Согласно философии Олеси Молдавской, внешний человек равен внутреннему. Фото предоставлено собеседницей
Поделиться
В рамках проекта «Молодые журналисты для молодых лидеров», который реализуется АНО «ИНГУП» при поддержке Агентства гражданских инициатив Ростовской области, «Эксперт Юг» уже выпустил интервью с краснодарской девушкой, которая руководит семейным производством ферм для перепелов, с ростовским студентом, который запустил свое производство мочалок, разговор с молодым разработчиком игр.
В рамках проекта проводится опрос молодых предпринимателей, в котором можно принять участие, заполнив электронную анкету, рассказав заодно о своем ярком проекте.
Закончилась эпоха импульсивного шопинга
— На какой стадии ваш бизнес?— По итогам 3 квартала 2023 года продажи выросли на 36% по сравнению с предыдущим кварталом. В августе 2023 года бренд kod отметил третий день рождения. Из них первый год был посвящен исключительно формированию бренда – прорисовке эскизов, разработке лекал, выбору поставщиков, подбору команды. Позже мы вышли на рынок и сейчас активно занимаемся продвижением, продажами и расширением географии присутствия бренда.
Я начинала бизнес интуитивно, без прописанной стратегии, горела идеей, училась всему в процессе, на практике. В итоге бренд прошел точку безубыточности, вышел в устойчивый плюс, мы появились в торговом центре, начали торговать оптом. Онлайн-продажи идут через официальный сайт бренда.
— Сколько человек работает в вашей компании?
— Во-первых, kod - это семейный бизнес. Я дизайнер и художник, моя мама создает вязаные аксессуары и детали. Родной брат – ювелир. Он разрабатывает и отливает модели пуговиц, брошей. Его супруга вручную декорирует изделия kod, а их сын – 10-летний Матвей – второй художник, по иллюстрациям которого мы создаем принты и вышивки.
Также в нашей команде иллюстратор, технолог, конструктор, мастер ручной вышивки, специалист по складскому учету, бухгалтер, документовед, логист, SMM-специалист, диджитал маркетолог, специалист по работе 1C, PR-менеджер и менеджеры по продажам. Итого 17 человек.
— Как выглядит и как меняется ассортимент вашей продукции?
— Здесь стоит немного подробнее рассказать о нас в целом. Наша одежда – на стыке дизайна и искусства. Философия бренда kod: внешний ты = внутренний ты. Большинство наших вещей — двусторонние (швы обработаны специальной окантовочной лентой, благодаря чему у одежды нет изнанки, а есть второе лицо). Мы сами разрабатываем модели, отрисовываем авторские принты, окрашиваем ткань, используем много ручной работы – стежки, вышитые, вязаные элементы и аксессуары. Крой и размерная сетка позволяют носить нашу одежду как женщинам, так и мужчинам.
Поделиться
Самая продаваемая позиция – костюмы из коллекции «Холст». Фото предоставлено Олесей Молдавской
Если говорить конкретно о моделях, то сейчас в нашем ассортименте верхняя одежда представлена куртками-трансформерами, которые превращаются в теплые жилеты, большая спортивная группа - свитшоты, худи, футболки, спортивные брюки. В классической костюмной группе представлены пиджаки, брюки, шорты, жилеты, рубашки. Недавно изготовили первую партию вязаного трикотажа - кардиганы, юбки и брюки из мериносовой шерсти.
Наши покупатели – люди свободные, открытые, готовые проявляться. Поэтому из сезона в сезон хорошо продаются вещи самобытные, в которых много ручной работы, авторской вышивки, акцентных аксессуаров. Самая продаваемая вещь – костюмы из коллекции «Холст». Авторский принт на ткани, стежки ручной работы, пуговица в форме логотипа бренда kod, немнущаяся ткань и оверсайз-крой делают их универсальной вещью любого гардероба — и, соответственно, постоянным лидером продаж.
— Какие задачи ставите перед собой на ближайший год?
— В следующем году планируем начать продаваться в одном из премиальных универмагов в Москве и выйти на маркетплейс Lamoda. Если в первом случае опыт есть (у нас собственный корнер в премиум - зоне TrendIsland в ТЦ Авиапарк), то на маркетплейсах kod пока не представлен. Это будет совершенно новая для нас ниша, я думаю, на начальных этапах она будет очень ресурсозатратной. У них одни из самых строгих на рынке требований к партнёрам: от достаточно высоких комиссионных сборов до контента, соответствующего требованиям и стандартам онлайн-платформы. Но мы видим перспективы в e-commerce и готовы инвестировать.
— Как развивать ассортимент одежды?
— С одной стороны, нужна аналитика. Нужно следить за динамикой продаж конкретных позиций, цветов, размеров, закрывать пробелы в ассортиментной матрице. Например, сейчас мы расширяем линейку верхней одежды: добавляем пальто и теплые зимние куртки.
С другой стороны, важно слышать клиента и доверять своим ощущениям в бизнесе. Покупатели, знакомые с брендом kod, оценили не только креатив наших художников, но и высокое качество изделий (ткани, пошив). Сейчас они хотят добавить в свой гардероб помимо сложных дизайнерских изделий более спокойные. Поэтому в осенней коллекции у нас появились базовые спортивные костюмы, которые показали хорошие продажи. В идеале, нужна такая линейка, чтобы покупатель мог закрыть любые свои потребности, не выходя из магазина или корнера kod. Бренд - живой организм, который должен постоянно меняться, реагировать на запросы покупателей.
— Кто является вашими основными конкурентами?
— Мы работаем в сегменте middle up. Но сравнивать kod с другими брендами условно по «среднему чеку» не совсем корректно из-за специфики нашей одежды - неординарности, количества ручного труда, премиальных тканей.
— Что происходит с потребностями клиентов? Как они меняются?
— Клиент стал более думающий. Закончилась эпоха импульсивного шопинга, люди стали покупать более осознанно. Покупателю важна история бренда, его посыл. Клиент стал намного умнее производителя. И это не дает нам расслабляться. Мы еще больше внимания уделяем качеству пошива, деталям, выбору тканей.
— Как развивается ваш рынок в целом? Какие основные тренды там преобладают?
— У нас свое понимание моды. В kod во главе угла комфорт человека, его идентичность. Мы не про быструю моду, навязанную социумом. Наши вещи вне трендов, они универсальны и при этом актуальны, уместны. У нас уже сформировался пул покупателей – таких креативных прагматиков, которые одеваются практично, но при этом достаточно творчески. Их вещи могут быть базовыми, но никогда не бывают скучными. Эти клиенты точно знают, чего они хотят, куда и сколько раз они наденут одну и ту же нашу вещь, как обыграют оба её лица.
Поделиться
Недавно в компании kod изготовили первую партию вязаного трикотажа. Фото предоставлено Олесей Молдавской
Важно перестать вдохновляться красивой картинкой из соцсетей
— Как начался ваш путь как предпринимателя?
— У меня художественное образование, я всю жизнь занималась искусством. Решившись на создание бренда одежды, я не представляла, что меня ожидает. Я не училась бизнес-планированию, маркетингу и менеджменту, я шла за творчеством. А получила регистрацию ИП, товарного знака, открытие счетов, работу с производством, сертификацию и маркировку продукции, бухгалтерию, логистику и еще много всего. Все новое, все неизвестное, во все приходилось и приходится до сих пор серьезно вникать. Сейчас на творчество приходится процентов десять. Предпринимательство – это сложно, но интересно!— Получилось ли осуществить желаемое с первого раза? Какие главные трудности могли бы выделить?
— Основная трудность была в отсутствии знаний предпринимательства, опыта в этой непростой сфере. Всему приходилось учиться в процессе и на собственных ошибках. Но я не привыкла отступать. Появилась задача – вникли, разобрались, решили и пошли дальше уже с определённом багажом.
Я мечтатель, но креативный и трудолюбивый! Получилось с первого раза – отлично, нет – пробую во второй. Параллельно возникают третий, четвертый, пятый сценарии реализации задуманного. Поэтому я с благодарностью отношусь к возникающим сложностям, они стимулируют постоянное развитие.
— На ваш взгляд, на Юге России развито предпринимательство? Насколько здесь комфортная среда для того, чтобы начать свое дело?
— Конечно, комфортная! Дон всегда был купеческим. Южане — деятельные, предприимчивые, открытые новому, хваткие. Сейчас в Москве на ВДНХ проходит международная выставка-форум «Моя Россия». Бренд kod удостоен чести представлять Ростовскую область в секции «Универмаг» среди участников со всей страны, демонстрирующих как исторические национальные ремесла, так и современные достижения модной индустрии. Наш опыт показывает, что на Юге реально не только открыть и развить свои бизнес, но и выйти на федеральный уровень.
— Чем, на ваш взгляд, новое поколение в бизнесе отличается от старого?
— Молодые предприниматели смелые, открытые, коммуникабельные. Они одновременно продвигают и свой продукт, и свой личный бренд. И очень уверенно чувствуют себя в диджитал-пространстве. Но у большинства экспрессии много, а терпения мало. Они хотят быстрых результатов, ждут wow-эффекта и не готовы играть в долгую. Пройдя условный трехдневный курс «Миллион за месяц», торопятся продавать все, что угодно, не задумываясь о качестве продукта или услуги. Как итог - разочаровываются, не получив желанной отдачи.
— Как помогать новому поколению?
— На мой взгляд, новому поколению предпринимателей важно перестать вдохновляться красивой картинкой из соцсетей, оторванной от жизни, скрывающей все трудности. Если хочешь устойчивый бизнес, нужно учиться, набираться опыта, посвящать много времени выбранному занятию. Свое дело - это ежедневный труд, колоссальные затраты личных ресурсов, энергии. Но это накопительная история, и успех собственного бизнеса невероятно заряжает.
Поделиться
Одежда kod – на стыке дизайна и искусства, уверены ее создатели. Фото предоставлено Олесей Молдавской
Также важно делиться прикладными наработками, брать молодежь на производство, давать возможность посмотреть на внутренние процессы, поучаствовать в них. Например, у нас проходят практику студенты Академии архитектуры и искусств ЮФУ. Ребята погружаются в работу, пробуют себя в деле. Несколько талантливых студенток уже стали частью команды kod.