93 100 13

Театр «Человек в кубе»: откровенная условность

2749
6 минут
Театр «Человек в кубе»: откровенная условность

Поделиться

Театральный марафон прошлого сезона «Человек в кубе» закрывал в чужих стенах. Теперь у единственного в Ростове-на-Дону «метафорического» театра есть свой дом.

Частный театр имеет существенное преимущество перед государственным – это независимость. Главный режиссер со своей труппой может быть свободным художником или же хорошим коммерсантом. Что и как поставить? Вести или вестись? Всё зависит от совести и амбиций этого режиссера.

В 2005 году в Ростове-на-Дону под началом выпускницы Ростовского училища культуры Екатерины Рындиной появляется Школа актерского мастерства, из которой в 2008 формируется частный театр «Человек в кубе». Примечательно название театра. По мнению Екатерины, человек в третьей степени – это человек идеальный: созидающий, ищущий. Так как театральное пространство представляет собой коробку, куб, этот человек находит свое «идеальное» воплощение в театре. Режиссер говорит, что в театре зритель должен «работать». Интеллектуально. Не потреблять сюжет со всеми перипетиями, а стараться прочитывать образы, находить скрытые пласты.

Отвергнув и реалистический, и модный сейчас документальный театр, Рындина со своей труппой следует традиции, заложенной Всеволодом Мейерхольдом – русским театральным режиссером (1874 - 1940 гг.), актером, педагогом, теоретиком и практиком театрального гротеска.Создает собственный, «кубический», остраненный мир, говорит со зрителем языком метафоры. Любой текст, который помещается в такую двойную условность (ведь сцена сама по себе условна), изменяет свое содержание, обретает иной, нежели при чтении, тон. Так, в сказке Погорельского «Черная курица» появляются элементы абсурдного мира Жана Жене, возникает экзистенциальная тема, в постановку о Мольере вписываются размышления об иллюзии выбора.

Актеры театра балансируют на качелях «персонаж – повествователь». Через пару мгновений первое лицо сменяется третьим, действие – нарративом, прямая речь - косвенной. В интервью и на встречах со зрителями Рындина не раз говорила, что опирается на работы режиссера московского ТЮЗа Камы Гинкаса. У него она подметила особенности постановки прозы.

Проза в театре работает опосредованно. Переход на откровенный нарратив вместо ожидаемого зрелища-действия активизирует воображение зрителя, что еще сильнее акцентирует нереалистическую, условную природу происходящего и говорит о стремлении режиссера к интеллектуализации театрального процесса.

Содействует этому процессу строгий стиль сценографии. Черно-белые цвета. Свет от ламп и прожекторов, рассеивающийся во тьме. Минимум реквизита, отвечающего гиперусловному языку постановки. Предмет может быть здесь персонажем или элементом декорации. Вырванные книжные листы, которые разлетаются по сцене в ходе спектакля о Льюисе Кэрролле – деталь, запускающая магию особого пространства. Метафора проникновения в скрытый художественный мир через листы, по сути, раскрывает процесс чтения книги. Возможно, это аллюзия на фильм британского режиссера Питера Гринуэя «Книги Просперо», где действие перебивается кадрами книжных разворотов.

Значимой деталью становится кукла Мольера, которую два повествователя таскают на протяжении всей постановки. Образ куклы, которой манипулируют, особо характерен для личности Мольера. В этом есть и театр, с которым всю свою жизнь был связан драматург, позволение помыкать собой в отношениях с королем Людовиком XIV, когда Мольеру приходилось идти на сделку с совестью и ставить многочисленные балеты, иногда даже с участием монарха, а то и вовсе переписывать свои пьесы.

Сама пьеса о французском комедианте является расследованием – не кафкианским процессом, конечно, а скорее пародией на детективную историю с масками дель арте в роли следователей. Постановка является интерактивной: Рындина режиссер позволяет зрителям разместиться прямо на сцене, провоцируя взаимодействовать с актерами и даже совершать свой «выбор». Но сценарий уже написан. Хэппенинг не состоится. А возможность выбора иллюзорна.

Действующий репертуар «Человека в кубе» довольно разнородный. Вместе с тремя биографическими постановками о писателях (Мольер, Пушкин, Кэрролл) в виде пока еще не завершенной, но единой тетралогии «Спектакль О» с общим почерком, – гротескная «Черная курица», заигрывающая с трансцендентностью. А еще – литературно-музыкальная каталогизация русской лирики «Пристрастные рассказы», которая выбивается из общего ряда своей бесфабульностью.

Интересно, что раньше Рындина ставила пьесу Сартра «За закрытыми дверями», от которой позже отказалась. Вероятно, оказавшись в тупике экзистенциальной пьесы, режиссер стала больше обращаться к темам другого порядка. Заметна склонность к неоромантизму.

Одна из главных тем в постановках Рындиной – неумолимая любовь к жизни, к творчеству как её акту. Герои всегда одиноки, в своих болезнях, в своих 16 квадратных метрах. В лучших традициях романтизма они стремятся проникнуть из реального мира в мир своих мечтаний.

Финал всякого сюжета здесь – это смерть, материальная или духовная, иногда даже вторая является следствием первой. В центре – прожитый опыт героя-романтика. Его-то и предлагает осмыслить режиссер.

Поворот к романтизму, к индивидуальной судьбе сегодня предсказуем: техногенный глобализованный мир слишком быстро меняется, оставляя человека один на один со своими сомнениями, страхами. Но как одеть эту тему в подобающие веку одежды? Как освежить метафорический язык Гофмана или даже Сартра? Требуется подлинное новаторство. «Человек в кубе», как кажется, лишь в начале этого пути.

В театре небольшой и молодой актерский состав. Сейчас он полностью женский. Хороших актеров-мужчин для своего театра режиссеру пока не удалось найти. Актрисы же играть умеют, но полностью раскрыть свой потенциал получается не во всех постановках. Однозначно удалась актерская работа в постановке о писателе Кэрролле, где каждая из девушек находит свое амплуа. Труппа активно посещает семинары по развитию актерских навыков, ездит на спектакли в московские и питерские театры, чтобы учиться у своих столичных коллег.

Долго время театр Рындиной напоминал кочующего со своей труппой драматурга Мольера. Свое помещение у частного театра появилось совсем недавно, поэтому часто приходилось искать сцену для выступлений. Например, весь театральный марафон прошел на арт-площадке Makaronka, которая является основной сценой для другого театра – «18+». С 1 октября новый сезон откроется уже в родных стенах «Человека в кубе».

В основном труппа выступает в Ростове. Иногда выезжает на фестивали в столицы или в небольшие города области.

«Человек в кубе» имеет свое видение развития театра в провинции. Рындина со своей труппой планирует не переезжать в Москву или Петербург, а дальше развиваться в Ростове. Школа актерского мастерства при театре все так же и работает, и некоторые её выпускники пополняют главную труппу.

После каждого спектакля проводятся обсуждения вместе со зрителями. Публика или стесняется, или пока не знает, что говорить. Поэтому дискуссий с режиссерским мнением и обсуждения метафор, практически, нет. Чаще – похвалы, констатация новизны: в Ростове подобного театра не было.

Сейчас «Человек в кубе» востребован у ростовской публики. В течение трех недель театрального марафона почти всегда небольшой зрительный зал Makaronka был заполнен. На последнем спектакле сезона прозвучало мнение, что зритель приходит в «Человек в кубе», чтобы утолять свой «интеллектуальный голод». Это лучшая похвала для авторского театра, стремящегося быть «реалистом» на свой манер – требовать от себя и зрителя «невозможного».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .