92 99 13

Святослав Вильк, «Холдинг Аква»: Нам удалось сохранить положительную динамику по темпам роста экспорта

3431
8 минут

ГК «Холдинг Аква» в 2023 году вновь получила награду федерального конкурса «Экспортер года». В интервью «Эксперту Юг» гендиректор Святослав Вильк рассказал о вызовах, с которыми пришлось столкнуться компании из Ставрополья за последние пару лет, о трудностях в вопросах импортозамещения, ответственном недропользовании и об изменении географии продаж.

Святослав Вильк, «Холдинг Аква»: Нам удалось сохранить положительную динамику по темпам роста экспорта

Святослав Вильк заявил, что экспорт остается одним из приоритетных направлений компании. Фото предоставлено экспертом
Поделиться
Компания «Холдинг Аква» из Ставропольского края за шесть лет своей деятельности сделала довольно большой рывок, став одним из ведущих производителей минеральной воды на Юге России и далеко за его пределами.

Так, в 2022 году рост объемов производства холдинга составил в районе 20% (до 155 млн единиц продукции). Выручка предприятия за прошлый год превысила 4 млрд рублей (2,54 млрд — годом ранее; динамика: 72%), а прибыль составила 381,86 млн рублей (180 млн — в 2022 году).

Параллельно с этим компания вновь взяла награду федерального конкурса «Экспортер года» в номинации «Экспортер года в сфере готового продовольствия (высокие переделы)» в категории крупный бизнес и номинации «Новая география».

Гендиректор группы ГК «Холдинг Аква» Святослав Вильк в интервью «Эксперту Юг» рассказал об уходе иностранных партнеров и поиске российских аналогов оборудования, о конкурентных преимуществах и сложностях в формировании ценовой политики.

— Как вы пережили подходящий к концу 2023 год? С какими вызовами пришлось столкнуться вашей компании?

— Для нас 2023 год стал непростым, а с операционной точки зрения, я бы сказал, сложным. Мы столкнулись как с новыми вызовами, так и с продолжающимися негативными тенденциями, которые сформировались в 2021-2022 годах. Из ключевого хочу отметить рост себестоимости готовой продукции. В 2022 году он составил практически 30%. Это связано, в первую очередь с удорожанием сырья и материалов, а также с ростом логистических ставок. И здесь наша задача — удержать цену на нашу продукцию для конечного потребителя, сохранив при этом ее качество.

Значительным фактором, оказавшим влияние на деятельность компании, также стал дефицит кадров, что потребовало принятие срочных мер, в том числе индексации опережающими темпами зарплаты производственно-логистического персонала и целого ряда других подразделений.

Еще один вызов, который повлиял на работу компании, — проблемы с экспортом готовой продукции. Причем здесь возникли проблемы разного характера: как с платежами и невозможностью принять их от клиентов в силу усложнившихся транзакционных путей, так и прямой запрет на импорт российской продукции, который ввели в ряде недружественных стран. Но в целом я хотел бы сказать, что благодаря работе нашей команды те планы, которые мы ставили на год, выполнены.

— Как уход иностранных партнеров сказался на работе холдинга? Удалось ли вам найти в России аналоги исчезнувшей зарубежной продукции?

— Важно отметить, что с 2019 года мы ведем планомерную работу по диверсификации цепочек поставки и поиску новых поставщиков с приоритетом на российских производителей и тех, кто имеет полный цикл производства в России. Поэтому в этом аспекте мы не испытываем особых сложностей. Тем не менее нам приходится решать новые задачи, которые направлены на устранение дефицита запчастей и комплектующих к основным производственным узлам наших линий.

Хочу напомнить, что в Российской Федерации львиную долю рынка занимают линии производства Италии, Германии и ряда других стран. И, к сожалению, отечественных аналогов им не существует. Появляются и новые поставщики — прежде всего китайские и турецкие. Но это не решает глобально тех проблем, с которыми мы сталкиваемся. Сложность заключается в том, что сроки поставки запчастей удлинились. Также на целый ряд комплектующих фактически введены санкции, из-за их двойного назначения. Невозможно избежать и дополнительных расходов из-за курсовой разницы.
На эту тему
Евгений Долматов: "Электрозарядные станции на Юге больше не воспринимают как некую экзотику"
Долматов2.jpg
Поделиться

Это все накладывает не только определенные ограничения на нашу деятельность, но, как я говорил, увеличивает себестоимость готовой продукции. К примеру, общие расходы на эту составляющую выросли практически в два раза год к году.

Стратегическим решением вопроса, конечно, является качественное импортозамещение. Надеемся, что отечественные производители обратят на это внимание и в скором времени обеспечат нас всем необходимым оборудованием, так как потребность рынка большая. Пока же мы проводим так называемый планово-предупредительный ремонт, создаем запас расходных материалов и комплектующих. Это позволяет сгладить те негативные пики, с которыми мы сталкиваемся.

— Куда вы сегодня экспортируете свою продукцию? Как изменился рынок сбыта за последний год?

— Экспорт продолжает оставаться одним из наших приоритетов. Недавно группа компаний «Холдинг Аква» вновь вошла в тройку лидеров федерального конкурса «Экспортер года». Хочу отметить, что в прошлом году мы стали первой водной компанией-лауреатом этой премии, а в этом улучшили свои позиции. Тем не менее, как я уже говорил выше, с точки зрения экспорта год был сложным. География продаж изменилась. Ряд стран выпал в силу известных ограничений, другие добавились. Традиционными лидерами экспорта для нас остаются Азербайджан, Монголия и Казахстан. Это те рынки, которые показывают неизменный рост, и где мы планируем дальше активно развиваться, в том числе расширяя наши представительства, формируя полноценные офисы. В целом нам удалось сохранить положительную динамику по темпам роста экспортного направления на уровне предыдущих лет как в денежном, так и в количественном выражениях.

— Насколько высока конкуренция в вашей отрасли? И какие ваши главные конкурентные преимущества?

— Если говорить о рынке бутилированной воды в России, то он характеризуется как высококонкурентный, представленный большим количеством игроков, преимущественно состоящих из российских производителей. Что, в моем понимании, хорошо, поскольку заставляет нас быть всегда собранными и внимательными к деталям.

Если говорить о нас и о нашем конкурентном преимуществе, мы как один из лидеров рынка и по темпам роста, и по его доле в денежном выражении, безусловно, отличаемся от своих конкурентов широкой продуктовой линейкой. В этом смысле мы – уникальная компания, наш портфель представлен сегодня как легендарными брендами «Ессентуки», «Нарзан» и «Архыз Vita», так и новыми продуктами.

В конце прошлого года мы запустили бренд «Горджи». И с уверенностью можем говорить, что старт был успешным. В этой связи мы и дальше будем сконцентрированы не только на развитии существующих брендов, но и на создании новых. Наш главный принцип: обеспечить потребителей, в первую очередь внутри страны, качественной полезной продукцией и внести свой вклад в оздоровление людей, формируя основы для их долголетия.

— Какую работу проводит «Холдинг Аква» для сохранения и защиты целебных источников Кавказских минеральных вод?

— Добросовестное недропользование — одно из основных направлений работы в рамках нашей ESG-стратегии. Поэтому в этом направлении мы всегда держим руку на пульсе и стараемся моментально реагировать даже в случае каких-либо минимальных сложностей.

Ежегодно мы инвестируем значительные средства в модернизацию нашей инфраструктуры, парка скважин, в автоматизацию. В 2022 году запустили пилотный проект по автоматизации одной из скважин. В 2023 году он завершился и был признан успешным. Теперь планируем расширить эту практику на все наши скважины. Компания также ведет активное строительство собственных минералопроводов. Все это делается не только для сохранения и улучшения качества выпускаемой продукции, но и для сохранения источников, нивелирования всех рисков, связанных с их эксплуатацией.

— Минеральная вода какого вашего бренда пользуется наибольшим спросом?

— Несмотря на то, что локомотивом наших продаж сегодня является бренд «Ессентуки», бренды «Нарзан» и «Архыз Vita» имеют не меньший, а может быть и больший потенциал для роста и развития. Важно понимать, что брендом «Ессентуки» мы занимаемся с 2017 года, с момента основания компании. Бренды «Архыз Vita» и «Нарзан» появились в нашем портфеле значительно позже, поэтому сейчас они только проходят так называемый этап становления, пересмотра стратегии развития и продвижения, инвестиционной модели. Уверен, что в ближайшем будущем тот потенциал, который в них заложен, будет нами раскрыт в полной мере. Сейчас мы довольны теми результатами, которые они показывают, как и нашим самым молодым брендом «Горджи», который всего за год существования уже очень полюбился потребителям.

— Возвращаясь к теме логистики. Какие трудности возникают сейчас в этом направлении? Как удается решать эти вопросы?

— Логистика — это основа основ для потребительского рынка. Особенно это актуально для рынка бутилированной воды. Основную проблематику я уже обозначал — кардинальный рост логистической ставки. Но это является следствием. Причина кроется, прежде всего, в дефиците транспорта и удорожании запчастей. Например, в части железнодорожных перевозок стало значительно меньше окон для отгрузок, что очень влияет на наши планы. Мы постоянно вынуждены пересматривать и заранее планировать все отгрузки и перемещения готовой продукции.
На эту тему
Рост Северного Кавказа корректирует стратегию развития региона
Дыренко (1).jpg
Поделиться

Поэтому мы прорабатываем целый ряд мер, в том числе формирование своего парка грузовых автомобилей, который частично помог бы компенсировать сложившийся дефицит, по крайней мере, по тем ключевым направлениям, к которым мы близко расположены — ЮФО, СКФО и ЦФО.

Также мы уделяем внимание дальнейшему развитию наших складов ответственного хранения. Я хочу напомнить, что в этом плане мы хорошо диверсифицированы и представлены по всей территории страны. Сейчас мы расширяем свои возможности за счет увеличения количества продукции на складах в регионах.

— Наверняка за годы работы вы сформировали своего рода «точки опоры», необходимые для полноценного развития компании. Вы можете их назвать?

— Из таких точек я бы хотел выделить, наверное, две, которые я считаю самыми главными. Первая – слаженная и эффективная работа нашей команды, которая на протяжении этих шести лет практически не меняется, а только прирастает. Команда – это ключ к успеху. Для нас важно создавать качественные продукты, которые будут иметь ценность в глазах потребителей, продукты, ориентированные на здоровый образ жизни. Когда команда делает свою работу искренне, с полной самоотдачей, это находит свое отражение не только в качестве продукта и финансовых результатах компании, но и в тех ощущениях, которые испытывают потребители при покупке и употреблении товаров.

И второе, без чего невозможно было бы первое, – это вера наших акционеров в нас, в наш проект, их готовность выделять значительные средства на реинвестирование и на развитие. Без такого подхода масштабное развитие, которое мы видим в «Холдинг Аква», было бы невозможно. 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .