88 96 12

Проект концессии трамвая в Волгограде нуждается в публичной дискуссии

5572
7 минут

В сентябре власти Волгограда сообщили о планах заключить концессионное соглашение для модернизации трамвайных путей и подвижного состава с АО «Волгоградоблэлектро». Инвестиции — 12 млрд рублей, срок концессии — 25 лет. Началось широкое обсуждение проекта

Проект концессии трамвая в Волгограде нуждается в публичной дискуссии

Работники волгоградского метротрама на выставке подвижного состава в 2019 году // Фото: пресс-служба МУП «Метроэлектротранс» Волгограда
Поделиться
Инвестиционное предложение АО «Волгоградоблэлектро» по концессии городского трамвая на срок до 25 лет для реконструкции и модернизации существующей сети было одобрено городской думой Волгограда в сентябре текущего года, писал ранее «Эксперт Юг».

На эту тему
Концессия требует уточнений: обновление трамвая в Ростове затягивается
Поделиться
Теперь инициативу должны одобрить на федеральном уровне — власти области, являющиеся собственниками потенциального концессионера, намерены попасть в федеральную программу по развитию электротранспорта в крупных городах. Если чиновники городской администрации подчеркивают то, какую несомненную пользу принесет городу модернизация сети, то общественные активисты считают решение поспешным и планируют собирать подписи против данного проекта. По мнению специалистов, проблема связана с нехваткой доступной информации о проекте для широкой общественности и отсутствием публичной дискуссии.

Кто и как планирует модернизировать трамвай Волгограда по концессии

Согласно информации администрации Волгограда, инвестиционное предложение на сумму в 12 млрд рублей в мэрию внесло АО «Волгоградоблэлектро». По данным ИАС Seldon.Basis, АО «Волгоградоблэлектро» — крупная компания специализирующаяся на обслуживании электросетей. Владельцами юридического лица выступают граждане РФ (14%), Облкомимущество (85%), а также ЗАО «Энергомашсервис-А» (0,02%). Выручка АО «Волгоградоблэлектро» в 2021 году составила 4,23 млрд рублей, а чистая прибыль — 373 млн рублей.

Учредителем акционерного общества являются региональные власти. Принадлежность компании к местным государственным структурам преподносится инициаторами проекта как несомненный плюс.

Согласно планам потенциального концессионера, в рамках соглашения инвестор продлит линию скоростного трамвая до поселка Нижний Тракторный, модернизирует существующие пути, депо, тяговые подстанции и питающие линии. Также планируется закупить новые 3-х секционные трамваи и обновить действующий подвижной состав. Вопросы регулирования стоимости проезда останутся за муниципальными властями.

Гордума Волгограда.jpg
Поделиться
Заседание Городской думы Волгограда по вопросу концессии трамвая//Фото: пресс-служба Гордумы

На указанные цели планируется направить 12 млрд рублей. В эту сумму, предполагается, войдет безвозмездная субсидия из федерального бюджета на сумму 3,6 млрд. рублей, 3,16 млрд. из регионального бюджета и 5,24 млрд. рублей вложит сам инвестор, уточнили в городской думе Волгограда.

Как пишет портал V1.ru, трамвайные сети могут отдать инвестору в концессию на 25 лет. Сам процесс модернизации будет разделен на этапы в течение 12 лет.

На эту тему
Путь на запад: «Синара» построит спорные ветки для краснодарского трамвая
Поделиться
Как пояснил специалист по государственно-частному партнерству, генеральный директор ООО «Мастер» Вячеслав Пышко, в случае с концессией трамвая в Волгограде можно назвать этот механизм квази-ГЧП.

«Судя по данным из открытых источников, АО «Волгоградоблэлектро» — это бывший МУП или ГУП, государственная структура, преобразованная в коммерческую. Такой статус позволяет данному игроку привлечь деньги через механизм государственно-частного партнерства от финансовых операторов, назначенных Центробанком. В число таких операторов входит ВЭБ.РФ, Сбер, ВТБ», — говорит Вячеслав Пышко.

трамвай в волгограде.jpg
Поделиться
Подвижной состав волгоградского метротрама//Фото: пресс-служба МУП «Метроэлектротранс» Волгограда

Тоо, что концессионер является государственной компанией, ключевым образом на процесс реализации проекта не повлияет, считает эксперт. Цель ГЧП — получение средств для модернизации транспорта, в любом случае будет достигнута. За эффективность, скорость и качество проекта будет отвечать концессионер под системным контролем финансового оператора, который выдаст средства концессионеру. Дополнительный контроль со стороны властей должна осуществлять администрации области через профильное министерство.

Почему волгоградцы против концессии трамвая

Практически сразу после заявления властей о планах по модернизации трамвая, инициативная группа жителей Волгограда выступила против заключения концессионного соглашения. Свои претензии активисты изложили в видео, размещенном на YouTube-канале «Электротранспорт Волгограда».

«Передача в концессию поставит под угрозу фактически весь электротранспорт в городе, так как коммерческая организация заинтересована только в извлечении прибыли, а не в развитии инфраструктуры», — заявила в видео член инициативной группы.

Волгоград.jpg
Поделиться
//Скриншот видео YouTube-канала «Электротранспорт Волгограда»

Как отметили в ролике активисты, власти так и не построили третью очередь скоростного подземного трамвая, которая должна была начать работать в 2013 году, а кроме того, едва не закрыли линию в Ворошиловском районе. По мнению активистов, такая политика администрации «является разрушительной и направлена против интересов волгоградцев».

Общественный активист, член ВООПИК Волгоградской области Сергей Островский подробнее рассказал в чем состоят опасения горожан. Он разделяет сомнения активистов и имеет ряд вопросов к инициаторам проекта.

«Я с сомнением отношусь к тем молниеносным решениям, которые принимает городская дума Волгограда относительно концессии трамвая,— говорит Островский. — В собственность концессионера должно перейти все трамвайное хозяйство. Перспективы же обновления системы  туманные. К проекту много вопросов и не на все администрация может дать ответ».

Сергей Островский объяснил, что общественное обсуждение по вопросу концессии практически не идет. Людей просто поставили перед фактом, параллельно проводя в СМИ пиар данного решения.

«Лишь в сентябре состоялось заседание общественной палаты, на которой присутствовал и я, — рассказывает активист. — Но ответы были получены лишь на часть вопросов. Решение было принято без обсуждения с горожанами. Я — за открытость и диалог. Администрация области поясняет, что намерена участвовать в федеральной программе по развитию электротранспорта и получить на обновление сети 3,6 млрд рублей. В качестве примера власти приводят город Курск, который уже участвует в программе. С другой стороны, есть примеры неудачной передачи транспорта в руки частников в Астрахани и Воронеже, Белгороде. Эти примеры настораживают. Я против необдуманных быстрых решений. Все-таки необходимо обсуждать такие инициативы в широком общественном поле».

По словам Островского, сейчас инициативная группа занимается сбором подписей среди жителей города против концессии.

Метроэлектротранс 2.jpg
Поделиться
 //Фото: пресс-служба МУП «Метроэлектротранс» Волгограда

Вячеслав Пышко поясняет, что ситуации с недовольными горожанами при заключении концессии возникают в случае информационного вакуума.

«Недовольство населения при при таких масштабных проектах чаще связано с недостаточным количеством информации от органов власти, регулирующих структур. Решить проблему помогло бы обсуждение проекта на уровне городских экспертных сообществ в формате стратегических сессий по развитию сопутствующей инфраструктуры или влияние развития транспортной доступности на развитие районов города», — говорит Пышко.

Метротрам в Волгограде сегодня

«Трамвай для жителей Волгограда — это самый важный вид транспорта, на ряду с троллейбусом, — поясняет Сергей Островский. — Электротранспорт связывает весь город и является очень популярным среди горожан. Существуют общественные группы, которые отдельно отслеживают работу трамваев в Волгограде. Недавно, в очередной раз, широкую общественную огласку получил случай закрытия одной из линий троллейбуса в Кировском районе — маршрут номер 18. По инициативе общественников было привлечено внимание главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Сейчас идет проверка по факту закрытия данной линии».

Метротрам.jpg
Поделиться
Подземная станция трамвая в Волгограде//Фото: пресс-служба МУП «Метроэлектротранс» Волгограда

Сегодня вся сеть электротранспорта в Волгограде находится под управлением МУП «Метроэлектротранс». Волгоградский скоростной трамвай  – это особая система транспорта, включающая элементы метрополитена. Общая протяженность путей сегодня, согласно данным на сайте предприятия, составляет 17,3 км, из которых 7 км проходят под землей. Система включает два маршрута:

  • СТ «Ельшанка – ВГТЗ (Тракторный завод)» (открыта в 2011 году),
  • «Площадь.Чекистов – ВГТЗ (Тракторный завод)» (открыта в 1984 году).
Интервал движения на линиях составляет в часы пик 3-6 минут, в межпиковое время – 6-7 минут. Ежегодный пассажиропоток трамвая в Волгограде составляет 49,8 млн человек, что довольно много для города с населением чуть более 1 млн человек. В 2012 году Forbes поместил «Волгоградский метротрам» на четвертое место в списке «12 самых интересных трамвайных маршрутов мира».

Схемка.jpg
Поделиться
Схема движения Волгограде трамвая//Фото: пресс-служба МУП «Метроэлектротранс» Волгограда

По объему инвестиций вариант концессионного соглашения в Волгограде можно сравнить с масштабной модернизацией трамвая в другом южном городе — Таганроге. Напомним, как ранее писал «Эксперт Юг», обновление трамвая здесь, как в Ростове и Краснодаре, ведет компания «Синара». В Таганроге, где сегодня проживает около 245,1 тыс. человек, «Синара» приступила к модернизации трамвая в 2021 году. Власти также заключили концессионное соглашение сроком на 30 лет. Объем инвестиций составил 11,8 млрд рублей. Финансовым партнером проекта выступил ВЭБ.РФ.

На эту тему
Туризм и дорожная инфраструктура за 66 млрд: как «перезагружают» Таганрог
Поделиться
Сама реконструкция сетей завершилась в сентябре текущего года. Инвестор в два этапа обновил трамвайную сеть — всего 45,5 км сетей, а также 43,4 км контактных. Обновлено 50 единиц подвижного состава, восемь подстанций. Установлено 102 остановочных комплекса, построен диспетчерский пункт и депо. Пассажиропоток обновленного трамвая в Таганроге по оценкам «Синары» составит 18,5 млн человек в год. Модернизация трамвая в Таганроге стала первым подобным проектом на Юге, завершенным в столь короткие сроки.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1