сектору, явно недостаточны для получения эффекта: «Самостоятельно — без поддержки, без помощи, без обучения — предприниматели не готовы выступать на конкурентном рынке. Они не могут даже составить заявку на финансирование конкурентным образом. Поэтому новых технологических стартапов без существенной поддержки и стратегии развития не будет».

Ключевой проблемой как внедрения инноваций в бизнес, так и создания инновационных стартапов участники краснодарского форума назвали отсутствие площадок, где бизнес знакомился бы с инноваторами. Предприниматели часто не знают, какие разработки могут предложить региональные вузы. Юлия Томилко, председатель ККОО ВПП «Директорский корпус», проиллюстрировала ситуацию: «Зачастую бизнес не знает о тех разработках, которые есть в вузах и НИИ. Например, фермеры пожаловались на отсутствие помидоров, устойчивых к экологическому воздействию. Существует институт биологической защиты растений, в котором такие помидоры разработаны. В Кубанском технологическом университете был выполнен проект по созданию антикоррозийной защиты. При встрече с Туапсинским НПЗ директор сказал, что ему этот проект интересен. Должны быть выстроены коммуникации между наукой, бизнесом. Как правило, это можно сделать в рамках отраслевых кластеров».

Аппетит просыпается

Расширение доступа к финансовым ресурсам — одна из больших тем в создании условия для развития МСП. В этом году ситуация объективно улучшается — крупные федеральные банки запускают ассортимент продуктов для этого сектора, тогда как во время кризиса наращивать кредитование «малышей» могли только сильные региональные банки.

Руководитель корпоративного филиала банка ВТБ в Ростове-на-Дону Юрий Авдеев отметил: «Банк ВТБ первым среди российских банков начал выдавать бизнесу кредитные средства в рамках программы льготного финансирования Корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Так, например, среднему бизнесу финансирование предоставляется по фиксированной ставке 10 процентов годовых. Для участия в программе такое предприятие должно иметь до 2 миллиардов рублей годовой выручки и численность сотрудников не более 250 человек».

Альфа-Банк видит потенциал для развития МСБ в дополнительном предложении нефинансовых сервисов и удалённых каналов обслуживания для клиентов малого бизнеса. Банк создал партнёрскую сеть «Клуб клиентов», в рамках которой клиенты Альфа-банка оказывают b2b-услуги со скидками. «Банкам нужно развивать бизнес клиента, помогать отстраивать бизнес-процессы», — говорит директор по массовому бизнесу АО «Альфа-Банк» в Краснодаре Игорь Нестеренко.

Корпорация развития МСП сейчас рассматривается как один из наиболее перспективных инструментов финансовой поддержки сектора. Однако здесь, по мнению г-на Высокова, есть потенциальные слабые места: «Гарантийный фонд Ростовской области берёт 2,5 процента за свою гарантию, Корпорация развития МСП берёт 1,5 процента, и это правильно. Но надо понимать, что рыночная стоимость льготного кредита равна ставке льготного кредита плюс стоимости гарантии. И то, что на одном балансе в Корпорации МСП могут оказаться и кредиты, и собственно гарантии, ничего не меняет с точки зрения рисков. Всё это я проходил, когда был генеральным директором ФФПМП в 98-м году. Мне тогда пришлось расчищать баланс фонда от передозировки рисков — успешно, кстати».

Важно, что у самого малого бизнеса сегодня меняется настрой. По словам регио­нального директора РОО «Краснодарс­кий» южного филиала «Промсвязьбанк» Вадима Сальникова, индекс настроений МСП, который отслеживает банк, показывает, что в этом году у бизнеса пробуждается аппетит к развитию. Михаил Петров, глава региона «Юг» компании «Амвэй», поделился результатами исследования предпринимательской активности: «По данным глобального отчёта AGER, который мы делаем уже на протяжении нескольких лет, общая картина предпринимательской деятельности в России по сравнению с прошлым годом всё ещё выглядит оптимистично, несмотря на продолжающийся финансово-экономический спад, политические и экономические санкции по отношению к России. Люди видят огромный потенциал предпринимательства и продолжают хотеть заниматься собственным бизнесом. И сейчас наша общая задача — научить людей базовым навыкам».


Соорганизаторы и партнёры дискуссий об МСБ

Ростовская конференция «Малый бизнес Дона: от поддержки к развитию» проводилась при поддержке правительства Ростовской области, департамента экономики Ростова-на-Дону. Ее генеральным партнёром стало ООО «Центр Предпринимательства», партнёрами — ОАО КБ «Центр-инвест», банк ВТБ, Ассоциация профессионалов антикризисного управления, компания «Амвэй». Телекоммуникационный партнёр — ПАО «Ростелеком».

Главный организатор краснодарского форума — администрация муниципального образования города Краснодар. Партнёры мероприятий, проводимых в рамках форума журналом «Эксперт ЮГ» — Альфа-Банк, банки «Кубань Кредит» и «Центр-инвест».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1