92 98 13

Крым развивает промышленный туризм и надеется на хороший сезон

827
6 минут

Отсутствие авиасообщения и опасность ракетных налетов привели к тому, что в прошлом году количество туристов в Крыму снизилось на треть. Однако отрасль постепенно адаптируется к новым условиям — в частности, предлагая новые туристические продукты. Крупные игроки выживают во многом благодаря господдержке, но малому бизнесу приходится нелегко.

Крым развивает промышленный туризм и надеется на хороший сезон

На лето 2024 года в крупных отелях и санаториях забронировано от 50 до 80% мест, утверждают эксперты. Фото: Крымский туристский центр
Поделиться
В 2023 году на полуострове отдохнули 5,2 млн туристов, что на 20% ниже уровня 2022 года, утверждает Министерство курортов и туризма Республики Крым. По данным Управления федеральной службы госстатистики по Крыму и Севастополю, крымские отели и санатории приняли немногим более миллиона туристов. Это самый низкий показатель с 2015 года, несмотря на то, что количество объектов размещения с той поры выросло в 4,5 раза. Начало 2024 года показывает небольшую положительную динамику: в январе гостиницы и здравницы приняли более 60 тысяч человек, тогда как в том же периоде прошлого года — около 51 тысячи. Субъекты малого предпринимательства в этой статистике не учитываются. Как утверждают наши эксперты, на лето 2024 года в крупных отелях и санаториях забронировано от 50 до 80% мест.

На эту тему
Тренды в туризме: Абрау-Дюрсо выбивается вперед, Крым меняет подходы
Поделиться
Крымчанам за последние два года пришлось сильно переформатировать привычную отрасль. Кроме понятных вопросов безопасности, определяющую роль сыграло изменение логистики. Авиатранспортом туристы больше не прибывают, а значит, туроператоры и отельеры ориентируются на жителей близлежащих регионов, которым несложно приехать в Крым на машине или поездом, а также на местных. Так как эти категории граждан часто хорошо знают полуостров и традиционными достопримечательностями их уже не удивить, отрасль предлагает новые впечатления и точки притяжения— в частности, промышленный туризм.

«Море, горы, традиционные достопримечательности не меняются (хотя после реконструкции в Феодосии открылась картинная галерея Айвазовского) и по-прежнему востребованы. Но вау-эффект уже отсутствует, так как те, кто уже был — всё знают, а те, кто не был — знают от тех, кто был, — считает заместитель руководителя комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), советник директора по России Всемирной организации винного туризма (GWTO) Елена Ищенко. — Где же “невероятное в очевидном“? История и география Крыма веками связана с уникальными вкусами и продуктами, которых больше нет нигде в мире. Крымчане подготовили для гостей сюрприз из более десятка новых объектов и маршрутов сельского и промышленного туризма, где можно встретиться с людьми, которые делают Крым красивым, удивительным и вкусным».

Ищенко.jpg
Поделиться
Эксперт по туризму Елена Ищенко:  «История и география Крыма связана с уникальными вкусами , которых больше нет нигде в мире». Фото предоставлено собеседницей

Крым и промышленность — неожиданное сочетание

«Откуда в Крыму промышленный туризм? Да это же мой любимый вопрос! — говорит руководитель Крымского бюро путешествий и экскурсий Светлана Бараухина. — Около 50 предприятий готовы открыть свои двери для туристов, которые хотят посмотреть производство. Это интересно и приезжим, и местным. Среди таких предприятий — производитель минеральной воды под брендом “Жемчужина Крыма“, пивобезалкогольный комбинат “Крым“, джанкойский молокозавод “Новатор“, фабрика восточных сладостей “Крымский султан“, троллейбусный парк в Евпатории. Насколько я знаю, идут переговоры с металлургическим заводом в Керчи, где изготавливают деколь — рисунки для декорирования эмалированной, фарфоровой и стеклянной посуды».

К перечисленным объектам Елена Ищенко добавила экскурсии на фабрику косметики «Крымская роза», предприятие по выращиванию крымской стевии и производства из нее природного сахарозаменителя, улиточную ферму «Мама Дёма». Многие предприятия, которые начали в этом году проводить экскурсии по своему производству, прошли специальное обучение в рамках туристического акселератора и школы экскурсоводов.

Винный_парк_Ялта.jpg
Поделиться
Горка суккулентов в Винном парке Ялты. Фото: Крымский туристский центр

«Мы третий год проводим акселератор «Фабрика туризма», где предприятия, которые хотят стать и туристическими объектами или предоставлять экскурсионные услуги, могут бесплатно получить навыки эффективных продаж и продвижения собственного продукта. Кроме того, Крым уже второй раз вошел в работу всероссийского акселератора “Открытая промышленность“. В прошлом году на нем обучались представители 11 предприятий, в этом — 26. По итогам акселератора планируем представить единый туристический маршрут по агропромышленным предприятиям Крыма», — рассказала директор офиса перспективного развития АО «Корпорация развития Республики Крым», председатель Межрегиональной ассоциации развития агропромышленного туризма, первый министр курортов и туризма Республики Крым Елена Юрченко.

На полуостров едут автомобилисты и пенсионеры

Сильно изменился и профиль туриста. Если в 2021 году аэропорт «Симферополь» им. Ивана Айвазовского обслужил 6,83 млн человек, поставив исторический рекорд, то в 2023 году 58% из официально прибывших в Крым 5,2 млн туристов приехали на автомобилях и автобусах по Крымскому мосту; 28% — на поездах и 14% — автотранспортом через Крымский перешеек.

Значительную долю туристов составляют получатели льготных путевок. Например, в перечень учреждений, которые могут оказывать санаторно-курортные услуги отдельным льготным категориям граждан, вошли 15 санаториев Крыма и — для сравнения — 10 санаториев Краснодарского края.
На эту тему
Топ-20 туристических инвестпроектов Юга: Кубань берёт количеством, Крым — объёмом
Поделиться
«К нам круглогодично едут гости «серебряного» и «золотого» возраста, потому государство предоставляет серьезнейшие программы социальной поддержки, — подтверждает Светлана Бараухина. — Я часто езжу поездом в Москву и общаюсь с этими людьми, которые рассказывают либо о своих ожиданиях по пути на отдых, либо о впечатлениях, возвращаясь».

Программы социальной поддержки дают возможность не пропасть крупным санаториям, но не мелкому бизнесу. Владельцы гостевых домов могут рассчитывать на более молодых и мобильных туристов, которые приезжают на собственном автотранспорте, но из-за общего снижения турпотока их на всех не хватает.

«У нас на это лето два брони, всё ещё печальнее, чем в прошлом году, — говорит хозяйка гостевого дома La Rose в Алуште Виктория. — Судя по разговорам среди знакомых в Москве и других городах, люди, во-первых, не могут себе позволить половину отпуска провести в дороге, а во-вторых, просто боятся ехать. Жилья полно, оно стало даже дешевле, хотя на всё остальное цены растут, но это никого не мотивирует. Мы второй год продолжаем делать у себя ремонт. Старые клиенты к нам не едут, а новых мы пока особо не привлекаем».

Крымчане переоткрывают Крым, а бизнес надеется на приезжих

По словам Виктории, владельцы гостевых домов решают проблему нехватки клиентов разными способами. Кто-то на зиму и в межсезонье сдаёт жильё строителям — их в Крыму сейчас очень много. А кто-то, как друзья Виктории из Партенита, передаёт свой отель в субаренду. Они заключили договор на долгосрочную аренду с местной семьёй, которая, в свою очередь, работает скорее для жителей Крыма. То есть организуют отдых выходного дня, проводят праздники и торжества.

Кроме того, крымчане охотно приобретают экскурсионные туры на предприятия и фермы, переоткрывая для себя регион, а также пользуются возможностями господдержки. На 2024 год СФР по Крыму выделил около 2,5 тыс. путевок по различным профилям лечения, а многие санатории и пансионаты предлагают клиентам с крымской пропиской скидки.

Но все же отельеры и туроператоры понимают, что за счет внутреннего туризма Крыму выжить сложно, и надеются на приезд гостей «с материка».

Юрченко.jpg
Поделиться
Первый министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко: «Мы точно можем сказать, что спрос на Крым есть»

«Несмотря на не очень благополучный эмоциональный фон, мы абсолютно точно можем сказать, что спрос на Крым есть — и в рамках активного туристского сезона, и в "сезон здоровья", как мы называем время с октября по май, — говорит Елена Юрченко. — Конечно, по сравнению с показателями 2017–2019 годов количество туристов может показаться не таким значительным, но отрасль показывает хорошие результаты, и мы уверены, что при благополучных объективных условиях эта цифра будет расти. Я думаю, что сезон состоится».
0
2
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .