93 100 13

Южное виноделие ищет источники роста

1986
7 минут

Отечественным производителям надо не бороться с импортом, а работать над повышением качества российских вин и их продвижением.

Южное виноделие ищет источники роста

Поделиться

К такому выводу пришли участники круглого стола «Южное виноделие: как не отдать рынок импорту?», который «Эксперт Юг» провёл в Анапе при поддержке министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

По данным госстатистики, за последние несколько лет в России падают производство и продажи отечественного вина. Одна из причин – заметное снижение «патриотического» интереса ко всему отечественному, который наблюдался на фоне кризиса в 2014-2015 годах. При этом на Кубани, которая является регионом-лидером по количеству площадей под виноградники (около 26 тыс. га), объёму производства винограда и вина, ситуация лучше, чем в целом по стране. До 2017 года в крае наблюдался рост производства вин, который сменился стагнацией. На этом фоне вырос объём импорта натуральных вин, особенно из Франции и Италии.

Крупные сети ставят на импорт

«В прошлом году произошёл рост импорта вина в Россию, – подчеркнул генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов. – Очевидным был тренд на сокращение объёмов производства внутри страны. В то же время, по активности целого ряда лидеров южного рынка, мы видим, что они, наоборот, увеличивали объёмы и планируют дальнейший рост производства. По целому ряду компаний отмечено расширение ассортимента. Важно понять, за счёт чего у них происходит рост и что делать, чтобы виноделие на юге России в целом успешно развивалось».

Поделиться

Заместитель президента Союза виноградарей и виноделов России Николай Пинчук уточнил, что до 2015 года в стране доля вин из собственного сырья не превышала 30%, 40% заводы разливали из импортного виноматериала, а 30% вин ввозили импортёры. «Но уже в 2017 году доля импорта выросла на 10% и на столько же снизилось производство вина из виноматериалов. Доля вина из собственного винограда пока не изменилась», – подчеркнул эксперт.

По его мнению, сегодня импорт готового вина стал выгоднее, чем ввоз сырья и материалов для виноделия. «Нынешняя ситуация в стране, когда ввоз вина из-за границы жёстко не регулируется, позволяет импортёрам хорошо зарабатывать на поставках готовой продукции, – уверен Пинчук. – Тем более, что дополнительных пошлин и акцизов они не платят, и пользуются по сути теми же льготами, что и российские производители качественных натуральных вин, а это - неправильно».

Поделиться

Исполнительный директор винодельни «Юбилейная» Владимир Иванов заметил, что их главный конкурент не импорт, а импортёры: «Это 10-15 крупных компаний в Москве, у которых наработанные годами связи с заграничными предприятиями. Это касается как объёмов поставляемой продукции, так и цен, по которым они продают вино в крупные сети. С отечественными производителями эти российские компании не работают. Причин несколько: они не знают продукцию, не уверены в её качестве, не владеют информацией. Для того, чтобы их отношение поменялось, винзаводам надо проделать большую работу, в том числе и информационную: устраивать дегустации, участвовать в выставках и специализированных фестивалях, проводить презентации для рестораторов и ритейлеров».

Такая маркетинговая активность позволит постепенно завоевать крупные каналы продаж (прежде всего, федеральные сети), которые пока больше склоняются в сторону импортного вина.

Качество - повышать, культуру - прививать

Ещё одна проблема, на которую обратил внимание Николай Пинчук, бытующее среди дистрибьюторов убеждение, что качество вин большинства российских заводов не всегда стабильное, тогда как сети и рестораны требуют стабильно качественный продукт. Эксперт подчеркнул, что не разделяет данное мнение, которое негативно влияет на имидж отрасли.

Поделиться

Менеджер по маркетинговым кампаниям по садам и виноградникам ООО «Сингента» Павел Кондратьев обозначил существование в отрасли проблемы качества сырья, и напомнил собравшимся, что международная компания «Сингента», которую он представляет, – один из мировых лидеров в сфере защиты растений и семян. Так, серьёзное внимание компания уделяет качеству винограда, направляя в научные разработки «значимую часть инвестиций». «Есть две важные задачи, – сказал Кондратьев. – Первая – избавить лозу и ягоду от болезней и вредителей. Вторая задача – выстроить систему защиты таким образом, чтобы виноград был максимально безопасен для потребителя. Продукты компании "Сингента" эти задачи решают. В итоге, виноделы получают сырьё, необходимое для сотворения высококлассных вин».

По мнению этого эксперта, виноделие на юге России развивается сейчас вполне успешно: растут объёмы выпуска сухих вин, расширяется ассортимент в сторону среднего и высокого ценовых сегментов, создаются центры винного и агротуризма. «На Кубани частные винодельни и крупные заводы включились в работу по производству и популяризации качественного вина, – заметил Павел Кондратьев. – Многие строго соблюдают технологию (от попадания винограда в пресс и до розлива вина). При этом далеко не все виноделы знают, что неграмотно подобранные средства защиты лозы и ягод негативно влияют на качество и безопасность конечного продукта. Понимая это, "Сингента" предлагает виноградарям средства защиты и систему их правильного применения. Безопасность обработанного нашими средствами винограда и вин из него подтверждают данные Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия (в Краснодаре), сотрудники которого строго контролируют качество продукции».

Николай Пинчук добавил, что российское виноделие, в сравнении с западным, относительно молодое. «Его наиболее активное возрождение происходит в последние 10-15 лет. Несмотря на это, крупные и средние предприятия (лидеры отрасли) довольно много внимания уделяют именно качеству продукта, которое сейчас стабильно высокое», – резюмировал зам президента Союза виноградарей и виноделов России.

Поделиться

С этим согласились представители сразу нескольких предприятий. Так, PR-директор ОАО АПФ «Фанагория» Владимир Пукиш заявил, что компания пересматривает ассортимент в пользу более качественной, а, значит, и более дорогой продукции, спрос на которую, по данным «Фанагории», постепенно растёт. «Мы снизили и продолжаем снижать объёмы низкомаржинальной продукции в пользу более дорогих вин, – отметил Пукиш. – При этом общие объёмы производства сохраним на прошлогоднем уровне».

Поделиться

Исполнительный директор ЗАО «Абрау-Дюрсо» Юлия Пархоменко считает, что южным виноделам надо активно работать по трём направлениям – повышение качества сырья и продукта, развитие виноградарства (расширение площадей, организация питомников и т. д.) и продвижение вина, несмотря на объективные сложности, связанные, в частности, с ограничениями на рекламу. «Сейчас ситуация (с информированностью аудитории) несколько лучше, чем в 2014 году, когда около 80% сомелье ресторанов в российских мегаполисах отказывались брать отечественное вино даже на дегустацию,– отметила Пархоменко. – В 2016-2017 годах российские (и в частности, кубанские) вина появились на полках некоторых ритейлеров и в винных картах ресторанных сетей».

По наблюдению Пархоменко, пока таких мест немного. Для того, чтобы рестораторы и сети поверили в качественное российское вино и полюбили его, надо проделать большую информационно-просветительскую работу.

«Абрау-Дюрсо» такую работу уже ведёт, развивая на собственной территории центр винного туризма. Свой проект (центр энологии и туризма) развивает и другой крупный производитель края – «Кубань-Вино». Такие центры работают не только на притяжение турпотока в регион, но и как образовательные площадки, деятельность которых направлена на формирования культуры потребления вина в России, где пока доминируют пиво и крепкий алкоголь, а на вино и шампанское приходится не более 7-8%.

Поделиться

По словам руководител спецпроектов компании «Кубань-Вино» Эдуарда Долгина, сейчас в России потребление вина находится на очень низком уровне (по некоторым оценкам, это всего 8-9 литров на человека в год). «И пытаться на этом низком уровне что-то друг у друга отбирать — не конструктивно, — говорит Долгин. — Нам надо вместе работать над тем, чтобы люди начали пить качественное вино, чтобы в перспективе мы вышли хотя бы объёмы потребления в 18-20 литров на человека, как в странах Восточной Европы. Поэтому, сейчас мы должны говорить не о том, как ограничить импорт (Россия через это уже проходила – не помогло), а как изменить сознание конечного потребителя, повысить у него интерес к натуральным винам из винограда, привить особую культуру и стиль. А это – поле, работы на котором хватит всем участникам рынка».

Параллельно, считает Долгин, отечественным виноделам надо работать с рестораторами (и другими представителями HoReCa) над тем, чтобы в их винных картах, наряду с винами Старого и Нового света, появилась другая перспективная категория – «российское вино». За право оказаться в этой категории, отечественные производители будут соревноваться не с зарубежными конкурентами, а друг с другом.

За помощь в организации и проведении круглого стола аналитический центр «Эксперт Юг» благодарит генерального партнёра — международную компанию «Сингента», производителя средств защиты растений и семян. Отдельная благодарность партнёру – «Санаторию and Spa "Старинная Анапа"».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1