94 100 13

Прекрасное Ставрополье будущего: шесть образов края к 2035 году

12088
7 минут

Региональное правительство рассчитывает до 2035 года развивать две городские агломерации — Ставропольскую и Минераловодскую. Экономический рост должны обеспечить АПК, ТЭК, промышленность и туризм. «Эксперт Юг» разобрался с нарисованными образами будущего

Прекрасное Ставрополье будущего: шесть образов края к 2035 году

//Фото: opengaz.ru
Поделиться

К 2030 году ставропольские власти планируют привлечь 500 млрд рублей инвестиций, заявил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров в ходе стратегической сессии по защите моделей экономического развития субъектов РФ в СКФО. Она прошла в Москве в конце ноября под председательством премьер-министра РФ Михаила Мишустина. В модель экономического развития Ставрополья включены примерно 300 приоритетных инвестпроектов. Модель развития региона подготовлена совместно Минэкономразвития РФ и краевым кабмином.

Ключевыми направлениями роста Ставропольского края на ближайшее десятилетие, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона, должны стать четыре сектора региональной экономики: индустриальный комплекс, АПК, туризм, дорожное строительство. Намечена реализация проектов в сферах химической промышленности, «зеленой энергетики», мелиорации, животноводства, овощеводства, хранения и переработки продукции АПК, в курортной отрасли. Кроме того, в планах строительство и реконструкция объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Что касается модели развития, которая соотносится со стратегией развития, то 300 приоритетных проектов должны обеспечить рост ВРП Ставрополья более чем на 60% по сравнению с текущим годом. Рынок труда расширится за счет создания нескольких десятков тысяч новых рабочих мест. 

«Мы рассчитываем, что выполнение заложенных в модели планов станет основным фактором развития края в ближайшее десятилетие. И поможет добиться значительных результатов в интересах каждого ставропольца», – отметил Владимир Владимиров.

Политологи, комментируя новость и появление главы Ставропольского края в федеральной новостной повестке отметили, что главное — это не обещание выделить финансы на инфраструктурные проекты, но сам факт встречи с первыми лицами в стране.

«Решение о выделении миллиардов инвестиций в развитие Ставропольского края говорит о том, что президент продлил кредит доверия губернатору региона, — комментировал «Эксперту Юг» директор Центра прикладной политологии и социологии Геннадий Подлесный. — Владимиров получил карт-бланш, по крайней мере, до конца срока полномочий».

С этой точкой зрения согласен и другой эксперт — политолог Сергей Кулагин. По его мнению, в словах Владимирова даже на встречах с руководителями страны, много обещаний. Это, например, можно сказать о строительстве дороги Кисловодск-Сочи. Ее проекта пока не существует.

По мнению г-на Кулагина, Владимир Владимиров чувствует риски отставки и наносит превентивные медиаудары, чтобы показать: его поддерживают президент и премьер-министр. Но многие из этих проектов, скорее всего, не будут реализованы. Например, велотерренкур в Железноводске, на который выделены солидные деньги — 1,5 млрд рублей. Впрочем, некоторые проекты выглядят весьма реалистичными. 

Образ первый: Ставрополь и КМВ — городские агломерации с населением 2,5 млн человек

Ставропольская и Минераловодская сформируются в единую агломерацию и составят конкуренцию крупнейшим городским агломерациям страны — Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Краснодарской, Нижегородской, Самара-Тольяттинской, Казанско-Набережночелнинской, Уфимской, Пермской, Екатеринбургско-Челябинской, Новосибирской, Красноярской, Омской — за распределение федеральной финансовой поддержки и роль драйверов экономического роста. Согласно прогнозам, заложенным в Стратегии-2035, население этой объединенной агломерации достигнет 2,5 млн человек.

Ставропольская часть сосредоточит в себе весь промышленный потенциал, а Кавказские Минеральные воды станет центром курортологии и точкой притяжения для туристов.

Stavr-5.jpg

Поделиться

Минераловодская агломерация по численности населения превосходит Ставропольскую//Фото: giprogor.ru.

Что касается сельской местности, то малые города и сельские поселения, включая и депрессивные восточные районы, получат инфраструктуру агломераций-миллионников в
в двухчасовой доступности.

Образ второй: АПК сохранит лидерские позиции

В аграрном секторе к 2035 году будет обеспечено системное развитие малых форм хозяйствования, которые станут средним классом. А крупные комплексы и хозяйства станут локомотивом развития сельскохозяйственных территорий, центрами инноваций и технологического прогресса отрасли, внесут значительный вклад в экспортоориентированную политику государства, обеспечат население края качественной продукцией в достаточных объемах. Сельскохозяйственная отрасль перейдет от зернового производства к производству с развитой переработкой сельскохозяйственной продукции, в том числе глубокой переработкой.

Драйверами роста сельскохозяйственной отрасли края станут племенные хозяйства в области овцеводства, крупного рогатого скота, коневодства, селекционные зерновые хозяйства, семеноводческие и генетические центры.

Будут созданы торговые представительства в государствах, являющихся основными потребителями промышленной продукции и продукции АПК края (Иран, Арабская Республика Египет, Республика Азербайджан, Китайская Народная Республика). Объемы несырьевого экспорта увеличатся в 3 раза от уровня 2018 года.

Образ третий: регион станет лидером курортологии

Создатели Стратегии-2035 утверждают, что по количеству источников Кавказские Минеральные Воды опережают лучшие европейские курорты — Карловы Вары и Баден-Баден —  в два и более раза. А значит, краю вполне силам стать лидером в курортологии, бальнеологии, реабилитации, онкологии, развитии здорового образа жизни, гериатрии, предупреждении и лечении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний внутренних органов. На Ставрополье также будет развита медицина красоты и методы физиотерапии, связанные с водой (далее – СПА).

Бренд края и КМВ будет ассоциироваться со здоровым образом жизни, лечением, СПА и отдыхом высокого уровня, производством органических продовольственных и фито-медицинских товаров. Бренд будет привлекать обеспеченное население для профильного отдыха и лечения за счет наличия инфраструктуры городов-миллионников, качественного образования и медицины.

Образ четвертый: третий кит экономики — промышленность

Развитие новых производственных направлений предполагает формирование в крае отраслей с учетом уже имеющихся и будущих технологических компетенций края.

Ключевые существующие производства — производство удобрений и азотных соединений (реализация проектов по размещению нового производства минеральных удобрений (карбамида) на базе индустриального парка «Буденновский» и техническое перевооружение агрегата карбамида с увеличением производительности до 1600 тонн/сутки акционерного общества «Невинномысский Азот» (далее – АО «Невинномысский Азот»).

А также создание нового нефтехимического комбината в городе Буденновске по производству полимеров.

К 2035 году на Ставрополье сформируется два промышленных кластера. Первый —  сельскохозяйственное машиностроение. Это комбайны, совместно с открытым акционерным обществом «Гомсельмаш», компанией «New Holland» или «John Deer», прицепы, совместно с публичным акционерным обществом «КАМАЗ» (далее – ПАО «КАМАЗ» (в том числе, в кооперации с другими субъектами Российской Федерации).

Второй кластер — приборостроение (внешние кабельные сети, беспилотные летательные аппараты. Возможные производители: группа компаний «Стилсофт», АО »Электроавтоматика»). Ожидаемые результаты: край станет одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации в области производства дронов, электрооборудования и приборостроения.

Образ пятый: кластер чистой энергетики

На Ставрополье к 2035 году сформируется кластер чистой энергетики (ветровой и солнечной), как в части производства оборудования, так и в части наличия опытных производств по выработке, хранению и передаче энергии. Доля неуглеродной энергетики к 2035 году должна достичь в крае 35 процентов. Электростанции превышают потребности энергосистемы по мощности более чем в 2,7 раза и вырабатывают в два раза больше электроэнергии, чем потребляется в энергосистеме края. Избытки мощности и электроэнергии будут передаваться в Кубанскую энергосистему и в восточную часть объединенной энергетической системы Юга.

794a65faf77c36161cb05d94b650a686.jpg
Поделиться

Доля неуглеродной энергетики в крае к 2035 году достигнет 35%//Фото: novawind.ru

Реализация стратегии позволит обеспечить рост спроса на электроэнергию по целевому сценарию в среднем на уровне 2,5 процента в год. На период 2023-2035 годы спрос на электроэнергию будет продолжать расти за счет развития экономического потенциала края.

Край обладает высоким ветровым потенциалом. Постоянные ветры в районе Армавирского коридора, а также результаты ветровых мониторингов в целом по краю показывают cреднегодовую скорость ветра на высоте 100 м – 8 м/с, что позволяет посредством размещения ветроэлектростанций производить электрическую энергию в промышленных масштабах.

Образ шестой: транспортное полукольцо

Самое главное, на что надеются авторы стратегии, — строительство скоростной железнодорожной линии Ставрополь - Невинномысск - Минеральные Воды - Кисловодск, проходящая через хаб на базе аэропорта Минеральных Вод. Она объединит дальнюю авиацию, вертолетный, железнодорожный транспорт и новый автобусный вокзал. Основной объем перевозок пассажиров на линии Минеральные Воды-Кисловодск будет осуществляться комфортным железнодорожным транспортом. Транспортное полукольцо, охватывающее линию от города Минеральные Воды через восточные и северные районы края до города Ставрополя, будет обеспечено комфортным автобусным сообщением. В городах будет развиваться платное парковочное пространство, а также электрическое и роботизированное такси, которое существенно снизит как экологическую, так и транспортную нагрузку на внутригородскую сеть.

Ставрополь_(станция),_Ставропольский_край,_7.jpg

Поделиться

Ставрополь перестанет быть тупиковой железнодорожной станцией//Фото: wiki.nashtransport.ru.

Автодорожная сеть края будет развиваться в двух направлениях: новое строительство для организации транспортных объездов крупных городов с усилением связей на въездах в «ядра» агломераций, а также модернизация дорог для обслуживания большегрузного транспорта для сохранения региональной дорожной сети в нормальном состоянии. Скоростное железнодорожного сообщения с Ростовской областью и Краснодарским краем обеспечит комфортные условия перевозки пассажиров по данным направлениям. В городе Ставрополе и городе-курорте Пятигорске существенно возрастет доля городского электротранспорта.

Город-курорт Кисловодск станет «пионером» в области массовой эксплуатации электробусов в Российской Федерации.

0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1