62 65

Передовые инженерные школы на Юге России: чего от них ждать?

ЭКСПЕРТ ЮГ №6-7 2022
9776
6 минут

Сразу два университета Юга России —  ЮФУ и ДГТУ — выиграли гранты в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». «Эксперт Юг»  разобрался, каковы цели и задачи проектов

Передовые инженерные школы на Юге России: чего от них ждать?

//Фото: ДГТУ
Поделиться
Проект «Передовые инженерные школы» был разработан в 2022 году Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных правительством РФ. В России таких школ будет всего 30, на Юге — два победителя. Специализация передовой инженерной школы ЮФУ — искусственный интеллект и цифровые технологии, ДГТУ — сельхозмашиностроение.Каждый из победителей получит одинаковое финансирование — по 84,6 млн рублей.

Проект ЮФУ: искусственный интеллект и цифровые технологии

От Южного федерального университета на конкурс была представлена программа развития передовой инженерной школы «Инженерия киберплатформ». Как рассказал руководитель проекта Игорь Лысенко, цель данного проекта — сфокусировать научно-технологический потенциал университета для обеспечения прорывных фундаментальных исследований и системной разработки востребованных технологических решений. Итогом проекта фактически станут образовательные программы.

«Разработка и реализация практикоориентированных образовательных программ будет проводиться в соответствии с запросом от индустриальных партнеров с учетом вектора научно-технологического развития, — подчеркнул Игорь Лысенко. — Модель образовательных программ предполагает выстраивание предметной подготовки вокруг модуля проектной деятельности. Тематику проектной деятельности определяют исследовательские и прикладные задачи индустриальных партнеров, выраженных в проведении совместных НИОКР».

Такой подход позволит готовить не просто конструкторов, технологов и программистов, а инженерные команды конструкторов, технологов и программистов, уже имеющих опыт выполнения реальных проектов.

Лысенко.jpeg
Поделиться
Руководитель проекта Игорь Лысенко //Фото: пресс-служба ЮФУ

Структурно передовая инженерная школа ЮФУ будет состоять из 4 дивизионов — подразделений «Киберфизические системы», «Искусственный интеллект и высокопроизводительные вычисления», «Электроника и антенны», «Приборы и системы». В каждом из них будут реализовываться научные проекты и образовательные программы по тематике и заказам высокотехнологических компаний.

Все подразделения будут работать в тесном контакте с профильными подразделениями высокотехнологических компаний. Это позволит оперативно решать вопросы организации практик и стажировок студентов и сотрудников и выполнять совместные научные проекты.

Что же касается системы управления, то она будет меняться по мере развития школы. Предполагается, что органом управления будет являться наблюдательный совет. В его состав войдут представители высокотехнологических компаний–партнеров, ректор ЮФУ, представители РАН и исполнительной власти региона.

По словам Игоря Лысенко, основу школы составит магистратура, но и другим уровням образования будет уделено внимание: «Мы пониманием, что для достижения требований по качеству подготовки, нам необходимо будет уделять большое внимание и бакалавриату, как первой ступени формирования высококвалифицированного инженера. Также мы не сможем обойти вопросы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре».

Основным партнером инженерной школы ЮФУ стала госкорпорация «РОСТЕХ» в лице АО «Объединенная приборостроительная компания», АО «КРЭТ» и АО «Элемент». Эти компании участвуют в программе развитии передовой инженерной школы ЮФУ постановкой задач, тематикой исследований, софинансированием научных проектови образовательных программ, а также созданием учебных пространств и производств, максимально приближенных к существующим своим технологическим линейкам.

Проект ДГТУ: перспективное сельхозмашиностроение

Передовая инженерная школа Донского государственного технического университета создается в партнерстве с компанией «Ростсельмаш». Как рассказал проректор по учебной работе ДГТУ Владимир Колодкин, главная цель школы — подготовка инженерных команд, которые будут способны создавать интеллектуальную кастомизированную технику для обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса России на мировом рынке.

Для этого на базе ДГТУ будет создана отдельная научно-образовательная структура – Институт перспективного машиностроения «Агротех», который будет заниматься подготовкой инженеров и преподавателей на всех уровнях высшего и дополнительного образования, а также осуществлять исследовательские проекты в области интеллектуального машиностроения.Новая образовательная модель позволит осуществлять подготовку инженерных команд в реальных производственных условиях.
В инженерной школе ДГТУ планируется разработать и реализовать образовательные программы высшего образования и дополнительного профессионального образования, в том числе также стажировки, обеспечивающие подготовку специалистов для выполнения научных проектов.

3.jpg
Поделиться
Команда, презентовавшая проект развития передовой инженерной школы ДГТУ, совместно ГК «Ростсельмаш» // Фото: пресс-служба ДГТУ

Ключевой партнер проекта – ГК «Ростсельмаш». «Ростсельмаш— не просто партнер проекта, он — главный заказчик и, так скажем, соучредитель нашего Института перспективного машиностроения «Агротех», — подчеркнул Владимир Колодкин. — Во многом, это исторический шаг двух важнейших для экономики региона организаций навстречу друг другу – ради большой цели национального масштаба ДГТУ и «Ростсельмаш» усиливают друг друга своими ресурсами, заделами и потенциалами».

На что пойдет финансирование

Общий объем субсидий из федерального бюджета на развитие обоих проектов в 2022 году составит около 84,6 млн рублей.

Как отметили в ДГТУ, последующие два года победители конкурса продолжат получать грантовые средства — около 100 млн рублей на развитие своих передовых инженерных школ. Готовность осуществлять финансирование передовых инженерных школ выразило и правительство Ростовской области. По словам Владимира Колодкина, эта сумма до 2030 года составит 20 млн рублей в год.

В ЮФУ уточнили, что общая сумма гранта распределится следующим образом: 400 тыс рублей — на обеспечение прохождения практик и стажировок талантливых студентов магистерских программ, порядка 6 млн рублей — на обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава и управленческих команд школы и почти 78 млн рублей непосредственно на поддержку программы развития передовой инженерной школы.

Федеральная поддержка в виде гранта на получение субсидии рассчитана до 2024 года включительно, а программа развития школ составлена до 2030 года. Таким образом, после 2024 года, оба проекта должны выйти на самоокупаемость и продолжить реализацию своих программ развития за счет привлеченного финансирования на исследования и разработки в интересах бизнеса.

«Мы рассчитываем, что после 2024 года источником финансирования передовой инженерной школы ЮФУ станет проведение исследований и разработок в интересах как предприятий-партнеров, так и других представителей бизнеса, — добавил Игорь Лысенко. — Также одной из статей дохода станут программы повышения квалификации и переподготовки кадров».

По словам проректора по учебной работе ДГТУ Владимира Колодкина, проект передовой инженерной школы не расписывался как бизнес-проект. Его ключевая задача — в построении системы подготовки высококвалифицированных кадров инженерии, которые смогут обеспечить национальной экономике технологический суверенитет.

«Это государственный заказ, и не во всем он может и должен приносить финансовую прибыль. Прибыль здесь другого порядка, — рассказал Владимир Колодкин. — Однако передовая инженерная школа должна создавать ценный научно-исследовательский продукт, востребованный предприятием-партнером».

Кроме того, софинансирование программ развития школ окажут компании–партнеры. Они уже взяли на себя обязательства по обеспечению проектов ЮФУ и ДГТУ средствами в размере не менее 35% от размера гранта.

Какими будут итоги инженерных школ

Первые итоги реализации обеих программ можно будет подвести к 2030 году. Руководители проекта ЮФУ заявляют, что представят к этому времени не менее 57 разработанных и внедренных образовательных программ для опережающей подготовки и переподготовки инженерных кадров и трудоустроят в российские высокотехнологические компании не менее 2000 выпускников школы. Кроме того, создадут порядка восьми научно-технологических и испытательных лабораторий, опытных производств, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием.

ДГТУ к 2030 году намерен подготовить команды инженеров, которые будут разрабатывать и запускать в серийное производство не менее 5 новых моделей сельхозмашин в год, создать до 17 новых моделей комбайнов 3-10 класса с автоматизацией технологического процесса сепарации и возможностью беспилотного управления, разработать и внедрить 12 новых основных образовательных программ и программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. А также создать на базе ДГТУ центр инженерных компетенций, в котором к 2030 году запланировано организовать обучение и профессиональную переподготовку для не менее чем 1300 человек из образовательных организаций и предприятий-партнеров.

«Основные технические уникальные решения будут запатентованы, — сообщил Владимир Колодкин. — Проект будет способствовать импортозамещению деталей комбайнов по различным функциональным системам, в том числе гидравлического и электрического оборудования, двигателей внутреннего сгорания, ведущих и управляемых мостов и бортовых редукторов».
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1