93 100 13

Почему Иван Саввиди продаёт «Донской табак»

2502
8 минут

«Донскому табаку» трудно конкурировать с мировыми производителями на падающем рынке, задушенном высокими акцизами, а покупатель сделал щедрое предложение

Почему Иван Саввиди продаёт «Донской табак»

Поделиться

«Группа Агроком» Ивана Саввиди продаёт крупнейший актив — «Донской табак». С этой компании предприниматель начинал строительство своего холдинга, в который также входят предприятия пищевой промышленности (колбасный завод «Тавр»), крупнейший в России производитель пищевой барьерной плёнки («Атлантис-Пак»), сеть супермаркетов «Ассорти-продукт», и ряд других активов, включая отели.

«Донской табак» покупает третий по величине производитель табачной продукции в мире Japan Tobacco (JTI) за $1,6 млрд. С учётом долга «Донского табака» кредиторам (10 млрд рублей) сумма сделки составит около 100 млрд рублей ($1,758 млрд).

Эксперты рынка считают, что даже крупному локальному табачнику очень трудно тягаться с мировыми производителями на падающем рынке с высокими акцизами, а цена оказалась очень привлекательной для того, чтобы продать актив.

Теневой рынок и «неподъёмные акцизы

Слухи о том, что «Группа Агроком» собирается продать «Донской табак» ходили достаточно давно, начиная с переноса производственных мощностей фабрики в 2005 году на Левый берег Дона в промзону и даже раньше, но в компании их всегда опровергали. «Нам самим интересно, откуда берутся такие слухи. Всё время моей работы в компании они периодически появляются. Наверное, определенный интерес к нам есть, и это неплохо», — говорил в интервью «Эксперту Юг» генеральный директор Группы Сергей Сапотницкий.

2016 год «Донской табак» закончил с ростом выручки в 23,4% — до 24,3 млрд рублей при падении рынка в России на 6%. Производитель не терял свою долю на российском рынке (около 7%) и активно наращивал ее в Греции, где у «Донского табака» есть свои производственные мощности — SEKAP с чистым объемом продаж 1,6 млрд рублей и долей на греческом рынке в 8%. Кроме того, «Донской табак» вышел на Ближний Восток. По итогам 2016 года предприятие произвело 35,7 млрд сигарет, из них на экспорт реализовано 10,3 млрд сигарет. «Донской табак» планировал в три раза увеличить объёмы продаж в Сингапуре, а также подготовиться к выходу на латиноамериканский рынок (Тринидад-и-Тобаго, Уругвай, Мексика) в 2017 году.

Тем не менее, весь 2017 год «Донской табак» готовил сделку. «Переговоры и подготовка сделки велись более года. Это решение взвешенное и продуманное. С учетом объективных обстоятельств, сложившихся на рынке – отрицательная динамика, ужесточение регулирования и акцизной политики, рост теневой составляющей, стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной международной табачной корпорации, год от года сокращаются. — сообщил о причинах продажи «Донского табака» генеральный директор «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий.

Правда все эти сложности фигурировали и раньше, когда слухи о продаже «Донского табака» отрицались. На акцизную политику и, как следствие, рост контрафакта жаловался сам Иван Саввиди: «Хотя то, что сейчас государство получает сотни миллиардов от акцизов, — это результат моей работы как депутата Госдумы. Но я был за единые правила акцизной политики на одном рынке при самом прогнозируемом подходе. Директор предприятия должен чётко понимать перспективу. Например, ему говорят: каждый год ты будешь платить в два раза больше — и всё. И он начнёт думать, как работать. А сейчас происходит так: утром ему говорят, что, мол, производить папиросы запрещено — а на следующее утро говорят: мы перепутали. Россия — единственная страна в мире, в которой акцизы поднимаются два раза в год. Мы не можем в июле произвести тот же продукт, который мы производили в мае, потому что уже появились новые акцизы. А у нас ещё майский продукт не продался, а акцизы с него уже заплачены. Эта ситуация ставит производителей в тяжелейшие условия. Мы вынуждены брать кредиты, чтобы, ещё не продав товар, платить акцизы, иначе попадём под санкции» (прим. ред: из интервью «Эксперту Юг»).

Увеличение теневого рынка отмечал Сергей Сапотницкий: «Снижение табачного рынка составило за 2016 год около 8%, но рынок потребления снизился лишь на 3%. Оставшиеся 5% ушли нелегальным производителям, и эта цифра накапливается и растет с каждым годом».

«Донской табак» давно искал транснационального партнера, чтобы ответить на все те риски, которые создавало ужесточащееся законодательство, и на которые легче ответить транснациональным компаниям. Это касалось и размещения мощностей в любой части света, где акцизы дешевле, чем в России (Например, у Phillip Morris производит «Мальборо» для российского рынка на белорусских фабриках, где акциз ниже российского), и мощной дистрибуции, и создания новых, более безопасных продуктов.

Еще в 2012 году «Донской табак» вел переговоры с китайским производителем Hongta Tobacco Group. Планировалось, что на российских мощностях китайцы будут производить разработанные ими сигареты и реализовывать в России. «У нас выход один — найти партнёра, который был бы так же, как транснационал, силён коммуникациями и средствами. Для справки — китайская компания, с которой мы начали сотрудничать, побогаче, чем «Филип Моррис». Если возникнет ситуация, когда я не смогу содержать свои каналы сбыта, я скажу китайцам: раз мы совместно продаём продукт через эти каналы, давайте их совместно содержать. Я верю в успех этого проекта». — говорил Иван Саввиди. Но проект так и не был реализован.

Уход локального одиночки

«Донской табак» — уникальная компания. Если мы возьмём страны СНГ да и всю Восточную Европу, нигде нет локальной компании такого масштаба, как «Донской табак», и в этом, конечно, заслуга Ивана Саввиди, который ее в 90-х годах поднимал и вывел ее на прекрасный уровень, — говорит генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции Владимир Желнин. — Но локальному производителю довольно трудно тягаться с мировыми компаниями на табачном рынке, даже в России. «Донской табак» очень силен на юге России, но претендовать на федеральную сильную позицию, наверное, ему было трудно. У мировой «большой тройки» табачников гораздо лучше устроена дистрибуция, охватывающая всю Россию».

По данным ГК «Финам», в 2017 году на JTI пришлось около 33,24% российского рынка табачных изделий, на Phillip Morris - 28,83%, на BAT - 21,36%, на «Донской табак» около 7,41%, на Imperial Tobacco - 6,48%, Прочие производители занимают долю 2,94%. «По нашим оценкам стоимость «Донского табака» не превышает $1 млрд. Так что предложенную Japan Tobacco Inc. цену можно назвать очень привлекательной. С чем связан тот факт, что за «Донской табак» предложена такая стоимость, сказать трудно. Вполне вероятно, что JTI пытается упрочить свои позиции лидера на российском рынке», — считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. В Japan Tobacco Inc сделку прокомментировали так: «Это приобретение демонстрирует нашу приверженность по укреплению нашей лидерской позиции в России. Сделка увеличит долю нашего рынка, примерно, до 40%», — сказал президент и исполнительный директор Japan Tobacco Эдди Пирард.

Руководитель отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королёв считает цену в $1,6 адекватной для сделок с российским бизнесом: «Нормальная сумма для сделок в российском потребительском секторе. Но если посмотреть на эту сделку с точки зрения мирового табачного рынка, то цена занижена. Для сравнения, BAT оценила Reynolds American в 85 млрд долларов. По сравнению с «Донским табаком», объёмы производства у американского производителя больше в два раза, а доля рынка – в четыре. При этом цена сделки при покупке Reynolds в 50 раз больше, чем в случае с "Донским табаком”». По мнению Максима Королёва, важно понять, что именно приобрела Japan Tobacco. Например, есть ли в этих активах SEKAP - греческое подразделение российского предприятия или только фабрики в Ростове–на-Дону и Переславле. «Владельцы «Донского табака» активно искали покупателя в течение последних пяти лет. Вели переговоры с крупнейшими мировыми производителями, но, видимо, не могли сойтись в цене. Нынешние условия, наверное, устроили все участвующие в сделке стороны. По нашему мнению, прежде всего, Japan Tobacco приобрела не стены и мощности, а табачные бренды низкого ценового сегмента, у которых на густонаселённом южном рынке России традиционно сильные позиции», —говорит Максим Королёв.

Косвенно информацию о продаже и греческой табачной компании SEKAP (принадлежит «Донскому табаку» с 2013 года) в пакете с «Донским табаком» подтвердил мэр Салоник Яннис Бутарис. По поводу «продажи греческого предприятия табачной промышленности SEKAP японцам» (цитата с сайта «Русские Афины») он заявил следующее: «Надеюсь, что часть суммы в 1,6 млрд долларов США, полученной в результате сделки продажи «Донского Табака» господином Иваном Саввиди японскому концерну JTI, будет инвестирована в Салоники и более расширенном регионе».

«Донской табак», конечно, не может конкурировать с такими гигантами, как Japan Tobacco Inc. или Phillip Morris, особенно в части сигарет средней и высшей ценовой категорий и электронных сигарет (Phillip Morris последнее время делает особый акцент на производстве сигарет с нагреванием табака – считается, что они гораздо безопаснее традиционных, практически не уступая им во вкусовых ощущениях). Однако, свою нишу на российском рынке сигарет Донской табак» устойчиво удерживает. Вероятней всего, всё-таки, что все дело в предложенной цене”, — заключает ГК «Финам» Алексей Коренев.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1