94 101 13

Тракторы — России, комбайны — миру

2727
7 минут

«Ростсельмаш» готовится к переводу сборки канадских тракторов в Россию и выходит на нетрадиционные для себя внешние рынки сбыта

Тракторы — России, комбайны — миру

Поделиться

Руководство ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”», входящего в группу компаний «Новое Содружество», намерено до 2017 года перенести часть мощностей по сборке тракторов семейства Buhler Versatile из Канады в Ростов-на-Дону. Причиной этого решения собственник называет изменившуюся конъюнктуру российского рынка сельхозтехники и выросший курс доллара, который ранее делал производство тракторов за океаном более рентабельным. При этом техника «Ростсельмаша» даже в период действия западных санкций начала пробивать себе дорогу на новые для себя внешние рынки — в Германию, Аргентину, Иран, Монголию.

Тракторный манёвр

Намерение о расширении локализации в Ростове производства канадских тракторов Buhler Versatile до 67% в течение ближайших полутора лет высказал в июле прошлого года в ходе заседания Совета директоров предприятий Ростова-на-Дону генеральный директор КЗ «Ростсельмаш» Валерий Мальцев. В Ростове трактора под брендом «Версатайл» выпускаются с 2009 года, но пока уровень их локализации в России крайне низкий — 10%. Напомним, в 2007 году 80% акций Buhler Industries Inc были приобретены «Новым Содружеством», а объём производства в 2014 году составил 1,7 тысячи машин четырёх моделей. В Россию планируется перенести производство трактора Versatile 2375 мощностью 375 лошадиных сил.

В менеджменте компании уверяют, что этот ход никак не связан с постоянно расширяющимися санкциями канадского правительства в адрес российских чиновников и бизнесменов. Президент компании Buhler Industries Inc Дмитрий Любимов заявил, что стратегия по переносу части производства в Россию была принята задолго до начала «санкционной вой­ны» и связана больше с тем, что двигатель трактора TIER-3 больше не соответствует требованиям североамериканского экологического законодательства.

«Эти тракторы с 1 января 2015 года мы больше не можем продавать в Канаде и США, и основные рынки их сбыта приходятся теперь на Россию и Казахстан, где законодательство ещё позволяет продавать тракторы с двигателями типа TIER-3 и даже TIER-2. Всегда лучше иметь производство максимально близко к рынку сбыта», — пояснил г-н Любимов. За океаном же будет продаваться модель с более экологичным двигателем TIER-4 (мощность до 600 л.с.).

Интересно, что ещё несколько лет назад совладелец «Нового Содружества» Константин Бабкин в ходе раскручивающегося экономического кризиса и недостаточной, по его мнению, господдержки сельхозмашиностроения, наглядно показывал, почему вести бизнес в Канаде выгоднее, чем в Ростове. «Данный вывод подтверждается динамикой оборота предприятий за четыре года: в Канаде рост в 1,7 раза (с 219 миллионов долларов США в 2008 году до 361 миллиона долларов США в 2012 году), в России рост на 5 процентов (с 512 миллионов долларов США в 2008 году до 539 миллионов долларов США в 2012 году)», — отмечал тогда г-н Бабкин. Сегодня ситуация серьёзно изменилась. Введение западных санкций и рывок валютных курсов сделали производство в Ростове гораздо привлекательнее. Теперь уже собирать технику здесь стало не только политически важно, учитывая программу импортозамещения, но и экономически обоснованно. В руководстве холдинга уже начали переговоры о поставках комплектующих с КамАЗом и Ярославским моторным заводом. Не последнюю роль в расширении локализации играет и ожидаемое подключение будущих ростовских тракторов к федеральной программе льготного лизинга сельхозтехники. Как раз локализация производства Versatile в Ростове до 67% автоматически включает его в число уже российских производителей, на которые будут распространяться все федеральные льготы. По мнению директора «Росагромаша» Евгения Корчевого, тракторы конкурентов (John Deer или Минского тракторного завода) не могут претендовать на госсубсидии из-за недостаточного уровня локализации. При этом он считает, что себестоимость производства может снизиться примерно на 15–20% в зависимости от того, насколько успешно получится заменить западных поставщиков отечественными.

Рыночные аналитики подчёркивают, что при необозримых российских просторах нагрузка на один трактор в стране составляет 247 га, тогда как в США — 38 га, во Франции — 14 га. Один зерноуборочный комбайн у нас обслуживает 354 га, в США — 63 га, во Франции — 53 га. Отсюда и возросшие проблемы с аварийностью недешёвой и уже устаревшей техники при слабом её сервисном обслуживании, и потери урожая. Поэтому потребность в тракторах и комбайнах на отечественных полях будет только возрастать. Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года предусмотрено увеличение парка тракторов с нынешних 435 до 610 тысяч, комбайнов — с 134 до 147 тысяч за счёт внедрения в АПК машин новейших образцов. Сегодня парк комбайнов и тракторов «возрастом» свыше 10 лет составляет 45–62%.

Комбайновый прорыв

В последние месяцы завод на всех площадках представляет свою новую машину — двухбарабанный комбайн 7-й серии RSM-161, который разрабатывался при содействии Минпромторга РФ. Запуск в серию RSM-161 ознаменовал собой новый шаг в деятельности «Ростсельмаша». Комбайн выпущен на новой глобальной платформе, на которой предполагается создать не менее десятка других моделей: традиционных одно- и двухбарабанных, роторных, гибридных комбайнов различной производительности.

«Перед инженерами компании стояла задача вывести на рынок продукт, который не только дополнит модельный ряд серийной техники, но будет лучше своих конкурентов, — заявил директор департамента маркетинга “Ростсельмаша” Прохор Дармов. — Для этого была проделана большая работа по сопоставлению разных машин в мельчайших деталях. Усилия конструкторов увенчались успехом. Мы получили машину, которую можно смело отнести к категории высокопроизводительных комбайнов». RSM-161 был создан на базе семейства «Дон» при заимствовании некоторых технических решений, применяемых при производстве комбайнов New Holland. Ожидается, что на втором этапе проекта будет разработана модель 7 класса RSM-171 с применением нового молотильно-сепарирующего устройства. Особенностью новых моделей является гибкость, благодаря чему конфигурацию RSM-161 можно будет изменять под конкретные задачи, поставленные клиентом. Новая глобальная платформа, как ожидается, будет находиться в разработке конструкторов «Ростсельмаша» ближайшие 10 лет. До 2020 года на ней должны выйти не менее пяти моделей ростовских комбайнов.

Между тем, с 4 июня 2015 года постановлением правительства №550 был повышен размер субсидии производителю сельхозтехники с 15% до 25% цены техники. А в Крыму, Сибири и на Дальнем Востоке — до 30%. Это повышение не только позволило преодолеть спад продаж, который имел место в начале прошлого года, но даже породило некоторый дефицит комбайнов.

Только в последние годы государство начало субсидировать закупку локализованной техники. Губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил, что из более чем 1,022 млрд рублей, выделенных на субсидии селянам, порядка 800 млн руб­лей пошли на закупки техники «Ростсельмаша».

Нужно заметить, что отечественные сельхозмашиностроители уже много лет пытаются обратить внимание федерального правительства на проблемы отрасли. Константин Бабкин как президент некоммерческого партнёрства «Росагромаш» неоднократно обращался к российским властям с призывом заняться реальной поддержкой отечественного сельхозмашиностроения, которое со вступлением России в ВТО оказалось под угрозой экспансии со стороны пользующихся широкой субсидиарной программой ЕС европейских производителей.

«Оказываемая государством поддержка сельского хозяйства носит точечный и бессистемный характер — как в отношении регионов, так и в отношении сельхозпроизводителей, — писал он. — Доля субсидий в структуре всех доходов агрохолдингов составляет 15%, сельхозорганизаций — 7%, фермерских хозяйств — 1%, а личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей – всего 0,3%. Кроме того, с каждым годом усиливается давление более дешёвой (и зачастую менее качественной) импортной продукции».

Глава «Росагромаша» утверждал, что экспортный потенциал российских производителей огромен и составляет 15 млрд долларов в год. Требуется лишь необходимая поддержка со стороны федеральных властей по примеру стимуляции продаж для отечественного автопрома. Среди других идей значилось субсидирование железнодорожного тарифа для поставок ростовских комбайнов на Дальний Восток. В качестве примера г-н Бабкин приводил Беларусь, где для конкурентов «Ростсельмаша» по СНГ, комбайнов «Гомсельмаша», предусмотрена отсрочка платежа сроком на 7 лет под 4% годовых с первоначальной оплатой всего 15% стоимости техники.

При этом, переводя сборочные мощности тракторов в Россию, в «Ростсельмаше» только наращивают экспортную активность. В ближайшей перспективе его менеджмент намерен, компенсируя очевидную предстоящую потерю украинского рынка, где ежегодно продавалось порядка 650 машин, выходить на непривычные для себя рынки Дальнего Зарубежья. В 2015 году предполагалось наращивание экспортных поставок на 20% (планируемый объём производства — 4,2 тысячи комбайнов). Девальвация рубля стала своеобразным локомотивом экспорта, поскольку ценовое предложение российских машиностроителей выгодно отличается от предложений западных конкурентов. По данным Прохора Дармова, компания получила несколько приглашений провести тест-драйв своей техники на полях Франции, Германии и других стран.

В 2015 году было заключено соглашение о поставках 15 зерноуборочных комбайнов семейства ACROS в Монголию. Эту же модель в количестве 150 машин планируется поставить в Иран, с Минсельхозом которого в настоящее время обсуждаются детали контракта и схема его оплаты. Учитывая потребности рынка Исламской республики в 700 машин ежегодно, успешная реализация этого плана будет означать настоящий «прорыв» донских комбайнов на Средний Восток, где пока преобладают производители из Германии и США. Также идут переговоры о налаживании совместного сборочного производства в Азербайджане. 

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .