93 100 13

Бросок хорды: как проект западного объезда Ростова спешат воплотить в жизнь

2881
6 минут

Губернатор Дона попросил федеральный центр ускорить выделение средств на Западную хорду в Ростове. Власти уже готовы приступить к выкупу участков для строительства дороги. Стремление ускорить проект может быть связано с желанием снизить эффект от растущего социального напряжения вокруг строительства трассы

Бросок хорды: как проект западного объезда Ростова спешат воплотить в жизнь

Совещание по вопросу строительство Западной хорды Ростова у заместителя губернатора — министра транспорта Владимира Окунева//Фото: donland.ru
Поделиться

Губернатор Ростовской области Василий Голубев попросил федеральный центр ускорить выделение средств на строительство Западной хорды. Власти уже принялись за выкуп участков под дорогу. До этого глава Дона также предлагал перераспределить средства, предназначающиеся для модернизации трамвая в Ростове, чтоб выделить деньги на хорду. 

Между тем, правительство Ростовской области на прошлой неделе объявило открытый конкурс на строительство первого этапа автомобильной дороги «Западная хорда» от а/д А-280 Ростов-на-Дону — Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная — Западное шоссе), сообщается на сайте госзакупок. Начальная цена контракта — 1,34 млрд рублей. Заказчиком выступает областной минтранс.

Неоднозначный проект вызвал большой резонанс среди горожан – в прошлом году жители Ростова даже выходили на митинги против строительства магистрали. Также дорога пройдет совсем рядом с рядом археологических и культурных памятников. Строительство потребует вырубить часть Кумженской рощи. Однако проект дороги за 30 млрд рублей прошел госэкспертизу и нашел инвестора – ГК «Регион». Эксперты предполагают, что спешка властей в строительстве хорды связана со стремлением снизить социальное напряжение, возникшее вокруг проекта.   

Западная хорда.png

Поделиться

Схема строительства Западной хорды//Фото: минтранс РО

Деньги на «Западную хорду» обещали выделить уже в 2022 году

Как стало известно на прошлой неделе, губернатор Ростовской области Василий Голубев обратился к федеральным властям с просьбой предоставить опережающее финансирование для реализации проекта Западной хорды.

Как пишет пресс-служба правительства Дона, обсуждение проекта проходило в рамках совещания по региональному развитию под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина на прошлой неделе. Василий Голубев попросил выделить деньги  в виде инфраструктурного кредита в размере 15,3 млрд рублей в 2022 году. Первоначально, средства должны были поступить в 2023. Однако, так как подрядчики готовы освоить деньги до конца текущего года, сроки предложили сдвинуть. Также поступить предложено и с проектом «Северного радиуса». 

«Для нас эти два объекта имеют принципиальное значение. Выполнив их строительство, мы замыкаем транспортное кольцо вокруг Ростова», — заявил Василий Голубев.

Вице-премьер поддержал инициативу губернатора и обещал отдать поручение о скорейшем выделении средств. 

На эту тему
Вокруг Ростова замкнут кольцо концессий
Поделиться

Отметим, что инфраструктурный кредит в 15,3 млрд рублей ранее предназначался для модернизации трамвая в Ростове-на-Дону, реализацией которой займется «Синара». 

Участки для дороги начнут изымать в ближайшее время 

Для строительства Западной хорды планируется изъять около 500 тыс. кв. м. земель. Также 236 тыс. кв. м. будет выкуплено для установки опор ЛЭП, следует из проекта планировки и межевания, утвержденного правительством Ростовской области. 

Среди участков, необходимых властям, можно обнаружить как земли крупных компаний (например, ООО «Росток», ООО «Агроком Холдинг»), так и участки частных лиц. Земли находятся в Мясниковском районе, в Ростове-на-Дону — в СНТ «Изумруд», на ул. Пескова и ул. Совхозной. 

Стоимость изымаемого имущества будет определена специальной оценочной комиссией. Сроки выкупа пока неизвестны. 

Напомним, что протяженность «Западной хорды» составит 12,3 км. Четырехполосная дорога пройдет от  трассы А-280 Ростов—Таганрог до моста через реку Дон и станет дублером ул. Малиновского. Магистраль выведет поток транзитного транспорта из черты города. В то же время, дорога пройдет по ряду важных участков – среди которых культурные и археологические памятники в районе Кумженской рощи, о чем ранее подробно писал «Эксперт Юг».

Необходимость выкупа участков у местных жителей вызывает ряд вопросов. Так еще в феврале нынешнего года жители ул. Всесоюзной выступили с обращением к губернатору с просьбой выслушать их претензии по строительству Западной хорды, пишет «Блокнот Ростов». 

Отметим, во время публичных слушаний по проекту дороги, от жителей донской столицы поступило около более 32 замечаний. Однако, администрация не сочла их достаточным основанием для изменения проекта. 

В апреле губернатор предложил городским властям, и минтрансу, и проектировщику посмотреть с выездом на место, как магистраль впишется в реальную городскую среду, сообщает пресс-служба правительства области. Был ли проект откорректирован по итогам выезда – не известно. 

Кто будет участвовать в строительстве Западной хорды — пока вопрос

Неясным остается вопрос о том, кто сегодня является исполнителем проекта по строительству «Западной хорды». В ноябре прошлого года правительство Ростовской области заключило концессионное соглашение с ГК «Регион» миллиардера Сергея Сударикова. Проект в рамках ГЧП предполагал, что дорога обойдется в 30 млрд рублей. 

Сергей Судариков ГК Регион.jpg

Поделиться

Владелец ГК «Регион» Сергей Судариков заинтересовался инфраструктурным предложением из Ростовской области//Фото: портал правительства Амурской области

В последнем информационном сообщении правительства по данной теме инвестор не упоминается, в число губернаторских проектов Западная хорда не входит. На запрос «Эксперта Юг» в ГК «Регион» ответ на вопрос о том, является ли компания концессионером, пока не был получен. 

Как ранее комментировали «Эксперту Юг» ГК «Финам»,  экономический кризис подталкивает финансовые структуры вкладывать деньги в проекты с высоким сроком окупаемости. Для «Региона» этот проект — диверсификация портфеля, возможность инвестировать в проект с понятной и гарантированной доходностью, который она реализует совместно с государственными структурами. 

Генеральный директор ООО «Мастер», руководителя Академии муниципального управления ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», эксперта в сфере ГЧП Вячеслав Пышко также ставит под сомнение участие инвестора в проекте.

«В ситуации, когда губернатор направляет правительству такой запрос [об опережающем финансировании],  возникает сомнение в наличии концессионного партнера в будущем строительстве», — отмечает Пышко. 

Также, по мнению эксперта, стремление властей быстрее приступить к реализации проекта может быть связано с желанием снизить социальное напряжение, возникшее вокруг «Западной хорды».

«Можно предположить, что стремление ускорить проект связано с желанием снизить эффект от растущего социального напряжения, — говорит Пышко. —Как только проект получит финансирование, любые обращения горожан в надзорные органы будет неактуально, будет официальное подтверждение согласованности проекта. Насколько я знаю, по поводу проекта «Западной хорды» был ряд прокурорских запросов, связанных с выяснением того, не навредит ли строительство объектам культурного наследия, так как дорога должна пройти по Кумженской роще и другим участкам, где находятся археологические и культурные памятники. Также сами жители Западного выражали недовольство тем, что дорога пройдет рядом с их домами». 

Проект Западной хорды прошел госэкспертизу и утвержден властями. Согласно официальной информации, он не представляет угрозы ни памятникам, ни жилым домам. Более того, по действиям губернатора  очевидно, что для города данный проект является приоритетным.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1