61 63

«Город-курорт — сам по себе большой санаторий»

359
11 минут

Модернизация отдельно взятого курорта на примере Железноводска показывает, как драйвером развития можно сделать неиспользуемые объекты и территории. Главное — правильно встроиться в федеральный проект

«Город-курорт — сам по себе большой санаторий»

Поделиться

Железноводск в системе городов эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды занимает особое место не только из-за уникальных климатических особенностей. В последнее время новости из Железноводска всё чаще стали занимать первые строчки сообщений информагентств. Например, в Курортной зоне у подножия горы Железной уже в этом году будет сдан в эксплуатацию пятизвёздный отель стоимостью 2 млрд рублей, в котором одновременно смогут отдыхать 480 гостей. А к концу будущего года в городе будет построен новый санаторный комплекс на 40 номеров. Инвестиции в проект оцениваются в 200 млн рублей. Главной «фишкой» средства размещения станет открытая веранда на крыше с панорамным видом на горы Бештау и Железная, а также лесные зоны курорта. Заброшенное здание кинотеатра «Кристалл» в Железноводске превратят в санаторий вместимостью 250 мест. Стоимость проекта составит 1 млрд рублей.

После встречи губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова с президентом России Владимиром Путиным была обнародована масштабная программа развития Кавказских Минеральных Вод до 2030 года. Она включает 50 мероприятий и 26 инвестпроектов. Объём инвестиций программы достиг 48 млрд рублей, из которых 44 млрд — федеральные средства.

В программе Железноводску отводится большая роль. Это и создание самого большого курортного парка в стране, и канатная дорога на горы Железная и Развалка, и создание новой инвестиционной площадки для строительства 7 тысяч мест коечного санаторно-гостиничного фонда, и благоустройство озера Каррас, и строительство Кавминводского велотерренкура.

Мэр города-курорта Железноводска Евгений Моисеев, в отличие от большинства российских чиновников, активно присутствует в соцсетях, напрямую общается с жителями в комментариях, рассказывает о каждом ключевом для города событии, реагируя и на доброжелателей, и на откровенно хейтерские высказывания. Недавно Моисеев инициировал в своем Instagram-аккаунте опрос по поводу предстоящего строительства велотерренкура. Большинство проголосовало за, несмотря на атаки ботов.

Но обладает ли город соответствующими территориальными и кадровыми возможностями, чтобы реализовать заявленные планы? Как выстраиваются отношения города и бизнеса, достаточно ли у местной власти рычагов, чтобы развивать вверенную территорию?

Как построить новый город в лесу

— Евгений Иванович, в чём уникальность Железноводска как курортного города?

Несмотря на небольшую численность населения (около 25 тысяч человек), на небольшую коечную ёмкость, у Железноводска есть уникальная особенность. Мы единственный город, который находится в центре леса площадью 42 квадратных километра, почти половина территории — заказник.

У нас никого не удивишь тем, что ночью машина может столкнуться с переходящим дорогу диким кабаном или на улицы города выйдет косуля или лиса. Город изначально развивался как место для пеших прогулок в лесу. Здесь всё настроено на оздоровление и профилактику болезней. Железноводск — первый город в Российской империи, в котором в 1900 году был создан лечебный терренкур по методике немецких врачей-курортологов.

Мы говорим, что самым большим санаторием у нас является сам город, климатическая горно-лесная станция. Большой курортный парк с бюветами минеральной воды, переходящий в лес, является парком для всех санаториев, которые расположены вокруг него. Курортный парк, который ранее назывался Казённым парком, был первым объектом недвижимости, зарегистрированным в казённом реестре на территории нашего города в 1825 году.

— В рамках программы развития города, которая обсуждалась и на уровне губернатора, и на уровне федеральных министерств, предполагалось создание канатной дороги, а также благоустройство курортной зоны Железноводска с созданием сети пешеходных терренкуров. Остаются ли эти проекты сейчас в планах? В чём их особенности?

Когда губернатор Ставрополья Владимир Владимиров предложил уточнить концепцию развития региона Кавминводы, мы выступили с идеей создать самую большую в России и Европе курортную лесопарковую зону на территории свыше 1200 гектаров, более 70 километров пеших грунтовых, плиточных и асфальтовых терренкуров для всех категорий жителей. Каждый терренкур имеет свой тематический характер, мы в каждом квадратном метре города закладываем смыслы, которые потом будут привлекать и интересовать гостей.

Следующий проект касается канатной дороги. Железноводск окружён шестью горами-лакколитами, но при этом у нас нет ни одной канатной дороги. В советский период планировалось строительство трёх канатных дорог: в Кисловодске, Пятигорске и Железноводске. В двух городах-курортах канатку построили, а в Железноводске не успели. Хотим покончить с этой несправедливостью и создать канатную дорогу, которая будет проходить над курортным озером «30’Ка» вдоль Новой каскадной лестницы к бюветам минеральной воды и затем на вершину горы Железная и седловину горы Развалки. Уверен, что канатка и наши виды с вершин гор станут настоящим магнитом для гостей.

Третий проект — у нас уже более 90 лет во всех генпланах города территория в 140 гектаров отводилась для строительства новых санаторно-курортных объектов. Эта площадка до сих пор пустует, так как нам удалось охранить её от массовой застройки. Мы вышли с инициативой создать на этом месте инфраструктуру, которая позволит построить санатории и гостиницы, всего семь тысяч новых койко-мест на этой инвестиционной площадке, то есть фактически ещё один новый курортный Железноводск. Ведь у нас сейчас весь городской коечный фонд составляет менее семи тысяч единиц.

Кавминводский велотерренкур как точка роста

— Недавно губернатор Владимир Владимиров проводил встречу с президентом Владимиром Путиным, на которой был поддержан проект по развитию КМВ стоимостью 48 миллиардов рублей, в том числе строительство Кавминводского велотерренкура стоимостью почти 3 миллиарда рублей. Какие ещё проекты в рамках модернизации курортной инфраструктуры нужны Железноводску?

Совсем недавно мы называли ещё один проект, который касается заброшенных терренкуров. Часть их когда-то была асфальтирована, освещена, там были питьевые фонтанчики, кафе, места отдыха, санузлы. В 90-е всё это было разрушено и разворовано.

К терренкурам с юга примыкают старые каменные дороги, которые проходят к горе Бештау, по ним грузовики перевозили добываемые в шахтах материалы, начиная с сороковых годов и до середины семидесятых прошлого века. А с севера примыкает дорога к горе Змейка, по которой также возили инертные материалы с карьера.

Мы предложили объединить фактически несуществующую полуразрушенную инфраструктуру, чтобы благоустроить территорию и создать терренкур, объединяющий Лермонтов, Железноводск, посёлок Иноземцево и Пятигорск.

По поручению губернатора края унифицировали ширину терренкура до 6 метров, чтобы можно было проводить спортивные соревнования по велоспорту. Получился терренкур длиной 75 километров, и мы назвали его Кавминводский велотерренкур, который только в трёх местах пересекает дороги общего пользования. Важно то, что разрушенную и забытую инфраструктуру всё равно нужно ремонтировать и восстанавливать, но у нас появилась возможность добавить к курортной составляющей уникальную велосипедную трассу, аналогов которой нет в мире. И самое главное, что этот объект даст городу финансово развиваться и повышать экономическую мощь за счёт новых видов туризма, в первую очередь спортивного туризма.

Судите сами. Железноводск — небольшой по численности город с небольшим бюджетом, который наполняется в основном за счёт платежей за землю и НДФЛ. Чтобы город мог развиваться, нам нужно было найти правильный драйвер, которым и выступили наши огромные неиспользуемые территории в лесу. Ни один гость не приедет в город, где люди гуляют под палящим солнцем без соответствующей инфраструктуры. А если прогулочные дорожки будут находиться в лесу с благоприятным климатом, то мы сможем привлечь туристов всех категорий.

— Ранее, в мае, Третий апелляционный суд в Сочи признал незаконным решение Ставропольского краевого суда, не усмотревшего нарушения в переводе земель Бештаугорского заказника из статуса особо охраняемых природных территорий. Это напрямую касается проекта велотерренкура. В чём основные противоречия проекта его строительства с действующим законодательством?

В 2020 году премьер-министр Михаил Мишустин уже подписал документ о выделении краю почти трёх миллиардов рублей на строительство Кавминводского велотерренкура. Но сейчас мы столкнулись с тем, что действующее законодательство ограничивает возможность строить такой большой единый объект в особо охраняемых природных территориях. Надеемся на внесение поправок в законодательство, которые инициировала наша краевая Дума. Ведь если поправки в действующее законодательство не будут внесены, то мы не сможем не только построить велотерренкур, но и даже ремонтировать наши терренкуры, которые были построены ещё в советскую эпоху и привлекали огромное число туристов в Железноводск.

Если вы сейчас увидите эти полуразрушенные терренкуры, то может возникнуть ощущение, что их уничтожили в результате военных действий. А ведь это не так! После перестройки, в 90-х годах, здесь всё было разграблено: скульптуры из дюралюминия сдали на вторчермет, провода — на цветной металл, скамейки, освещение разворовали, кафе закрылись и разрушились со временем.

О том периоде говорит статистика: только за 2019 год к нам приехали 150 тысяч гостей, в лучшие советские времена Железноводск принимал 80 тысяч человек, а в 1995 году здесь побывало 5 тысяч человек, в те времена это был, по сути, город-призрак.

Случаи воровства продолжались буквально до недавнего времени, например, ещё в начале 2016 года видели следы ночного воровства подземных кабелей освещения на заброшенных терренкурах.

— Может ли случиться так, что запасы минводы иссякнут и город останется без своего главного преимущества?

В городском музее мы нашли генплан развития города 1936 года, в котором было написано следующее: «В Железноводске незначительное число отдыхающих при огромных запасах минеральной воды».

У Железноводска есть уникальный ресурс — минеральная вода, которая, в отличие от нефтяного и газового ресурса, может возобновляться. В поздние годы советской эпохи здесь добывали две трети от максимально возможного годового уровня потребления воды. Сейчас добывается 18 процентов от этого уровня. Это означает, что при правильном использовании у нас есть резерв почти в пять раз. Но если этот уровень будет превышен, то мы подойдём к тому, что вода может иссякнуть.

Бизнес и власть: связи и противоречия

— Как вы выстраиваете диалог с бизнесом? Инвестиции в какие сферы необходимы городу-курорту сейчас в первую очередь?

Я считаю, что субсидии, льготы, финансовые вливания бизнесу от властей порою расслабляют предпринимателей и настраивают их не на поиски возможностей заработать, а на пассивную позицию. Поэтому считаю главной своей задачей привести в город как можно больше туристов, покупателей товаров и услуг нашего малого и среднего бизнеса, которые дадут предпринимателям возможность зарабатывать, а бюджету — получать дополнительные налоговые отчисления.

Показательный пример. Когда мы благоустраивали озеро «Тридцатка», то предложили полулегально работающим там бизнесменам узаконить свой бизнес. Сегодня я общался с одним из предпринимателей, который владеет кафе и работает на обновлённом озере. За две недели к нему теперь приходят столько посетителей, которые приходили раньше за весь год. Предприниматель говорит прямо: дайте нам людей, клиентов, посетителей, а не субсидии или финансовую помощь.

Железноводск, по сути, моногород — здесь нет ни промышленности, ни заводов, только санатории, минеральная вода, лес и малый бизнес, который обслуживает санатории. При правильном обращении с водными источниками воды хватит на многие-многие годы. Шесть тысяч рабочих мест даст строительство новых семи тысяч койко-мест на инвестиционной площадке в городе. Железноводск уникален прежде всего тем, что наш ресурс — санаторно-курортная услуга — неисчерпаем.

Если говорить о зарплатах, которые предлагаются на этих новых рабочих местах, то приведу несколько цифр: электрик будет получать 35 тысяч на руки, горничная — 22 тысячи рублей соответственно. Таких достаточно достойных «белых» зарплат железноводчанам в санаториях, наверное, не предлагалось никогда. Крупный бизнес сюда приходит для того, чтобы легально получать прибыль, ведь санаторно-курортный бизнес стал в последние годы выгодным делом.

Создание новых санаториев повлечёт за собой спрос на рабочую силу, что приведёт к борьбе работодателя за квалифицированных сотрудников. Это значит, что будут повышаться зарплаты.

При правильном расходовании минеральной воды мы сможем постоянно продавать одну и ту же услугу — лечебный туризм. А если мы прибавим к этому спортивный, досуговый туризм, туризм выходного дня, то сможем кратно увеличить число туристов, что неминуемо приведёт к росту зарплат и повышению благосостояния жителей региона.

Городское управление с опорой на бизнес

— Как вы работаете с возражениями городской общественности по поводу происходящих в городе перемен?

Есть категория людей, которым не нравится всё, они готовы найти возражения абсолютно на любой проект. Например, мы сделали «Тридцатку», но выясняется, что её делать якобы не надо было. Мы говорим о восстановлении и благоустройстве терренкуров, о велодорожках, — всё это тоже, по мнению некоторых граждан, не нужно. Как правило, у таких людей только один-единственный аргумент: это разрушает экологию. Бывает и такой: «Железноводск должен быть только для железноводчан». Приходится методично и настойчиво объяснять, что наше экономическое благосостояние может расти только за счёт развития туризма и роста числа гостей. Не будет туризма — не будет чистого города, новых парков, дорог, обновлённых городских пространств.

— Какие главные задачи сейчас стоят перед руководством города?

Наша основная задача — госинвестиции в коммунальную и курортную инфраструктуру, повышение транспортной доступности. Если будет построена дорога Кавминводы — Сочи, то интерес к Кавминводам и Железноводску, конечно же, резко пойдёт вверх. Наша стратегия — это симбиоз интересов бизнеса и властей, и, как мы видим, эта стратегия уже приносит положительные результаты. 
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1