Статус объекта культурного наследия и признание памятником культуры может стать одним из способов противодействия закрытию и застройке Ростовского ипподрома. Однако у этого способа есть серьёзный риск - объект могут законсервировать, как это произошло с Парамоновскими складами, и тогда ипподрому грозит разрушение. Об этом «Эксперту Юг» рассказал председатель Совета Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников (РРО ВОО «ВООПИИК») Александр Кожин.
«Статус ОКН - это крайняя мера. Если мы хотим сохранить ипподром в Ростове, то одним из способов противодействия его закрытию остается признание объекта памятником культуры. Однако при этом сценарии дальнейшее бездействие приведёт к тому, что ипподром зарастёт и превратится в парк. Если же мы хотим развивать коневодство, объект нужно сохранять. Консервация может привести к тому, что объект, как и Парамоновские склады, просто превратится в груду камней. Если объект можно «вылечить» без консервации, нужно идти этим путём», - заявил Александр Кожин.
Территорию старого ипподрома, считает руководитель РРО ВООПИиК, необходимо уберечь от высотной застройки или застройки киосками, поскольку объект несёт историческую и культурную ценность. В случае если там будет парк, объект также потеряет ценность, говорит Кожин.
«Даже без мероприятий это место - ценность. Если его, как парк, заполнить киосками, оно потеряет свою суть», - считает градозащитник.
Отметим, ростовский ипподром был основан в 1902 году, он считался одним из крупнейших в регионе. В годы Великой Отечественной войны его территория использовалась фашистами как концлагерь для советских военнопленных. Ипподром также был площадкой для военных парадов Буденного. В 1911 году там состоялся первый полет аэроплана. Спортивные состязания на территории ипподрома устраивали еще в XIX веке.
Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области дважды не включил ипподром в Ростове в перечень ОКН, нарушив тем самым федеральное законодательство, следует из ответа региональной прокуратуры по итогам проверки. Комментируя итоги проверки ведомства, Александр Кожин, который несколько лет судился с комитетом из-за отказа включить ипподром в перечень ОКН, считает, что такая устойчивая позиция чиновников по статусу ипподрома - следствие того, что, несмотря на смену руководства, работать продолжает одна и та же команда.
«Руководство комитета сменилось: Грунского на посту председателя сменила Коробова. Но это одна команда. У меня есть протоколы двух заседаний рабочей группы. В четверг комитет признаёт объектом культурного наследия стену дома на Станиславского, 39, с предположительными следами пуль. А в пятницу по ипподрому выносит отрицательное решение. Это диспропорция и двойные стандарты», - отметил Кожин.
Эксперт заявил, что комитету необходимо изменить состав рабочей группы, включив туда краеведов и градозащитников.
«Нелепость в том, что решение о статусе объектов принимает рабочая группа, состоящая из начальников отделов самого комитета и сотрудников подведомственного «Донского наследия». То есть, люди, зависимые от председателя комитета. Сейчас в комитете 57 сотрудников, а в «Донском наследии» - 68. Если собрать независимых краеведов и градозащитников, набралось бы человек 80. А здесь голосуют чиновники, которые получают зарплату», - пояснил Александр Кожин.
Добавим, в настоящее время должность председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области занимает Ирина Коробова. С 2018 года и до января 2025 года она работала в этом же комитете на должности заместителя председателя и начальника отдела по охране объектов культурного наследия региона.
До Коробовой председателем комитета был Иван Грунский, которого от должности освободил Юрий Слюсарь 14 января 2025 года. Грунский возглавлял областной комитет почти семь лет. А до того он являлся заместителем министра культуры Ростовской области.
РРО ВООПИиК подавало заявление о включении ипподрома в реестр ОКН дважды. Хронологию дела читайте здесь.

