Что производит юг России
Ответ может быть простым, судите сами. Мы насчитали в 13 субъектах ЮФО и СКФО 487 компаний-производителей, относящихся к среднему и крупному бизнесу. Из них 234 занято в АПК и пищевой промышленности. Доля этих предприятий в общей выручке южнороссийских производств — почти 40%. Ни одна отрасль и близко не стоит ни по количеству производителей, ни по доле в выручке. Юг России производит прежде всего продукты питания, причём этот профиль с годами становится всё более ярко выраженным. Вывод этот может показаться достаточно банальным — основные урожаи-то именно на Юге. Но мы сделали этот вывод небанальным за счёт методики — мы не включали в нашу базу производителей сельхозсырья, а холдинговые структуры включались только в том случае, если они являются в том числе производителями товаров для прилавка. И тем не менее налицо такой перевес.
По выручке ближайший преследователь — химпром. Всего 39 компаний, но среди них крупные экспортёры — заводы холдинга «ЕвроХим», ставропольские «Ставролен», «Арнест» и «Монокристалл», волгоградский куст предприятий. Химия — рынок для глобальных игроков, круг их очень невелик, причём, как правило, они развивались на базе советских промышленных предприятий.
По количеству компаний следующая после АПК и пищёвки отрасль — машиностроение и металлообработка. Нужно сказать, что в этой сфере также очень велика роль крупных предприятий с историей. Нельзя не учитывать и того, что целый ряд крупных предприятий в машиностроении и химической промышленности завязан на АПК — производители комбайнов, удобрений, оболочки для колбас, упаковки.
А вот в АПК и пищевой промышленности почти весь бизнес создан уже в постсоветские годы. Количество заводов, построенных с нуля и за частные деньги, здесь больше половины — в том числе среди крупных предприятий. И конечно, даже заводы, работающие с советских времён, за последние годы обновлены полностью — иначе они бы не выдержали конкуренции. Иными словами, если смотреть на южное производство в исторической перспективе, мы видим, что продукты питания — главная точка роста.
Но при этом мы замечаем, что Юг разыгрывает и конкурентные преимущества, связанные со своим местом на карте транспортных потоков. В масштабе страны мы представляем собой южные ворота в мир, что очень важно для работы индустриальных предприятий, имеющих значимую экспортную составляющую.
Ещё одно направление, о котором нужно сказать отдельно, — промышленность строительных материалов. В этой сфере сегодня на Юге 61 производитель, и её доля в общей выручке сравнительно невелика — 9,2%. Но количество предприятий и доля новых заводов говорят о том, что это ещё одна потенциально мощная точка роста.
Итак, три кита южного производства: работающая потенциально для всей страны пищёвка, далее — промышленность с значимой экспортной составляющей, и производство строительных материалов, в существенной степени завязанное на рынок самого юга России. Безусловно, есть весьма солидные исключения — например, оборонные предприятия, производство электровозов, нефтепереработка. Но на этих направлениях сложно ожидать массовости; можно только радоваться тому, что эти заводы находятся именно на Юге, а не в другом месте.
В сегодняшнем контексте импортозамещающих настроений наибольшие перспективы, безусловно, имеют АПК и пищевая промышленность. На самом деле у этого сектора ещё много работы: даже ряд сильных региональных компаний пока являются федеральными скорее по формальным признакам — присутствуя в нескольких регионах.