93 100 13

По законам строительного времени

1042
5 минут
По законам строительного времени

Поделиться
Грядущие стройки, приуроченные к Чемпионату мира по футболу 2018 года, может быть, наиболее волнительны для горожан не выбором проекта под стадион и даже не местом его размещения, а тем, в каких условиях им придётся жить несколько лет, пока будет продолжаться строительство.

Возможно, это будет не такой ад, как в Сочи. Там и жителей гораздо меньше (около 400 тысяч человек — против миллионников Ростова и Волгограда), и стройки гораздо масштабнее. Последние годы город живёт по одному закону — его воплощает график строительных работ.

Наличие чётких графиков и, тем более, их соблюдение — дело нужное. Но есть важные вещи, которые российская строительная индустрия пока не научилась в них закладывать. Приведу живой пример.

В Ростове с прошлой осени идёт полная реконструкция одной из ключевых центральных улиц — имени Максима Горького. О близости её к центру говорит, например, тот факт, что её отделяет всего квартал от параллельной Пушкинской — улицы с самым дорогим жильём в городе. Эта реконструкция очень нужна по нескольким причинам. Главная, видимо, всё же транспортная — улице Горького за счёт газонов прибавляют две полосы плюс места под парковки, это должно разгрузить вечно стоящую в пробках Красноармейскую. Во-вторых, улица была просто позором. Газоны в лучшем случае использовались для стоянки автомобилей, часто здесь лежали мусорные кучи, плотность выбоин на дороге позволяла предполагать, что асфальт когда-то решили положить прямо поверх разбитой грунтовки, задавшись целью увековечить каждый изгиб. А ещё на этой улице есть, например, автомойка — это в самом центре-то города! — её испражнения аккуратно выливаются на мостовую. Я бы мог продолжать — поскольку живу на этой улице и наблюдаю ход работ ежедневно — и мой опыт вполне может восприниматься как тренировка к чемпионату мира.

На самом деле — такой масштабной стройки мне наблюдать ещё не приходилось. Представьте себе широкую улицу с деревьями, столбами, трамвайными рельсами, газонами, тротуарами — так вот на её месте вдруг оказался котлован глубиной в два ковша и шириной от стенки одного здания до стенки другого. При созерцании этой картины открывается практический смысл выражения «Начать сначала».

А также закрадывается подозрение, что с этой улицы забыли эвакуировать людей . Вот это для меня главное — строители строят так, как будто работают в чистом поле или на оцепленной территории. Они идут по своему графику и делают работу так, как это удобно им, совершенно не принимая во внимание живущих прямо по месту проведения работ многих тысяч людей. Если бы строители принимали их во внимание, их график, я полагаю, выглядел бы как-то иначе.

Ну например. Разбивать старую улицу и постепенно закладывать новую начинали по кварталам. Начали от проспекта Будённовского и двинулись в глубину центра. С тех пор прошёл почти год. На сегодняшний день на разных стадиях разрухи и восстановления находятся восемь кварталов. Поскольку с обеих сторон стоят многоквартирные дома, а у существенной части жильцов есть автомобили, то можете себе представить как количество людей, в повседневность которых вмешалась стройка, так и число транспортных средств, отрезанных от домов их хозяев. Так вот, ни на одном из восьми участков нет ни одной законченной дорожки для пешеходов и ни одного проезда для автотранспорта. Я искренне не понимаю, что мешает их сделать. Ежедневно тысячи людей буквально перешагивают через рабочих, выходя из своих домов. Студенты экономического факультета ЮФУ выходят из своего корпуса прямо в котлован, утаптывая для себя тропинки. Чем же занимаются в это время строители? Они шлифуют какой-нибудь рельс, мастерят бетонную подушку для трамвая — а он, это всем очевидно, поедет по этой улице последним. Выложив плиткой небольшой участок тротуара, строители как будто теряют к продолжению интерес — поэтому пешеходы шагают с недоделанного тротуара прямо по навезённому сюда песку.

При этом совершенно очевидно — тротуар для пешеходов на протяжении одного квартала можно сделать за сутки . Но в течение года он не был сделан. То же самое с автомобилями. На ряде немаленьких отрезков лежит прекрасный новый асфальт. Но эти отрезки никто не пытается связать, оборудовать возможность поворотов. Строители делают вид, что они запретили на территории всё, как будто не видя, что жители ежедневно находят десятки нелегальных способов, как припарковаться в самых неудобных для строителей местах, что они отодвигают чудовищные бетонные заградительные блоки и просачиваются не единицами, а сотнями. Даже доставку из «Икеи» можно заказать в самый центр реконструируемой улицы — и будут мучиться, но доставят. Но ведь это неправильно — если вы признаёте факт существования на захваченной вашими экскаваторами территории местного населения, можно ведь пойти ему навстречу. Это не только ничего не стоит с точки зрения ресурсов и времени — это, я совершенно уверен, повысит эффективность строительных работ. Сейчас же, наблюдая, как люди, не закончив ни единого отрезка, разламывают всё новые, ты понимаешь, что это — раковая опухоль. И начинаешь бояться надвигающегося футбольного чемпионата.

Проблема, видимо, в том, что конкретной строительной организации некому дать пинка. Просто сказать: «Эй, парни, чтобы к обеду тут была дорожка!» — и она будет. У подрядчика ума на это не хватает, заказчик — мэрия — проблемы, похоже, не видит. Губернатор, посетивший недавно стройку, жёстко потребовал, чтобы к концу года тут пошёл трамвай. Ну разве что его запустят между Будённовским и Ворошиловским. Требовать надо было дорожку для людей до конца рабочего дня! Это и нужнее, и реалистичнее. В конце концов, кто должен этим заниматься? Президент Путин?

Суть моих страхов проста — даже самое благое дело можно превратить в ад для обывателя. А потом отвечать на его вопли, что он, неблагодарный, не понимает своего счастья — ему ж подарят новый город! Но хватит ли у него сил для радости после нескольких лет унижений — это уже вопрос индивидуальных личностных качеств.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .