92 98 13

Краснодарская агломерация получила план финансирования инфраструктуры

ЭКСПЕРТ ЮГ №6 (7) 2023
2193
10 минут

Долгосрочный план развития краснодарской агломерации, который находится на финальном согласовании, позволит привлечь федеральные средства на создание ее инфраструктуры. Именно дефицит инфраструктуры был главной проблемой предыдущего этапа развития Краснодара.

Краснодарская агломерация получила план финансирования инфраструктуры

Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев: долгосрочный план развития агломерации позволит привлечь федеральные деньги на развитие инфраструктуры // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Повод для круглого стола «Эксперта Юг», посвященного развитию краснодарской агломерации, дало Министерство экономики Краснодарского края, которое заказало долгосрочный план развития территории, обобщивший информацию о намерениях по распределению бюджетных инвестиций. При этом появление плана — своеобразная заявка на получение средств федерального бюджета на проекты агломерационного развития. Безусловно, бюджетными инвестициями развитие агломерации не исчерпывается, однако появление такого плана стало поводом вытащить проблематику развития агломерации вообще.

Федеральные средства на ускорение роста

По данным Института экономики города, из 17 агломераций из числа крупнейших, выбранных для анализа в России, краснодарская является самой быстрорастущей по численности населения. Если в среднем агломерации страны в период 2010-21 годов увеличили население не более чем на 15%, то краснодарская — на 37,8%. Это наивысший результат даже среди городских агломераций Европы.

«С точки зрения экономиста, каждый второй рубль производится в агломерациях. По темпам роста экономики и населения краснодарская агломерация является драйвером экономики страны, — говорит министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. — При этом краснодарская агломерация стала одной из трех пилотных площадок для апробации системы долгосрочных планов развития городских агломераций. Эксперимент также проводится в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Задача простая: приоритезация средств федерального бюджета, направляемых на развитие инфраструктуры, на растущих агломерациях. Сейчас проект долгосрочного плана уже в финальной стадии, основные мероприятия, которые будут предполагать финансирование федерации, уже определены. Их ключевая задача — сохранение темпов роста или их ускорение. Это развитие инфраструктуры промышленных парков и зон создания рабочих мест. Для края приоритет также — развитие мобильности населения».

Алексей Юртаев подчеркивает: в этом году бюджет развития края превысит 150 млрд рублей. Раньше он составлял 10-15 млрд, в прошлом году – он был 85 млрд. Считается, что рубль бюджетных инвестиций привлекает пять рублей частных, то есть при инвестициях бюджета в 150 млрд, дополнительно в экономику края привлекаются 750 млрд рублей.

Агломерация 2.jpg
Поделиться

Некоторые примеры бюджетных вложений. С 2019 года из бюджета Кубани было выделено на приобретение электротранспорта и строительства трамвайных путей в Краснодаре порядка 3 млрд руб. В 2022 году было подписано концессионное соглашение по развитию инфраструктуры городского трамвайного транспорта. В первую очередь будет инвестировано около 28 млрд руб., из которых 8 млрд руб. средства федерального бюджета. На эти деньги в этом году планируют построить 6,4 км путей, закупить 40 низкопольных трамваев. Это позволит сократить время в пути, поспособствует появлению новых точек роста, в конечном счете привлечет инвестиции.

На эту тему
Бизнес в историческом центре Ростова: как делать невозможное
Поделиться
Также ведется строительство автомобильных дорог вокруг Краснодара, расширение въездов. За счет развития транспортной инфраструктуры населенные пункты агломерации станут более привлекательными для жителей отдаленных районов. В долгосрочных планах — создание двух промышленных зон, инвестирование порядка 80 млрд рублей в системы водоснабжения и водоотведения. Общая сумма вложений в ближайшие 6 лет в различные сферы жизнедеятельности агломерации, по оценке Алексея Юртаева, составит около 500 млрд рублей, из которых 50% составят частные средства, а остальное — из бюджетов различного уровня.

Однако при обсуждении будущего развития краснодарской агломерации эксперты напомнили о проблемах, порожденных предыдущим этапом ускоренного роста.

Хроническое отставание инфраструктуры

Основатель и координатор общественного движения «Помоги городу» Елена Шувалова считает, что сейчас в Краснодарской агломерации сложилась катастрофическая ситуация по причине разрыва между темпами строительства и развитием социальной сферы, а также водно-зеленого каркаса в столице Кубани.

«Колоссальный прирост населения никак не компенсирован строительством социальной инфраструктуры, — говорит Елена Шувалова. — Сейчас жителям Краснодара крайне трудно попасть в поликлиники, в больницы, устроить ребенка в школу. Уже 25 лет ни в одном водоеме Краснодара нельзя купаться, там нет рыбы и вообще ничего живого. Сейчас на каждого жителя приходится 1,2 кв. метра парков и скверов из положенных 16. Я уже не говорю о соединении зеленых зон. Исходя из темпов роста численности населения, развития экономики Краснодарская агломерация имеет право претендовать на безвозвратные средства из федерального бюджета на развитие социальной сферы, зеленых зон, приведения в порядок водоемов».

Александр Полиди, зампредседателя Общественной палаты Кубани напомнил, что Краснодарская агломерация — самая быстрорастущая, она опережает подобную Московскую и Санкт-Петербургскую. По прогнозам специалистов эта тенденция сохранится, как минимум до 2030 года, когда численность населения Краснодара превысит 2 млн человек.

Агломерация 3.jpg
Поделиться

«Люди, которые приезжают в Краснодар на постоянное место жительства, едут сюда и за доступной, качественной, комфортной городской средой, а ее отсутствие может сказаться и на темпах развития всей агломерации, — отмечает Александр Полиди. — Сюда просто иссякнет миграционный поток. Также важный момент — транзитный туризм. Он будет развиваться вокруг транспортно-логистического хаба на базе Аэропорта Краснодара. Люди, цель которых — курорты или иные страны, несколько дней должны провести в столице Кубани. Они оставят реальные деньги в ресторанах, кинотеатрах, развлекательных центрах, магазинах. Это в некоторой степени есть, но куда им пойти? По большому счету, кроме парка Галицкого, улицы Красной — некуда. Нет ни водно-зеленого каркаса, ни пешеходных зон. А ведь транзитный туризм — это приток значительных средств. По моим подсчетам, только до 2030 года Краснодар сможет принимать от 2,5 до 12-15 млн транзитных туристов, которые принесут городу до 60 млрд руб. Эти 60 млрд надо также умножить на десять — синергетический эффект от работы кафе, ресторанов, магазинов и.т.д. Поэтому напрашивается вывод о целесообразности вложении средств в городскую среду, в те же скверы, парки, зеленые зоны, водоемы».

По мнению директора Краснодарского филиала ГК «ЭНСИ» Михаила Келеметова, бизнес сегодня понимает, что на советском заделе по водопроводному хозяйству и энергосетевому оборудованию уже невозможно развиваться и строить большие проекты. «Крупные застройщики постепенно начинают инвестировать в сетевое оборудование, но пока это находится на начальном этапе. Очень важно и обеспечение районов новостроек общественным транспортом. Уже сейчас заключено концессионное соглашение и планируется новые микрорайоны соединить с центром города трамвайными путями. Но есть одно препятствие этим планам — больше половины участков по предполагаемому маршруту в частной собственности. Есть программы изъятия земель, но это долгий процесс и надо учитывать, что планы на бумаге и планы в реальности имеют несколько иные временные строки. На некоторые может понадобиться для осуществления до 10 лет и более. Поэтому, когда мы говорим о планах по проектам агломерации, их сроки реализации надо умножать на 2, 3, 4».

Агломерация 4.jpg
Поделиться
Михаил Келеметов считает, что строительство инфраструктуры требует гораздо больше времени, чем думают застройщики // Фото: «Эксперта Юг»

При возведении ЖК застройщики зачастую забывают либо игнорируют необходимость пешеходных пространств. А ведь этот нюанс тоже входит в определение «комфортного жилья». «Есть разница между асфальтобетонным покрытием дворов и тротуаров и плиткой, которую можно уложить интересно с художественной точки зрения. Имеет значение и площадь покрытия перед подъездами, ширина тротуаров, наличие велодорожки. Тротуарная плитка в городе — это современное решение для всех крупных городов, яркий пример — Москва, где плиткой вымощены все престижные улицы. За пешеходными городами будущее», — рассказал Константин Попов, ведущий специалист по сопровождению проектов «Торгового дома «Выбор».

Впрочем, Дмитрий Луценко, руководитель департамента продаж компании DOGMA считает, что период, когда в Краснодаре строили некачественное дешевое жилье без возведения социальной инфраструктуры и создания водно-зеленой зоны, прошел. «Сейчас не покупают жилье, если рядом нет школы, поликлиники, детсада и хотя бы сквера — приобретают не только квадратные метры, но и комфорт и удобство. Мы в своих проектах это учитываем, сохранили, к примеру, дубы, ведем проектирование небольшого озера на 21 тыс. кв. м. Почему именно у нашей компании нет дешевого жилья — потому что мы вкладываем в социальную сферу, транспортную доступность. Мы строим проект и одновременно возводим школу — цена возрастает на 3-5%, мы договариваемся о 22 маршрут проходил через наши дома — стоимость также возрастет».

Как правило, представители строительных компаний отстаивают точку зрения, что рынок выровняет сложившиеся ранее дисбалансы, но общественники не верят в это.

«Краснодар разрастается в разные стороны — перешагнул Ростовское шоссе в районе трассы М4 "Дон", вышел за пределы Западного обхода, — подчеркнул зампредседателя комиссии по вопросам ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Общественной палаты Краснодара Виталий Качков. — Из-за этого все коммуникации растянуты, образовалась очень сложная транспортно-логистическая система. В связи с этим нужны радикальные решения. Одно из них — строительство городов-спутников на удалении 10, 15, 25 км от Краснодара. Иначе мы никогда не увидим зеленые зоны, обозначенные в генплане. Девелоперов надо обязать вкладывать средства в инженерную, дорожную, энергетическую сети, социальную инфраструктуру».

Сохранить мигрантов, привлечь специалистов

«Еще одна проблема — закрытый аэропорт Краснодара: через него шел существенный трафик покупателей квартир, поэтому необходимо выходить с предложением о возобновлении работы аэропорта, — говорит Денис Бражниченко, президент компании «Лендекс». — Конечно же, безопасность должна быть обеспечена на соответствующем уровне. Считаю, что миграционный поток надо всеми силами сохранить. Это не только импульс развития строительной отрасли, но и ее формирование в соответствии с запросами».

Александр Михеев, директор СК «Бауинвест» рассказал об изменении миграционного процесса, который произошел за последние десять лет. «Был период дешевого жилья, когда в Краснодар переехали около 200 тыс. человек, которые не представляют ценности для экономики города. Раньше было очень много переселенцев из Украины, Казахстана, Армении — сейчас поток мигрантов из этих стран незначительный. С тех пор миграционный поток качественно изменился: в столицу Кубани приехали квалифицированные специалисты Урала, Сибири, Севера, Москвы, Санкт-Петербурга».

Председатель комитета по строительству ККО ОПОРА РОССИИ, учредитель компании «Стройалматюг» Максим Ясенецкий высказался однозначно не только о сохранении миграционного потока, но и о его расширении в ближайшие годы.

«Миграционный поток — это, прежде всего, инвестиции, которые необходимы для восстановления и развития малого и среднего бизнеса. На Кубани в этой сфере ковидная экономическая рецессия сказалась не так губительно, как в других регионах, где люди просто продают бизнес, закрывают производство и едут в Краснодарский край с реальными деньгами. Тут проблема еще и в том, что, приезжая, бизнесмены не знают местной административной системы. На Кубани много курортных территорий, которые не развиты, не готовы принять бизнес по уровню развития инфраструктуры. Пример — Лабинский, Мостовской районы. Это два муниципалитета с огромным потенциалом, но там для бизнеса мало условий».

На эту тему
Кризис спроса создал революционную ситуацию на рынке жилья в Ростове
Поделиться
По мнению Евгении Журавлевой, директор ООО «Теплопроект», у компаний, которые включены в процесс развития агломерации должен быть еще один фокус внимания — это вовлечение во все процессы молодых специалистов. «Молодежи очень сложно получить опыт работы, в результате молодые специалисты уходят с регионального рынка труда. Предлагаю вспомнить систему распределения и профориентирования, когда студенты были обязаны отработать какое-то время по своему профилю в регионе», — заметила эксперт.

Руководитель подразделения в ЮФО и СКФО компании «Промресурс» Юрий Хамин заявил, что краснодарской агломерации не хватает новых площадок для создания промышленных производств. «В край переезжает достаточное количество профессионалов по различным направлениям, в том числе инженеров, проектировщиков, слесарей и.т.д. Раньше очень много было импортной продукции, сейчас практически в каждом крупном городе есть, к примеру, производство трубопроводной арматуры, задвижек, тепловых пунктов. Все этом могло бы быть организовано и в Краснодаре. Краснодарской агломерации необходим кластер или индустриальный парк, где бы было сконцентрировано промышленное развитие», — отметил глава филиала.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1