94 100 13

Как стать быстрорастущей компанией

1457
5 минут

Динамично развивающиеся компании — это локомотивы южной экономики, но их необходимо выращивать уже сейчас из малых предприятий

Как стать быстрорастущей компанией

Поделиться

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл в Ростове конференцию «Донские компании-«газели»: стратегии растущих компаний». На мероприятии, в котором участвовали предприниматели, представители власти, институтов развития, слушатели и наставники программы ScaleUp, были подведены итоги регионального конкурса «Стратегия растущей компании» и представлены результаты исследования «Южные компании-«газели»: самый динамичный бизнес региона».

По словам генерального директора аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимира Козлова, результаты последних двух лет показывают, что крупный бизнес уже не выполняет роль локомотива региональной экономики. Например, по итогам 2017 года динамика по крупным компаниям составила всего 8,3 процента. Год от года она продолжает снижаться. «На Юге есть дефицит компаний, — заметил Козлов. — Например, в Краснодарском крае компаний на 20 процентов меньше, чем в среднем по России. При этом, в сфере индивидуального предпринимательства произошёл практически взрывной рост: в полтора-два раза выше общефедеральных показателей. Получается, что на начальной стадии развития у малого бизнеса огромный потенциал. Другой вопрос, как из ИП вырастить в динамично развивающуюся компанию. Сейчас в предпринимательстве участвует в четыре раза меньше людей, чем могло бы быть. Здесь есть хороший потенциал».

Поделиться

Владимир Козлов напомнил, что в России разработана федеральная Стратегия развития предпринимательства до 2030 года, а также сформулированы «майские указы» президента России. В этих документах заложена возможность создания системы развития предпринимательства. В частности, широкое развитие должны получить акселерационные механизмы. Основной сюжет состоит в том, что в регионах надо создавать систему выращивания компаний. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» уже 10 лет изучает опыт быстрорастущих компаний региона, вносит свой вклад в развитие такой экосистемы. Аналитический центр проводит конкурс «Стратегия растущей компании», является оператором акселерационной программы ScaleUp в Ростове иКраснодаре (в рамках программы развивает наставничество и вовлекает владельцев бизнеса в работу с МСП), создал и продвигает клуб предпринимателей-собственников бизнеса «Деловой Юг», участники которого обсуждают реальные бизнес-кейсы, обмениваются опытом, устанавливают контакты и так далее.

По наблюдениям «Эксперта ЮГ», быстрый рост почти всегда случается у тех компаний, которые этот рост планировали. Следовательно, популяризация такого инструмента, как стратегическое планирование, — дополнительный инструмент повышения производительности труда и ускорения экономического роста в стране и регионе.

В том, что это действительно так, убеждает опыт компаний-«газелей» (которые в течение пяти лет стабильно демонстрируют рост выручки на15-30% в год). Они интересны потому, что из «газелей» вырастают крупные игроки. Например, в своё время в рейтинге быстрорастущих были «Магнит» и «Агрокомплекс им Ткачева». На сегодняшний день они немного снизили темпы роста, но динамика всё равно есть. Сейчас на Кубани крупнейшая компания-«газель» — нефтеперерабатывающий завод «Славянск-ЭКО». В Ростовской области в числе крупных «газелей», например, «Донской табак». Ранее долгое время в рейтинге донских «газелей» был торговый дом «РИФ», специализирующийся на экспорте сельхозпродукции.

Однако сейчас о необходимости стратегии, как эффективном инструменте роста, заявляют и представители малого бизнеса. В частности, участники программы ScaleUp, слушателями которой являются владельцы фирм с годовой выручкой 5 млн рублей до 25 млн рублей. Один из главных вопросов, который звучал от слушателей акселерационной программы: «Будет ли запущен процесс стратегического планирования?». В Ростове и Краснодаре, в рамках девятимесячного курса ScaleUp, такой процесс был запущен, что подтвердила и данная конференция «Эксперта ЮГ».

Здесь свои стратегии представили не только победители конкурса, но и слушатели ScaleUp. Всего состоялось восемь стратегическим планов, по различным направлениям бизнеса: от IT-решений, инноваций для b2b и online-обучения до производства кровельных материалов и розничной продажи систем видеонаблюдения. Несмотря на такие различия, эксперты отметили главное: практически все выступавшие осознают конкурентные преимущества своих компаний, ставят реальные цели и понимают, к каким результатам они должны прийти через три, пять и более лет.

Поделиться

«Разработка стратегии — очень серьёзный труд, который подразумевает анализ собственниками бизнеса внутренней и внешней среды, общение с экспертным сообществом, понимания происходящих на рынке процессов и так далее. Одному человеку, индивидуальному предпринимателю, провести такую работу довольно сложно, — считает директор региональной программы и территориальных проектов ООО «Центр предпринимательства» Евгений Левкин. — Это командная работа. Она уместна, когда предприятие вышло на определённый уровень и у его владельцев есть чёткое понимание куда двигаться дальше. Причём, это не обязательно труд на 50 страниц. Стратегия может быть на одну страницу (и сегодня мы такие примеры видели). Главное, что сами компании понимают стратегическое планирование, как реальный инструмент для дальнейшего динамичного роста. И сегодня открыто объявили о том, что именно они намерены делать в ближайшие год, три, пять лет».

По мнению Алексея Крыловского, управляющего директора Консорциума Леонтьевский центр – AV Group, представителям бизнеса необходимо думать о стратегиях, говорить о стратегиях и делиться стратегиями. «С одной стороны, стратегии нужны для того, чтобы компании могли привлечь партнёров или инвесторов, более качественно продвигать себя, — уверен эксперт. — С другой стороны, очень важно, чтобы компании более тесно общались с профессионалами (по стратегическому планированию), которые могут подсказать какими эти стратегии должны быть. Этот опыт можно учитывать и адаптировать под конкретные стратегические направления компаний. Каждая из них должна чётко видеть горизонты бизнеса и уметь формулировать своё исключительное конкурентное преимущество. Если оно есть, компания способна развиваться, становиться лидером».

На конкурс «Стратегия растущей компании» заявки подали 25 участников. Лучшие стратегии были отмечены дипломами Аналитического центра «Эксперт ЮГ». Кроме того, специальные сертификаты получили слушатели и тренеры программы ScaleUp.

За помощь в подготовке и проведении конференции Аналитический центр «Эксперт ЮГ» благодарит партнёров — Центр предпринимательства и компанию DPD («Ди пи Ди») в России.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1