89 95 12

От количества субъектов МСП государство переходит к их качеству

435
8 минут

Представители власти и бизнес-объединений обсуждают новый подход к развитию малого и среднего бизнеса. Новыми целями может стать не увеличение количества субъектов МСП, а их рост, сокращение смертности бизнес-проектов, увеличение доли малых производителей. 

От количества субъектов МСП государство переходит к их качеству

Предприниматели говорят, что малым бизнесом оставаться удобнее. Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Предприниматели говорят, что и сами рады были бы расти, но парадокс в том, что малым бизнесом оставаться удобнее. Развитие предприятий тормозит кадровый вопрос, а некоторые меры господдержки перестают помогать при переходе на крупный шаг. 

Каковы сегодня условия для развития малых производителей и что мешает им расти, — эти вопросы представители власти, бизнес-объединений и предприниматели обсудили на Форуме малых производителей Ростовской области, организованном «Экспертом Юг».

Качество — новый показатель для развития МСП

«В 2019 году, когда малое и среднее предпринимательство приобрело статус национального проекта, впервые за долгие годы государство приравняло значимость предпринимательства со значимостью здоровья населения, строительства жилья, движением науки, — говорит председатель Ростовского областного отделения «Опоры России» Аркадий Гершман. — Как результат — рекордное на сегодняшний день количество субъектов МСП, несмотря на ковид, СВО, санкции и финансовые проблемы».

Малые производители, Гершман.JPG
Поделиться
Аркадий Гершман, председатель Ростовского областного отделения «Опоры России»:  «Сегодня увеличение числа субъектов уже не ставится национальной целью». Фото: «Эксперт Юг»

По данным на декабрь 2023 года, в России зарегистрировано больше 6,3 млн субъектов МСП, в которых занято не меньше 15 млн человек. В Ростовской области работают более 182 тысяч представителей МСП с общей численностью сотрудников 400 тысяч человек. Из них всего 7% организаций представляют производственный бизнес, отмечает представитель «ОПОРЫ России». При этом доля МСП в экономике России, как и в 2019 году, составляет 21%. 

«Мы достигли максимального количества субъектов МСП за все годы, и теперь количество должно перейти в качество. Сегодня увеличение числа субъектов уже не ставится национальной целью, — отмечает Аркадий Гершман. — Задача — повысить качество их работы, увеличить доходность, объемы производительности, срок жизни субъектов МСП. Ни для кого не секрет, что многие предприятия МСП закрываются через три года после запуска. А многие и раньше».

«В рамках реализации национальной цели устойчивая и динамичная экономика задан новый целевой показатель. Задумайтесь, как он звучит, — говорит замминистра экономического развития Ростовской области Сергей Кононенко. — Обеспечение в 2024 - 2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта. Полагаем, что федеральным центром будет определен и соответствующий комплекс мер, мероприятий и инструментов для этого». 

Сергей Кононенко добавил, что в Ростовской области уже разработана и утверждена региональная программа поддержки и продвижения местных брендов до 2030 года. В соответствии с ней сформированы публичные реестры производителей товаров локальных брендов и меры их поддержки. Запущен новый льготный продукт под названием «Донской бренд». Те предприятия, которые войдут в упомянутый выше реестр могут получить заемные средства на развитие бизнеса под 4% годовых, расширенные лимиты на покупку необходимого для производства оборудования до 10 млн рублей при ставке 4,5% годовых, гарантийную поддержку по ставке 0,25%.  В этом году Ростовская область также приступит к внедрению регионального стандарта креативных индустрий.

Деньги, кадры, инфраструктура: три главные проблемы для МСП

Отдельные льготы и меры поддержат предпринимателей, но не изменят погоды.  Для развития МСП необходимо создание комплексных условий. Качественный рост малых производителей должен строиться именно на них, а не на льготах, звучало на форуме. Аркадий Гершман выделил три проблемы, о которых производственный бизнес говорит уже не меньше двадцати лет и которые остаются на острие. Это дефицит кадров, недоступность кредитных ресурсов и нехватка производственных помещений. 

«Ни о какой эффективности производства нельзя говорить, если у бизнеса нет возможности регулярно проводить модернизацию парка оборудования, — заявил Гершман. — Для этого необходимы дешевые кредитные ресурсы. При сегодняшней ставке ЦБ это нереально. РАПП предоставляет льготные займы, но только объемом до 5 млн рублей. Это в лучшем случае стоимость одного станка. ФРП дает более объемные займы, но в последнее время неоднократно слышу жалобы на тяжесть их оформления».

Малые производители.JPG
Поделиться
Отдельные льготы и меры поддержат предпринимателей, но не изменят погоды. Фото: «Эксперт Юг»

Начальник отдела продаж продуктов для бизнеса банка «Центр-инвест» Ольга Соленая отметила, что национальные цели, поставленные президентом, создают новые сферы для МСП, в которых клиенты банка уже представлены. Например, разработчик финтех-продуктов «Винвестор», производитель инновационного сельскохозяйственного оборудования «Аграрум-техника», проектировщик систем пожаротушения «СБ Сервис».

«Малый бизнес внедряет инновации, самостоятельно выращивает кадры, повышает уровень доступности товаров и услуг. Мы очень ценим все то, что делает МСБ, и в особенности производители, для развития нашей экономики», — заявила Ольга Соленая.

Несмотря на создание кластеров, особых экономических зон и технопарков, недостаток производственных площадей остается довольно существенным, продолжал перечислять проблемы МСБ Аркадий Гершман:

«Мы можем говорить о ТОСЭРах, об особой экономической зоне «Ростовская» но, если на сегодняшний день резидентов там можно посчитать по пальцам, это показатель того, что они недостаточно привлекательны для предпринимателей. Значит, доступность, уровень льгот, субсидий, поддержки, недостаточен для того, чтобы прийти туда с производством».

Необходимо налаживать кооперацию между крупными компаниями и малыми предприятиями, подчеркнул председатель рабочей группы по развитию промышленной кооперации и инжиниринга Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Валерий Королев. Внутренний рынок сегодня охвачен холдинговыми корпорациями, доступ к которым малому бизнесу крайне ограничен, прежде всего, требованиями самих «гигантов» к своим контрагентам. Это требования к технологической готовности, организационно-управленческому и кадрово-компетентностному уровню. «По пальцам одной руки можно пересчитать контрагентов из сферы малого бизнеса у крупных компаний. Вокруг этих примеров устраиваются целые форумы, симпозиумы с демонстрацией положительного опыта. Это демонстрация исключений, а не системных решений», — отметил Валерий Королев.

Кадры: смириться со сложностями и искать выходы

Основатель сети пекарен «Гридневъ» Алексей Гриднев, который совсем недавно открывал в городе по 50 точек за два года, отметил, что рост сети сегодня приостановился в связи с трудностями по поиску персонала.

Развитие сдерживает не отсутствие производственных площадок или оборудования, а в большей степени нехватка человеческих кадров, которая уже не позволяет так быстро развиваться. Найти людей на должность кассира сложно, подчеркивает предприниматель:

«В последние 2−3 года мы открывали по 3−4 магазина-пекарни в месяц, — рассказывает Гриднев. — В мае этого года мы запустили всего лишь один магазин, а в июне не планируем вообще. Не с кем открываться — продавцов нет. Производственные мощности способны выпускать большее количество продукции, а вот сбывать в собственной рознице возможности уже нет. Что с этим делать — непонятно, наверное, рождаемость поднимать».

Малые производители, Гриднев.JPG
Поделиться
Алексей Гриднев, основатель сети пекарен «Развитие сдерживает не отсутствие производственных площадок или оборудования, а нехватка кадров». Фото: «Эксперт Юг»

Кадровый голод сегодня касается предпринимателей из всех сфер, говорит основательница швейной фабрики Luca’Denim и бренда одежды A1FA Анастасия Лукина. Чтобы заинтересовать и удержать потенциальных работников, предприятие решило самостоятельно обучать швей и платить им за это:

«Мы ездим по институтам и техникумам в Ростове. Притом, что у нас швеи получают по 100 тысяч рублей, набрать людей все равно сложно. Приняли решение обучать сотрудников самостоятельно. Девочки приходят, мы им платим за обучение, потому что без них вообще не сможем зарабатывать».

Основатель компании Choco Corp, выпускающей брендированный шоколад, в качестве преференций нанял для своих сотрудников бесплатного репетитора по английскому. 
На эту тему
Максим Костюков, Choco Сorp: Мы кинули свои силы на сотрудничество с маркетплейсами
Поделиться

«Нужно слышать своих сотрудников и создавать условия. Мы провели опрос, выяснили, что многие хотят учить английский. К слову, к нашей работе английский язык не имеет никакого отношения. Просто люди хотят ментально развиваться и для них было бы ценно и удобно после работы не ехать куда-то, а заниматься английским в офисе.  Мы наняли репетитора и дали им такую возможность».

Не бойтесь работать с тюрьмами, поделилась советом генеральный директор ООО «ПКФ «Маяк» Любовь Железная. Она отметила, что долгое время пыталась привлечь на работу студентов, но те не хотели ехать работать на село: «Сегодня у нас трудятся 18 осужденных, идеально работают, не хуже мигрантов».

Заместитель директора РРАПП Оксана Стуковина посоветовала использовать «Кадровый сервис» на сайте центра «Мой бизнес». Это раздел, который призван объединить интересы работодателей из сферы МСП, студентов и учебных заведений. Предприниматели могут размещать там свои вакансии, просматривать резюме и искать стажеров из числа студентов.

«Кадров нет, и они не появятся из ниоткуда, их нужно взращивать. Используйте эту платформу для поиска талантливых студентов, из которых можно сделать хорошие кадры», — говорит Стуковина. 

Переходить из малого бизнеса в разряд среднего невыгодно

Для малого бизнеса сегодня открыт широкий инструментарий господдержки, но при переходе предприятия в разряд более крупного двери для получения льгот закрываются, говорит Анастасия Лукина. Предпринимательница называет себя активным пользователем мер поддержки.
На эту тему
Анастасия Лукина, Luca’Denim: Никто из топовых селлеров не продаёт джинсы дороже нас
Поделиться

«Ростовская область действительно очень круто развивается в плане поддержки предпринимателей на старте. Мы брали льготные кредиты до 5 млн рублей под такие проценты, которые не найдем ни в одном банке. Маркетинговые исследования, бирки, регистрация торгового знака, сертификация: нам все это делали почти бесплатно, на условиях софинансирования, где мы платили 20%. Но, когда мы перешли на другой шаг и задумались о расширении, получать меры господдержки стало сложнее».

Анастасия также отметила, что механизмы РРАПП хорошо работают, но 5 млн рублей (максимальный объем займа) уже не могут решить проблемы средних компаний. Возможно, введение новой категории малых предприятий, МСП+, позволит расширить инструментарий поддержки для растущих компаний.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .