92 98 13

Ольга Ермаченко: «Настоящий “левша” из сказки мог родиться только в России»

6000
15 минут

Производственная компания «Сад Радости» изготавливает арт-объекты и элементы декора, известные не только в России, но и далеко за ее пределами. Световые фигуры из Волгограда сегодня можно встретить в США, Германии, Испании и других странах. Ольга Ермаченко в интервью «Эксперту Юг» рассказала удивительную историю создания крепкого семейного бизнеса.

Ольга Ермаченко: «Настоящий “левша” из сказки мог родиться только в России»

Сегодня компания «Сад Радости» имеет шесть патентов. Фото предоставлено экспертом
Поделиться
Ольгу Ермаченко многие знают как учредителя и гендиректора производственной компании «Сад Радости», бизнес-наставника и победительницу международного конкурса женских предпринимательских проектов в АТЭС – «APEC BEST AWARD» 2021.

Свое дело она с членами семьи начинала на маленькой кухне. Так появились первые гипсовые ежики и котята. Сегодня световые фигуры компании украшают известные парки мира и крупные торговые центры, а декоративные шары, созданные на волгоградском заводе, стали главным элементом Кремлевской елки.


— В вашем бизнесе задействованы почти все члены семьи. Кто выполняет какие задачи?

— Да, так и есть. Моя дочь Таня работает руководителем экспортного направления. Она знает несколько языков. Благодаря ей мы ведем переговоры с иностранными партнерами, как, например, сейчас с Дубаем. Она выступает и переводчиком, и посредником, и арт-директором.

Моя сестра Настя — исполнительный директор, она занимается производством. Мой муж выступает в роли главного технолога. Благодаря его идеям мы получили 6 патентов.

— Вы же начинали свой бизнес в 2009 году? Тогда вы стали изготавливать свои первые гипсовые фигурки?

— У нас тогда родился сын Артем. Я помню этот ноябрь 2009 года, когда есть было нечего. Мы стали искать выход из этой ситуации. Надо было как-то выживать. Тогда пришла идея продавать гипсовые фигурки.

Мы купили первые формы. На новогодних каникулах отливали эти фигурки дома, на кухне. Затем муж отвозил их в гараж, где покрывал изделия лаком. Машина на тот момент была только у моей сестры, и мы вдвоем с ней заворачивали в газеты первых гипсовых ежиков и развозили их по волгоградским магазинам.

— А почему вы решили начать именно с гипсовых фигурок?

— У нас на тот момент был опыт продаж в магазинах, в том числе мы продавали и гипсовые фигурки. Я сама не большой любитель такой продукции, но мы заметили, что эти изделия пользуются спросом: раз привезли партию — раскупили, второй раз привезли — то же самое.

Ермаченко3.jpg
Поделиться

История компании «Сад Радости» начиналась с производства гипсовых фигурок. Фото предоставлено экспертом

— Как понять, что пора выходить на новый уровень и начать привлекать более крупных клиентов? Как это происходило у вас?

— Как гласит пословица: «Смелость города берет». А как иначе? У меня все складывалось именно так: методом проб и ошибок. Были магазины, которые нас тогда вообще не восприняли всерьез. К примеру, год назад мы подписали договор с Леруа Мерлен. А за три года до этого я пыталась наладить взаимодействие с байером. Он приехал из Краснодара, посмотрел и сказал: «Вы слишком маленькие, мы с такими не работаем». Нас «послали», а мы все равно продолжили пробивать эту стену.

Сначала у нас появлялись магазины в области, потом нами заинтересовались астраханцы, следом ростовчане и компании из других регионов.

Потом мы поняли, что выставки - это наша тема, и нам обязательно нужно в них участвовать. Первое время мы принимали участие только в волгоградских выставках, поскольку по деньгам еще не тянули мероприятия в других регионах.

— Когда вы решили изготавливать световые фигуры? С чего все началось?

— Как раз в дальнейшем, на одной из выставок, к нам подошла девушка-дизайнер с предложением изготовить черепаху из металлической проволоки. Я обратилась с этим вопросом к мужу, он заинтересовался этой темой, сказал, что найдет сварщика. Но я — человек, который сразу подписывает договор, берет на себя обязательства, а потом ставит задачу коллективу. Муж, конечно, был в шоке. В итоге все сложилось, черепаха клиентам понравилась.

Затем я сделала сайт отдельный, где было сказано, что мы производим топиарные фигуры из металла. Как-то мне позвонила маркетолог одной из сети автоцентров, она увидела нашу черепаху. Но им нужен был олень, да еще и с огоньками. Я снова эту идею озвучила мужу, на что он ответил: «В принципе это можно сделать, давай попробуем». Ну а я, как обычно, услышала «можно», решила, что этот заказ мы выполним. Раз главный инженер сказал, что задача выполнима, я, как продажник, иду и заключаю договор.

Потом у нас заказали светодиодного Деда Мороза на санях, с оленями. Я подошла к мужу и сказала: «Все, заказ оплачен». Деваться некуда, надо изготавливать эту фигуру. И такие ситуации были не раз.

— Ольга Вадимовна, волгоградцы долго не могли поверить, что в их городе создают декоративные элементы для Кремлевской елки. Как ваша продукция попала на главную елку страны?

— Позже мы получили приглашение на выставку в Москву. Постепенно мы поняли, что наша “световая тема” более востребована. Тогда мы решили присутствовать на всех профильных выставках. На одном из мероприятий мы познакомились с дизайнером, которая занималась отбором проектов для Кремлевской елки.

Мы ведь не сразу узнали, что наш проект победил в конкурсе. Здесь стоит пояснить, что мы в тот период уже отгружали шары для других проектов этого дизайнера. А потом она позвонила и сказала. что мы выиграли, и нашими шарами украшают главную елку. Дизайнер тогда спросила, может ли к нам приехать телевидение, чтобы снять процесс изготовления декоративных элементов. Федеральный телеканал предупредил, что пришлет к нам волгоградскую съемочную группу. После этого нам позвонила журналистка, она несколько раз переспросила, действительно ли мы делаем шары для Кремлевской елки в Красноармейском районе Волгограда, и правда ли, что мы делаем их сами. Журналистка нам тогда не поверила и попросила прислать фото, подтверждающее эту информацию. И даже после получения фотографий человек перезвонил нам со словами: «Что, реально?! У нас в Красноармейском делают эти шары?»

Ермаченко 2.jpg
Поделиться

В работе компании задействованы почти все члены семьи. Фото предоставлено экспертом 

Мы рассказали ей, что наши фигуры представлены в световом парке ZooLights в Хьюстоне, в Техасе, где установлены более 40 фигур.

Теперь наши фигуры можно увидеть также под Франкфуртом, в Германии. Там есть огромный световой парк.

Кто ваши самые требовательные клиенты?

— Часто нашими клиентами становятся торговые центры. Это очень требовательная аудитория, с большими претензиями. Они раньше часто ездили по Европе, перенимали там лучшие идеи. К нам один раз обратилось дизайнерское агентство, которое работает напрямую с Cartier. Агентство подготовило эскизы пантер — символа компании. Нам нужно было изготовить металлическую фигуру пантеры в прыжке. Мы делаем-делаем, отдаем на согласование — нам говорят, что у пантеры взгляд не тот: слишком грустный. В итоге мы все-таки смогли создать пантеру с подходящим взглядом.

Ко мне недавно приезжали представители сети аутлетов из Подмосковья. Они сразу сказали, что олени им не интересны, а нужно что-то особенное, что в России мы еще не делали. Мы тогда предложили им идеи французов. Иногда мы опираемся на их опыт. Что-то берут они у нас. Происходит такое взаимодействие. Мы работаем с самыми непростыми заказами. Это одно из наших конкурентных преимуществ.

Когда звонят представители городских администраций, то там мы видим совсем другой подход. Им нужно уложиться в определенный бюджет, необходимо, чтобы световая композиция занимала определенную площадь и была вандалоустойчивой. Но в плане цен на нашу продукцию мы выгодно отличаемся от наших коллег из Питера и Москвы.

Как часто вы сталкиваетесь с актами вандализма по отношению к вашим изделиям? Как с этим боретесь?

— Опрос среди наших клиентов показал, что критерий вандалоустойчивости для них очень важен. У нас есть фотография, где на световой фигуре коня сидят три наших грузчика. Когда в администрациях начинают спрашивать, насколько устойчивые и крепкие наши изделия, мы отправляем им в ответ это фото.
читайте также
Александр Еремеев, Элис Фэшн Рус: Про русскую моду говорить рано
Еремеев 2.jpg
Поделиться

Эта история началась несколько лет назад, когда Волгоград должны были посетить высокопоставленные гости во главе с президентом, и мэрия заказала нам композицию: кони - семья и лебеди. Всем наша работа тогда понравилась, но через какое-то время поступил звонок из администрации. Нам сообщили, что у коня ноги «подогнулись». Мы недоумевали: «Как это, подогнулись металлические ноги?!». Запись с камер видеонаблюдения показала, что в День ВДВ три здоровых мужчины захотели сделать эффектную фотографию и оседлали нашу фигуру. С тех пор наши изделия проходят испытания тремя грузчиками, а в процессе изготовления композиций для таких проектов мы используем достаточно толстый металлический прут №8.

Однажды мы по заказу «Лукойла» установили красивых медведей (топиарий). Через какое-то время нам сообщили, что газон отвалился. Мы удивились, предположили, что клей мог быть некачественным. Забрали, отремонтировали, посадили еще и на металлические скобы. Через две недели снова такая же ситуация. Мы закрепили, как могли. Наш сотрудник пошел проверить, как там стоят эти медведи, и увидел, что две девочки-подростка со специальным канцелярским ножом пытаются снять скобы у наших фигур. Потом они объясняли это тем, что хотели посмотреть содержимое фигур.

Ермаченко 6.jpg
Поделиться

Продукцию компании «Сад Радости» можно увидеть во многих регионах России. Фото предоставлено экспертом

Вандалоустойчивости мы уделяем особое внимание. У нас даже есть соответствующие патенты. Клиенты из муниципалитетов разных регионов говорят, что наши изделия выдерживают не один праздник и не один сезон.

— Как вы сегодня можете охарактеризовать основные принципы в вашей работе?

— Мы строим нашу компанию, чтобы оставить ее своим детям. Имя, бренд и репутация — это то, что можно один раз испортить, а потом очень тяжело исправить положение. Я еще из 90-х запомнила, что «за базар надо отвечать». Я часто говорю это в ходе своих выступлений, и кому-то это режет слух. Но на деле все так и есть. Если мы даем кому-то слово, то его держим. Если мы понимаем, что не успеем по срокам, то не берем этот заказ. К каждому заказу мы подходим индивидуально. Мы не хотим краснеть ни за нашу фирму, ни за нашу родину, когда поставляем свои фигуры за рубеж.


Мы первые стали создавать металлические фигуры с ажурным рисунком. Это выглядит эстетично. Мы получили патент, и теперь световые фигуры животных с ажурным узором в России можем делать только мы.

— Как введение антироссийских санкций повлияло на ваш бизнес?

— Мне кажется, у русских выработался своего рода иммунитет на всякие кризисные ситуации. Мы помним кризис 2020 года, когда мы общались с итальянскими партнерами, и они думали, что бизнесу пришел конец.

Сейчас у нас есть крупный оптовый клиент за рубежом, который поставил работу с нами на паузу. Есть бизнесмены в Европе, которые хотят с нами работать, но им запретили сотрудничать с российскими компаниями на государственном уровне. А вот немцы продолжают делать у нас заказы. Возникли трудности в плане логистики, но многие вопросы можно решить.

В связи с событиями прошлого года мы, конечно, провалились в продажах. Сначала это нас подкосило, но потом мы взяли себя в руки: начали продавать больше изделий для частников, вышли на маркетплейсы. Даже в тяжелые времена у людей есть потребность в красоте и уюте.

Что касается оборудования, основная часть у нас — отечественного производства, материалы — тоже, кроме светодиодов. Их мы закупаем в Китае, с поставками в этом направлении проблем нет.

— К каким выводам вы пришли в этот период?

— Мы поняли, что надо больше внимания уделять маркетинговой стратегии. У нас сейчас 22 канала продаж. Бюджет на эти цели мы увеличили на 10% и расширили отдел маркетинга.

композитные материалы.jpg
Поделиться

Шары из композитных материалов украсили Кремлевскую елку. Фото предоставлено экспертом

Мы поняли, как важно вкладываться в развитие бренда: начали снимать видео для YouTube, которые формируют у нашей целевой аудитории желание работать с нами. Мы рассказываем подписчикам канала про наше семейное предприятие, показываем, как выбираем светодиоды, как мы их проверяем: замораживаем, замачиваем под водой и т.д. Показывать закулисье — крайне важно для формирования доверия покупателей. Все это помогает создавать свой бренд. А когда у тебя уже есть раскрученный бренд, ты можешь продавать много и дорого.

— Сегодня вы являетесь бизнес-наставником. Когда вы поняли, что пришло время делиться опытом и учить других?

— В моей жизни это случилось лет 5-7 назад. У кого-то это приходит с возрастом, у кого-то с опытом. Я начинала выступать перед студентами, потом перед предпринимателями. В этом году я стала амбассадором волгоградского филиала «Мой бизнес». На меня очень сильно повлияла программа в Сколково, два года назад я прошла там обучение. Мне запомнилась лекция, в которой говорилось о том, как в конце XIX века Англия стала сильной экономической державой, мировым лидером. Тогда примерно 15% населения там были предпринимателями, МСБ вытянул всю экономику страны. А у нас сегодня МСБ составляет 2-3% от всего населения.

Я подумала, как мы можем повлиять на увеличение числа предпринимателей. У меня есть большой опыт, большой бэкграунд. Я знаю, как продвигать товары, как масштабировать бизнес, и могу поделиться этим опытом с другими.

— Кто сегодня ваша целевая аудитория?

— 50% нашей целевой аудитории — администрации. Примерно 25-28% наших клиентов — крупные корпорации. Это 80% нашего годового оборота. Остальное — частники. Сегодня сложно найти регионы, особенно на Юге России, где нет наших фигур. Иногда к нам обращаются муниципалитеты, названия которых мы ранее даже не слышали.

— Как происходил выход вашей компании на зарубежный рынок?

— Здесь стоит сказать спасибо Волгоградскому центру поддержки экспорта. Благодаря им мы впервые попали на выставку в дальнем зарубежье — в 2020 году представляли наши изделия во Франкфурте-на-Майне. Это довольно смешная история.

Как нам сказали, на эту выставку запись из претендентов-участников составляют на три года вперед, но, спустя время мы узнали, что все-таки попадаем на это мероприятие. Мы были неимоверно рады: мы будем стоять на выставке рядом с крупнейшими компаниями мира, занимающимися этим направлением десятки лет!

Мы прилетаем туда с сестрой, смотрим на стенды с образцами и видим, что нам выделили 6 квадратных метров в углу, рядом с туалетом. У нас сразу опустились руки. Но, как говорится, где наша не пропадала. Как показала практика, место оказалось шикарным! Народ залетает в туалет, ничего не замечая, а на выходе попадает в красоту. Мы там заключили 3 контракта и привезли оттуда 115 целевых контактов. Потом мы сказали организаторам, что хотим постоянно занимать именно это место на выставке. Тогда мы громко заявили о себе аудитории из дальнего зарубежья. У нас появились первые оптовики из самых разных мест: Техас, Берлин, Дубай и многие другие.

Мы начали изучать этот новый для нас рынок, продвигали себя в Instagram (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – ред. ), сделали рассылку по подписчикам конкурентов.

Ермаченко4.jpg
Поделиться

Для выхода на рынок Ближнего Востока компания «Сад Радости» подготовила новый каталог. Фото предоставлено экспертом

— Вы сейчас выходите на рынок ОАЭ. Там ведь совсем другая аудитория. Как у вас идет этот процесс?

— Да, этот рынок сильно отличается. С немцами и американцами работать проще, поскольку они во многом похожи на нас. Восточных людей понять сложнее. Они неспешны во всем: долго принимают решения, могут месяц отвечать на письмо, откладывают дела в связи с тем или иным праздником. Мы сейчас ведем переговоры с крупным застройщиком в Дубае, они нас приглашают в разные проекты. В январе мы уже будем иметь представление, срастется там или нет. Если все получится, для нас это будет прорывом. Пока мы думаем поставлять туда продукцию из композитных материалов.

— Вы вносили изменения в ваш каталог для этой аудитории?

— Для них мы создали отдельный новый каталог. Там представлено много композиций с полумесяцами, световой декор для праздника Ураза-байрам и т.д. Christmas и все эти световые олени им непонятны и неинтересны. А вот фигуры тигра, верблюда или музыкальных инструментов, которые мы готовили для выставки там, их покорили.

— Вы замечаете разницу в плане качества между декором, произведенным в России и в Европе?

— У нас часто любят говорить, что продукция из Европы — это всегда знак качества. А когда мы впервые попали на выставку за пределами РФ, я была неприятно удивлена. Я запомнила металлического дерево итальянского производства с кусками белой изоленты. А мы стараемся все прятать, чтобы не было видно, куда идут провода, сделать аккуратные швы и т.д.

Европейские мастера редко заморачиваются с деталями. Анализируя все увиденное там, я пришла к выводу, что “левша” из того самого произведения Лескова мог родиться только в России, потому что наши мужчины и с мозгами, и с руками. Они все делают качественно.


Производственная компания «Сад Радости» — малое предприятие, которое занимается изготовлением арт-объектов и других элементов декора, а также садовой мебели.

Выручка компании за 2022 год составила 130 млн рублей, прибыль за этот период — 42,9 млн рублей. Ежемесячно предприятие тратит на рекламу 250 тыс. рублей. В штате сегодня числятся примерно 80 сотрудников, часть из них работает удаленно.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .