
Фото: пресс-служба ЦБ РФ
Поделиться
«Могу сразу сказать, что для Центрального банка сбалансированный бюджет гораздо лучше, чем было бы увеличение дефицита. <...> Почему так? Потому что чем сильнее государство наращивает долг, тем выше мы должны поддерживать ставки и тем меньше пространства остается для кредита частному сектору», — заявила глава ЦБ.
Эльвира Набиуллина отметила, что краткосрочная реакция цен на повышение НДС, скорее всего, будет, однако напомнила опыт 2019 года, когда НДС увеличилась на 2%, и реакция была умеренной: «Нельзя здесь прямым счетом считать, что один к одному это переложится в рост цен. И тогда НДС повысился на 2 процентных пункта, а в инфляцию это добавило 0,6−0,7 процента».
Председатель Центробанка сказала, что рост цен будет временным разовым эффектом, который может в какой-то мере повлиять на скорость снижения инфляционных ожиданий. Но в отличие от роста дефицита бюджета как возможной альтернативы, рост налога на добавленную стоимость не может быть источником устойчивого инфляционного давления.
«Если бы правительство для финансирования необходимых расходов пошло на увеличение дефицита бюджета, нам бы пришлось значимо повысить прогноз ставки на 2026 год. Сейчас, напомню, это 12−13 процентов. И решение правительства снимает наше это опасение. <...> Это будет благотворно влиять на долгосрочные процентные ставки, потому что будут снижаться премии за риск. Мы сейчас видим определенность по бюджету и, конечно, будем учитывать это при принятии решения по ставке в октябре».
«Эксперт Юг» собрал мнения представителей южного бизнеса и выяснил: все респонденты считают, что повышение НДС приведет к росту цен и снижению маржинальности, а для некоторых предприятий будет означать переход в зону убыточности.