90 98 12

Электроника и бытовая техника: планы B и С

663
4 минуты
Электроника и бытовая техника: планы B и С

Поделиться
Антон Маслаков

Динамика потребления в сфере электроники и бытовой техники демонстрирует тенденцию отчасти сходную с той, которая наблюдалась и в годы прошлого кризиса, – с одной стороны потребитель снижает собственные затраты, а с другой стремится удачно вложить свои деньги. В связи с этим падение продаж, произошедшее в начале этого года в данном сегменте рынка, сменилось ростом потребительского спроса, который переместился на бренды категорий B и С.

Изменение в поведении покупателей во второй половине года обнадёжило прежде всего продавцов бытовой техники, которые во втором квартале ощутили существенное падение интереса к своим товарам – рост продаж согласно ежекваратльным отчётам таких компаний как «М-Видео» и DNSв этот период был практически нулевым. Сейчас ситуация стала меняться – бытовая техника превратилась для потребителя в один из способов вложения средств. «Сейчас покупатели активно инвестируют в бытовую технику ведущих брендов, – комментирует покупательскую активность менеджер по связям с общественностью компании «М-Видео» Антон Пантелеев . – В 2008-2009 годах этот тренд был ещё более явным. Для населения бытовая техника всегда являлась хорошим объектом для инвестиций, так как она остается предметом престижа и покупается на длительный период времени. В последние несколько месяцев мы наблюдаем позитивную динамику розничных и онлайн продаж по всей сети “М.Видео”. Также мы отметили рост доли покупок в кредит, при которых средний чек составляет более 22 тысяч рублей».

Активность покупателей в этом сегменте поддерживается ещё одним фактором – принципом ценообразования, который в 2008 году работал против розничных продавцов и покупателей. «В 2008 году большинство товаров ввозилось через дистрибуторов и цены были жестко привязаны к валютному курсу, – объясняет коммерческий директор компании «Юлмарт» Олег Пчельников . – Поэтому повышение цен в 2008 году произошло практически моментально. При этом на всей цепочке поставок от поставщиков до розничных продавцов рынок понес большие финансовые потери. Сейчас значительная доля товаров ввозится производителями напрямую, и они разными способами хеджируют курсовые риски. Длительное время было ощущение, что рост курса – это временное явление, и он в значительной мере «отыграет» назад. Поэтому производители долго сдерживали рост цен, повышая их более плавно, чем того требовала динамика курса».

Изменения в приоритетах потребителя существенно затронули и рынок бытовой электроники, в частности планшетов и смартфонов. Рост продаж планшетов резко сократился по сравнению с предшествующими годами, зато рынок смартфонов демонстрирует позитивную динамику. По словам управляющего директора филиала «Южный» компании «Евросеть» Романа Артеменко , эту тенденцию необходимо объяснять стремлением потребителя найти приемлемый баланс соотношения цены и качества. «В посткризисные годы мы наблюдали тенденцию снижения спроса на технику, а также снижение средней цены покупаемого товара», – поясняет Роман Артеменко, – Сегодня ситуация схожа. В условиях изменения рынка покупатель ставит на первое место товары первой необходимости, отодвигая гаджеты на второй план. Но телефон, так или иначе, уже стал неотъемлемым атрибутом жизни. Потребитель не откажется от его покупки, просто заменит на более простой функционал при том же бюджете, так как цены на технику вырастут. Покупатель переключился на В- и С-бренды, предпочитая экономить на марке и выигрывать в функционале».

По приводимой управляющим директором филиала «Южный» компании «Евросеть» статистике, в ЮФО продажи смартфонов в 3 квартале 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 50% в количественном выражении при росте на 26% – в денежном; средняя цена покупки упала с 9,4 до 7,9 тысяч рублей. Эти цифры подтверждают и данные ООО «Юлмарт РСК» – за первые 9 месяцев 2014 года в Краснодаре и Ростове-на-Дону средний чек покупок в магазинах этой сети был ниже, чем в аналогичный период 2013 года. Представители компании также склонны объяснять эту тенденцию растущей популярностью B-брендов, предлагающих потребителю бюджетные модели гаджетов и бытовой техники.

Однако в январе этот рынок ждёт серьёзный спад. Во-первых, резко снизится покупательская способность потребителей, активно инвестирующих сегодня сбережения в надежде спасти их от девальвации. Во-вторых, замрёт рынок потребительского кредитования, поскольку при существующих ставках (доходящих до 50%) и повышенной осторожности банкиров, мало кто решится брать кредит на технику или телефон. Ритейлеры предчувствуют это, и, к примеру, сеть «МедиаМаркт» уже объявила о намерении сокращает торговые площади и существенно усиливает подразделение онлайн-продаж. Именно интернет позволит ритейлерам продержаться до экономической оттепели.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1