95 105 13

Как «Честный знак» выводит производителей в легальное поле

2774
6 минут

В России растет число категорий товаров, которые подлежат обязательной цифровой маркировке. Что дает регистрация в национальной системе «Честный знак» всем участникам товарооборота и контролирующим органам, и почему порой промаркированные продукты не соответствуют заявленному качеству, разбирался «Эксперт Юг».

Как «Честный знак» выводит производителей в легальное поле

Молочная продукция входила в перечень товаров, которые подлежали обязательной маркировке до 1 сентября 2023 года. Фото: freepik.com.
Поделиться
В начале этого года разгорелся скандал вокруг качества продукции АО «Молсыркомбинат-Волжский». По данным Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на предприятии произвели почти 15 тонн поддельного молока и сливочного масла. По результатам взятых специалистами проб было выявлено, что пастеризованное молоко 3,2% и сливочное масло 72% не соответствуют по жирно-кислотному составу установленным нормам. И это далеко не первый случай, когда у контролирующих органов возникают вопросы к продукции данного предприятия. При этом на «молочке» от этого производителя стоит маркировка «Честный знак». К слову, молочная продукция входила в перечень товарных групп, которые подлежали обязательной маркировке до 1 сентября 2023 года.

Специалисты подчеркивают, что национальная система цифровой маркировки создана для борьбы с нелегальной продукцией. Она помогает отслеживать путь таких товаров и, следовательно, привлечь к ответственности недобросовестных производителей, но вот вопросы, связанные с качеством той или иной продукции, система не решает. Она выступает, скорее, неким связующим звеном с контролирующими органами.

Какие преимущества дает сегодня «Честный знак» производителям, как помогает бороться с просрочкой в магазинах и причем здесь мораторий на проведение проверок продукции, выяснил «Эксперт Юг».

Маркировка приносит результаты, но есть мораторий на проверки

С 1 сентября 2023 года в России обязали маркировать БАДы, медицинские изделия, антисептики, кресла-коляски, безалкогольные напитки и велосипеды. Эксперты уверены, навести порядок в этих товарных группах следовало уже давно, ведь речь зачастую идет о продукции, влияющей на здоровье граждан.

Как отметил директор по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максим Курганский, система «Честный знак» создана для борьбы с нелегальной продукцией. Это определение включает в себя широкий спектр задач: борьбу с подделкой, фальсификатом и незаконной торговлей.
На эту тему
Из разряда "парамедицины": рынок БАДов в России растет и требует жесткого контроля
Поделиться

«Система «Честный знак» позволяет определить, кто произвел указанную продукцию, — объясняет Максим Курганский. — До создания этого механизма вы могли приобрести продукт, не имея представления о том, какая компания его произвела, поскольку данные на упаковке не соответствовали действительности. Сейчас, если вдруг надзорные органы обнаружили фальсификат, подделку, есть возможность отследить, кто получил эти коды, когда их нанесли, какая продукция была изначально заявлена и какая произведена на самом деле. Эта информация передается в контрольно-надзорные органы: Роспотребнадзор, Россельхознадзор и другие, именно они следят за качеством заявленной продукции и должны реагировать на выявленные нарушения».

О том, что система маркировки «Честный знак» никак не влияет на качество продукции напоминает и независимый эксперт по ритейлу, создатель проекта «ПродуктМедиа» Михаил Лачугин.

«Здесь уже вопрос к надзорным органам, почему они не реагируют на поступающие сведения о нарушениях, либо им передают недостоверную информацию, — рассуждает эксперт. — Есть в этой истории и другой момент. Я много общаюсь с производителями и знаю, с их слов, что обойти систему не так уж и сложно. Поэтому и возникают такие ситуации в той же молочной отрасли, когда на упаковке указано одно сырье, а внутри содержится пальмовое масло или что-то еще. И примеров такой продукции по России - сотни». 

Стоит отметить, что ранее в беседе с «Экспертом Юг» представители молочной отрасли говорили, как в условиях падения платежеспособности населения они стараются запускать линейки «доступных» продуктов, но говорить о высоком качестве в данной ситуации зачастую не приходится. Однако ряд производителей идет на обман, скрывая под упаковкой товары, отличающиеся по своему составу от заявленной информации, «чтобы лучше продавалось».

Есть еще один нюанс: из-за моратория на проведение проверок надзорные органы не всегда реагируют в полном объеме, не выписывают предписания и не отзывают у производителя сертификаты соответствия. Поэтому возникают ситуации, как в случае с предприятием «Молсыркомбинат-Волжский». 

«Пока еще есть компании, находящиеся на контроле у надзорных органов, но таких недобросовестных производителей становится все меньше, — рассуждает представитель представитель ЦРПТ. — Все больше производителей, импортеров начинают работать в легальном поле, нести ответственность за то, что они произвели, доставили. Они понимают, что к ним могут нагрянуть с проверками и вопросами. А потребитель, приходя в торговую точку, может удостовериться, что если продукция промаркирована, этот производитель на виду».

Максим Курганский.jpg
Поделиться

Максим Курганский считает, что с появлением индикаторов рисков на основе системы маркировки ситуация с недобросовестными производителями постепенно меняется. Фото предоставлено ЦРПТ

При этом с 1 апреля 2024 года в РФ запускают так называемую запретительную систему продажи, вместо действовавшей ранее уведомительной. Теперь, если возникают случаи продажи просроченной или нелегальной продукции, ее нельзя будет «пробить» через кассу. Специалисты надеются, что таким образом минимизируется попадание такой продукции в социальные учреждения.

Производителям нужен «Честный знак»

В некоторых случаях производители, устав бороться с недобросовестными конкурентами, сами выступают инициаторами обязательной маркировки их продукции.

Их можно понять, ведь объемы контрафакта и фальсификата в самых разных категориях товаров в России сегодня просто поражают. Подделывают даже художественную литературу и учебники. Так, оборот контрафактных копий бумажных книг российских издательств в январе – августе 2023 года вырос вдвое к аналогичному периоду 2022 года и составил около 1 млрд рублей, сообщают «Ведомости». Высока доля подделок и на рынке игрушек.

Инициаторами обязательной цифровой маркировки выступили, к примеру производители осетровой и лососевой икры. В Союзе осетроводов утверждают, что доля нелегальной китайской черной икры на отечественном рынке приближается к 40%. А в Россельхознадзоре заявили, что доля структурированной и имитированной икры в общем объеме производства икры лососевых видов рыб в РФ по результатам первого квартала 2023 года составила более 20%.
На эту тему
ГОСТ от Роскачества не решит проблемы производителей игрушек
Поделиться

С 1 мая 2024 года маркировать свою продукцию начнут производители и импортеры икры, а с 1 апреля 2025 – дистрибьюторы, оптовые и розничные продавцы. При этом малому и среднему бизнесу компенсируют 50% затрат на оборудование для нанесения маркировки. К слову, компенсация будет действовать при заказе одного из типовых комплектов оборудования, которые разработаны с интеграторами специально для производителей икры.

В ЦРПТ напоминают, что у предприятий есть возможность подготовиться к запуску маркировки в течение экспериментального периода. Есть еще дополнительные «бонусы», которые получают производители после регистрации в национальной системе маркировки.

«Благодаря системе «Честный знак» у бизнеса появились возможности, которые ранее ему не были доступны. Речь идет о получении информации о движении своей продукции, — комментирует Максим Курганский. — Представьте, что вы, к примеру, производитель икры в одном из южных регионов. Вы передали продукцию оптовику, и он куда-то ее увез. Раньше вы, за исключением исследований для крупных компаний, не могли узнать, в какой точке и по какой цене в итоге будут продавать вашу икру. Вы не имели представления о том, в каких регионах наблюдается повышенный спрос на вашу продукцию. Теперь же бизнес может получить всю информацию о своей продукции: где и в какое время она лучше всего продается, по какой цене, как доставлялась, сколько хранилась. Оптимизировать логистику, маркетинг, рекламные акции, цены».
0
5
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .