92 99 13

Никаких продавцов и консультантов: в Ростове открылся первый магазин без кассиров

1315
4 минуты

Донской производитель бытовой химии открыл полностью автоматизированный магазин самообслуживания в Ростове-на-Дону. Попасть туда можно только с помощью QR-кода, а купить товары — на кассе самообслуживания. Это первая в городе торговая точка такого формата. Запуск магазинов без кассира — новый тренд в ритейле, который пока мало кому из торговых сетей удается полноценно реализовать и масштабировать.  

Никаких продавцов и консультантов: в Ростове открылся первый магазин без кассиров

Основательница сети «Точка мыла» Ирина Ефанова // Фото: архив героя
Поделиться

Магазин принадлежит сам себе

В Ростове-на-Дону открылся первый в городе магазин полностью автоматизированной торговли. Его запустил производитель повседневной бытовой химии ООО «База Бытовой Химии». Предприятие выпускает гели для стирки, кондиционеры для белья и жидкое мыло. Параллельно компания развивает собственную сеть «Точка мыла» в Ростове и Ростовской области, где продает продукцию собственного производства и местных производителей.

В магазине нет продавцов и консультантов. Он полностью принадлежит сам себе, говорит основательница «Точки мыла» Ирина Ефанова.

Покупателя встречает QR-код на двери магазина, перейдя по которому можно зарегистрироваться и получить свой индивидуальный код для посещения. Для этого нужно указать свое имя, телефон и почту в электронном виде. Еще один способ узнать пароль — позвонить по указанному на объявлении телефону. Код становится постоянным индивидуальным паролем покупателя для входа.

Товары размещены на стеллажах, как и в классическом магазине. Покупки оформляются и оплачиваются на кассах самообслуживания.

Экспериментальный формат магазина строится на полном доверии покупателю. О воровстве Ирина Ефанова старается не думать. За месяц работы торговой точки случаев краж не было, говорит предпринимательница:

«У нас прямо перед кассой висит баннер: «Мы вам доверяем». Мы даем хорошие условия и качественный продукт, за которым хочется вернуться, и о воровстве не думаем. Система доступа в магазин выстроена так, что при выявлении кражи, доступ в магазин просто блокируется для покупателя».

При этом основательница отмечает, что автоматизированный магазин — ход не столько маркетинговый, сколько рациональный. Открывать кассы самообслуживания, по ее словам, выгоднее, чем привлекать продавцов.

«Одного кассира недостаточно, нужно два, значит, платить зарплату нужно двум сотрудникам. Наличие в магазине продавца оплачивает покупатель. Заплата персоналу входит в себестоимость. Отсутствие продавцов позволяет держать цены на товары сниженными. Кроме того, по статистике продавцы воруют больше, чем покупатели. Все вместе это выливается в приличную сумму».

Компания планирует масштабирование формата магазинов самообслуживания // Фото: архив компании
Поделиться
Компания планирует масштабировать формат магазинов самообслуживания // Фото: архив компании

Предпринимательница считает, что отсутствие продавцов для многих покупателей является плюсом. Посетителей отпугивает, когда консультанты ходят за ними по пятам или следят пристальным взглядом.

Компания старается развивать направление IT-розницы, где клиент контактирует только с it-продуктами и не контактирует с человеком. В будущем «Точка мыла» планирует внедрить консультанта на базе искусственного интеллекта для подбора товаров.

Общий объем инвестиций в открытие одного автоматизированного магазина составляет около 500 тысяч рублей, из которых 350 тысяч — стоимость оборудования. Сейчас сеть «Точка мыла» насчитывает 6 магазинов, один из которых — автоматизированный. В планах — масштабирование формата магазинов самообслуживания. Компания планирует открыть 132 магазина в Ростовской области с помощью системы франчайзинга.

Кто еще открывает магазины без кассиров

Кассами самообслуживания сегодня сложно кого-то удивить. Однако обычно они соседствуют с кассирами. Такой формат развивают в основном крупные игроки ритейла федерального масштаба. Кассы самообслуживания внедряют магазины сети «Лента»,«Магнит», «ВкусВилл» и группы X5 «Пятёрочка» и Перекресток».

Запуск магазинов без кассира — новый тренд в ритейле, который пока мало кто реализовал полноценно. Один из самых известных проектов в этой сфере в России — стартап Briskly. Компания производит и продаёт умные холодильники и микромаркеты, в которых можно организовать торговлю без персонала. Оплата проходит через приложение или POS-терминал. К технологии Briskly подключены уже более 345 торговых точек в городах России, Белоруссии и Казахстана.

Магазин без продавцов «Азбуки вкуса», открытый в Москве в период пандемии
Поделиться
Магазин без продавцов сети «Азбука вкуса», открытый в Москве в период пандемии // Фото: av.ru 

В прошлом году петербургская сеть мини-маркетов «Близко», которая насчитывает чуть больше 20 точек, заявила, что установит не менее 30 торговых павильонов без продавца. Они обоснуются в коттеджных поселках Ленинградской области и других регионов России. Стратегия компании — выбирать локации, где нет крупного ритейла, больших гипермаркетов или вовсе нет магазинов. Покупки можно будет сделать через мобильное приложение. Предполагается, что с помощью индивидуального кода покупатель откроет прилавки и витрины, отсканирует и оплатит товар.

Среди крупных сетей по одному экспериментальному магазину без касс и продавцов запустил «ВкусВилл» в Москве, «Азбука вкуса» в деловом центре «Москва-Сити», «Пятерочка» в Новой Москве. Чтобы зайти в магазины, необходимо скачать мобильное приложение и привязать к нему банковскую карту.
0
5
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .