94 100 13

Железные связи России и Ирана: формируется сухопутная часть транспортного коридора «Север-Юг»

3302
5 минут

Россия и Иран подписали соглашение о строительстве железнодорожного участка Решт-Астара в рамках создания международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Что означает этот шаг для регионов РФ — разбирался «Эксперт Юг».

Железные связи России и Ирана: формируется сухопутная часть транспортного коридора «Север-Юг»

Подписанию соглашения предшествовали переговоры по видеосвязи Владимира Путина и Эбрахима Раиси // Фото: tass.ru
Поделиться
На прошлой неделе глава Минтранса РФ Виталий Савельев и его иранский коллега Мехрдад Базрпаш подписали соглашение о сотрудничестве в вопросах финансирования, строительства, а также поставок оборудования, товаров и услуг для создания участка железной дороги Решт-Астара на территории Ирана. Известно, что протяженность железнодорожной линии составит 162 километра.
 
Как заявил присутствовавший на официальной встрече вице-премьер Александр Новак, участок Решт-Астара планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году. А уже к 2030 году Россия и Иран хотят увеличить транзит по железной дороге до 15 млн тонн. При этом объем российских инвестиций в проект строительства новой ветки составит 1,3 миллиарда евро.
 

Бесшовное железнодорожное сообщение

 
Подписанию соглашения предшествовали переговоры по видеосвязи президента Владимира Путина и главы Ирана Эбрахима Раиси. Обе стороны назвали проект частью стратегически важного направления, благодаря которому товары, произведенные в обеих странах, смогут в большем объеме экспортироваться на внешние рынки.
 
«Казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута «Север – Юг», — подчеркнул Владимир Путин. — Новую магистраль задействуют в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, которая будет предназначаться как для потребителей в Иране, так и для стран Персидского залива и Африки».
 
По мнению президента РФ, доходы от перевозки товаров по международному транспортному коридору приведут к формированию крупных логистических и производственных кластеров, созданию новых рабочих мест в российских и иранских регионах.

карта Россия Иран.jpg
Поделиться

Участок Решт-Астара планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году //Фото: скриншот видео kremlin.ru

Владимир Путин также напомнил, что третьим партнером в создании железнодорожных маршрутов в рамках реализации проекта «Север-Юг» является Азербайджан. На данном этапе идет подготовка к заключению трехстороннего соглашения.
 

Реализация проекта затянулась на долгие годы

 
О создании МТК «Север-Юг» впервые заговорили в 1993 году. Но лишь спустя семь лет Россия, Иран и Индия подписали соглашение, ратифицированное ими в 2002 году, о создании международного транспортного коридора. Несколько позже к проекту присоединился Азербайджан.
 
Известно, что мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов имеет общую протяженность более семи тысяч километров. Его конечной точкой на севере должен стать Санкт-Петербург и на юге — индийский порт Мумбаи.
 
Проект не удалось реализовать до сих пор в том числе из-за введения западных санкций в отношении Ирана. После их снятия в 2016 году тему создания МТК «Север-Юг» подняли снова.

На эту теу

Донской экспорт нашел новые пути развития
микросхемы.jpg
Поделиться

Согласно открытым данным МИД РФ, значительная часть транспортного коридора изначально проходит по железным дорогам России. На них приходится, в зависимости от маршрута, 33 - 53% от общей протяженности сухопутной части коридора. Ключевыми регионами этого направления помимо Москвы являются Ленинградская, Рязанская, Саратовская, Волгоградская, а также Астраханская области.
 
Если говорить о выходах к Каспию, то сегодня эксперты считают одной из главных точек в этом направлении, кроме Астрахани — республику Дагестан. К тому же, пока непонятно, сможет ли успеть встроить в этот поток свои мощности соседняя Калмыкия. Известно, что в республике продолжается строительство порта Лагань, однако, по мнению специалистов отрасли, без помощи крупных инвесторов проект закрепит за собой звание одного из масштабных «долгостроев».
 

«Вечная мерзлота рано или поздно растает»

 
Зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Олег Савченко, комментируя значимость реализации проекта МТК “Север-Юг”, заявил, что он будет иметь особое значение для южных регионов, особенно для Волгоградской области.
 
«Сегодняшние партнеры России — Индия, Китай, страны Центральной Азии, в первую очередь, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны — ждут, когда транспортный коридор будет запущен, — уверен парламентарий. —Волгоградский регион имеет ключевое значение в этом маршруте. Все грузы из европейской части России, из южных территорий будут в итоге формироваться в Волгограде и распределяться здесь для дальнейших направлений. Здесь будет создан крупнейший хаб, крупнейший кластер. Поэтому сейчас нужно в первую очередь подготовить регион для такого объема грузов».
 
Руководитель Аналитического центра Российского общества политологов, ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), координатор проекта «Иранское досье» Андрей Серенко считает, что форсировать это направление МТК обе стороны начали задолго до введения санкций против России.

Россия Иран.jpg
Поделиться

По мнению Андрея Серенко, Россия и Иран дорожат своим сотрудничеством // Фото: kremlin.ru

«Я думаю, пока до конца никто не может сказать, в какой набор сетей и коммуникаций выльется весь этот проект. Как известно, речь идет о гибридных транспортных системах: судоходные, железнодорожные и другие. Ждите, что в скором времени появится трубопровод, который протянется вдоль того же маршрута, дальше подключатся IT-сети. Этот проект полностью изменит ось развития всех прикаспийских регионов, если говорить о южном измерении»,  — заявил Андрей Серенко в беседе с «Эксперт Юг».
 
Политолог уверен, что в скором времени к проекту начнут подключаться все новые участники, а объем инвестиций будет только расти. Не исключено, что в числе партнеров окажется Индия или Китай, без которых реализация мультимодального маршрута будет затруднительной.
 
«Наступает время, когда политические коалиции будут формироваться вокруг экономических проектов. Русско-иранский альянс уже доказал свою состоятельность. Обе стороны дорожат этим сотрудничеством. Тегеран рассматривает русское плечо в этом проекте, как возможность усиления иранского влияния в регионе. Сосредоточение масштабных проектов в районе Каспия - это адекватный ответ России на сложившуюся ситуацию, вызов странам, имеющим выход к Суэцкому каналу. Без Ирана эту задачу решить невозможно, — размышляет эксперт. — Я думаю, что в скором времени начнется ослабление режима изоляции на Западе. Тем более, что представленный маршрут немыслим без европейской составляющей, ведь грузы надо куда-то вывозить. Изначально планировалось, что этот маршрут соединит индийский порт с гамбургским. И если на юге сейчас пути открыты, то на севере — “вечная мерзлота”, но рано или поздно она растает».
 

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1