91 98 13

Белый или инфоцыганский: эксперты о дальнейшей судьбе инфобизнеса в России

2522
10 минут

Задержания известных бизнес-тренеров, включая Аяза Шабутдинова, повлекли за собой разговоры о том, что происходит завершение эпохи инфоцыган. Однако эксперты уверены: закат инфобизнеса еще далеко, и освободившиеся места быстро займут новые игроки, изменившие подход к подаче своих услуг. При этом выбрать «полезные» курсы в море инфопродуктов — зона ответственности самого клиента, поскольку государство лишь недавно взялось за регулирование сферы.

Белый или инфоцыганский: эксперты о дальнейшей судьбе инфобизнеса в России

Сергей Стукалов считает, что разница между «белым» и «инфоцыганским» продуктом лежит в заведомо невыполнимых обещаниях. Фото предоставлено экспертом
Поделиться
Онлайн-образование стало неотъемлемой частью нашей жизни. Различные коучи и бизнес-тренеры, которых в народе часто называют «инфоцыганами», предлагают пройти курсы личностного роста, значительно увеличить свои доходы за пару месяцев и открыть в себе множество новых талантов.

Довольно быстро марафоны на любой вкус и кошелек от гуру дистанционного обучения превратились во что-то обыденное, повседневное. И если вы не пошли по такому пути для получения новых знаний и приобретения ценного опыта, то, наверняка, это уже делал кто-то из ваших знакомых.

Однако зачастую имена известных в России бизнес-тренеров стали звучать в совершенно ином ключе. Появилась информация о задержании, либо аресте счетов тех или иных блогеров, коучей. В большинстве случаев их обвиняют в уклонении от уплаты налогов, но есть и другие варианты претензий. Так, одним из последних громких событий стало задержание бизнес-тренера Аяза Шабутдинова, которому принадлежит более 80% ООО «Лайк центр» — компании, предоставляющей клиентам за определенную плату практические бизнес-курсы.

В свете последних происшествий все чаще стал звучать вопрос: наблюдаем ли мы сейчас закат «эпохи инфоцыган»? И надо сказать, что мнения наших экспертов по этой теме совпадают. Многие считают, что налицо бум онлайн-образования, и процесс этот вряд ли можно остановить. На месте тех, кто вынужденно уходит с рынка, очень быстро появятся новые персонажи с уже другим продуктом и иной маркетинговой стратегией.

В то же время, взгляды экспертов относительно того, кого сегодня можно отнести к инфоцыганам, а кого — нет, и где проходит эта тонкая грань между обучением и обманом, разошлись. Даже арест упомянутого Аяза Шабутдинова вызвал у наших собеседников очень разные эмоции.

Тренд из США поглотил Россию

Культ успеха, трансформировавшийся в дальнейшем в культ саморазвития зародился в США еще в период Великой депрессии. Людям хотелось дотянуться до высших сословий, пройти путь по сценарию, названному позже «американской мечтой».

Спустя десятилетия на полках магазинов появились книги Дейла Карнеги, Уоллеса Уоттлза, Наполеона Хилла, мотивирующие простых обывателей стать успешнее и увереннее в себе.
На эту тему
Маркировка интернет-рекламы уже неизбежна, но еще непонятна
главная3.jpg
Поделиться

И сегодня, когда говорят об известных бизнес-тренерах, стоящих у истоков, в первую очередь звучит имя Тони Роббинсона, который также хорошо известен в России. К слову, на его вебинар в 2018 году в Москве пришло более 25 тыс. человек. Это при при том, что билеты стоили от 30 до 500 тыс. рублей. Выступление известного мотиватора практически разобрали на цитаты. И некоторые из них вызывали недоумение у наших граждан.

Кто-то считает, что инфобизнес в России стартовал с запуска проекта «Бизнес-молодость» в 2010 году, а кто-то уверен, что зачатки такого рода просвещения появились еще в конце 90-х, но тогда это был продукт для узкого круга лиц. Как бы то ни было, сегодня в России достаточно своих, отечественных инфоцыган.

«Инфоцыгане — это народное название, у которого пока нет точных критериев. Мы видим, что люди продают некие знания, при этом не обладая очевидной экспертностью в вопросе. Это вызывает разные чувства — от улыбки до ненависти, — считает digital-директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнёры» Сергей Стукалов. — Для меня же разница между "белым" и "инфоцыганским" продуктом лежит в заведомо невыполнимых обещаниях (пять страничек с чек-листом сделают вас миллионером за 3 дня, только закинь 500 рублей), которые делаются для "впаривания" инфопродукта».

Сергей Стукалов отмечает, что пока этот рынок был небольшим, регулировать его было не так интересно. Сегодня же рынок онлайн-образования — это десятки миллиардов рублей.

«Инфоцыгане начали "вываливаться" на радары налоговой и полиции: большинство из них ведут дела примитивно, без хорошей юридической поддержки. Самые частые нарушения — прием денег без уплаты налогов, дробление бизнеса (Блиновская), обнал денег, отсутствие трудоустройства сотрудников, мошеннические обещания», — говорит Сергей Стукалов.

Система регулирования требует доработки

В РФ деятельностью блогеров и различных коучей до этого года надзорные органы интересовались слабо, но весной ситуация изменилась, и начались проверки.

В апреле при попытке пересечь российскую границу была задержана создатель «Марафона желаний» Елена Блиновская. По версии следствия, за 2019-2021 годы она не уплатила налогов на добавленную стоимость и доходы физических лиц на общую сумму свыше 918 млн рублей.

Дальше прокатилась волна пристального изучения доходов других известных блогеров. Последним громким событием стал арест Аяза Шабутдинова. Его обвиняют в восьми преступлениях по статье о мошенничестве, совершенном организованной группой лиц в особо крупном размере. Речь идет о восьми участниках курсов, которые в погоне за сверхприбылью потратили на обучение от 100 тыс. до 1,9 млн рублей, но остались недовольны результатом и обратились с заявлениями в правоохранительные органы

Генеральный директор юридической фирмы «Спартак» Роман Гребенников считает, что навести порядок в инфобизнесе стоило давно, но правоохранительной системе не хватает рук, чтобы заниматься контролем деятельности представителей этой сферы.

Гребенников.jpg
Поделиться

Роман Гребенников уверен, что в борьбе с инфоцыганами нужна четко выстроенная судебная практика. Фото: социальные сети эксперта

«Необходимо усилить уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях. На мой взгляд, стоит внести изменения в статью о клевете. Также привлекать нужно не только за дискредитацию каких-то госорганов, но и за оспаривание давно известных научных фактов. Когда человек, не имея никаких на то оснований и должных компетенций, выходит к людям и начинает “запудривать” им мозги, это нужно пресекать. Безусловно, задержание ряда бизнес-тренеров чему-то научит их коллег по цеху, но проблему полностью не решит. Здесь нужны грамотные действия силовиков, необходима четко выстроенная судебная практика», — уверен руководитель юридической фирмы.

При этом Роман Гребенников подчеркивает, что инфоцыгане дискредитируют уважаемых блогеров и серьезных бизнесменов, прикрываясь чужим авторитетом и собирая чужих подписчиков.

«Нашим гражданам стоит вырабатывать иммунитет к лживой и поспешно организованной рекламе и в целом к информации, которая часто присутствует в интернете. Необходимо научиться отсеивать лишнюю информацию, сомнительные данные. А этот навык нужно развивать, плюс, пропагандировать такой подход со стороны государства», — добавил эксперт.

Границы инфоцыганства сильно размыты

По мнению управляющего партнера RMF Solutions Дениса Завалишина, чтобы найти действительно стоящее решение или услугу, необходимо получить негативный опыт. Масса людей через это проходит, прежде чем понять, какой продукт является качественным. На каждый товар есть покупатель и, если человек хочет быть обманутым, — это лишь вопрос времени.

«Я давно слежу за рынком инфообразования и могу сказать, что сегодня эта сфере переполнена некачественными инфоцыганскими курсами — несодержательными, зачастую противоречивыми. Огромное количество людей не проходит такое обучение до конца. Люди ищут несуществующую "волшебную таблетку" и разочаровываются, когда не находят ее. А многие, как мы знаем, продают свой продукт, как нечто волшебное. На мой взгляд, именно в этом наблюдается непорядочность авторов таких курсов, — говорит Денис Завалишин. — Определить границу между качественным инфопродуктом и предложением очередного мошенника — зона ответственности каждого человека. Я сам проходил все эти стадии: совершал ошибки в плане выбора, прежде чем находил продукты, отвечающие всем моим запросам. Так или иначе, но я приобретал бесполезные продукты».

При этом эксперт предполагает, что в случае с Аязом Шабутдиновым все обстоит не так просто, как сейчас подают эту тему СМИ, но время все расставит на свои места.

«Справедливости ради стоит отметить, что я не отношу Аяза к инфоцыганам. Он достаточно адекватный, порядочный бизнесмен. Я знаю массу людей, которые пользовались его продуктом, и в дальнейшем добились очень хороших результатов. Поэтому я бы не ставил Шабутдинова в одну линейку с теми, кто занимается лишь глупой болтовней», — добавил управляющий партнер RMF Solutions.

Станислав Есенин.jpg
Поделиться

Станислав Есенин считает инфоцыганами всех, кто продает информацию. Фото: социальные сети эксперта

Автор книги «Сарафанный маркетинг», эксперт Международного Центра креативных бизнес-решений Станислав Есенин имеет свое видение о том, кто сегодня является инфоцыганами.

«Я считаю инфоцыганами всех, кто продает информацию, выступает где-либо. Я отношу сюда не только бизнес-тренеров, но и риэлторов, провизоров, педагогов и представителей других профессий, которые продвигают личные бренды, консультируют и что-то рассказывают аудитории за зарплату, за процент, гонорар и т.д. Как правило, эти люди дают информацию, которая уже давно есть в открытом доступе, — заявил автор книги «Сарафанный маркетинг». — Тонкую грань между качественным и бесполезным каждый определяет сам — это зона ответственности за принятие собственных решений. Мы выбираем специалиста по отзывам друзей, рекомендациям профессионалов, исходя из изученной нами в интернете информации. Мы сами решаем, проведя некий анализ, к кому стоит идти, а кого лучше избегать. Но в любом случае нет никаких гарантий, поскольку всегда есть вероятность совершить ошибку».

Эксперт уверен, общество зачастую весьма инфантильное, в связи с чем во все времена людям нужны были приказы, инструкции для дальнейших действий.

«Если вы перекладываете на других ответственность, за свою деятельность в инфополе, считаете, что кто-то сможет за один-два месяца сделать вас миллионером, будьте готовы отвечать за свои ошибки. Чудес не бывает, — напоминает Станислав Есенин. — А есть другой момент, когда люди в погоне за волшебством оплачивают курсы, начинают их проходить, а там им говорят, что нужно поднять пятую точку с дивана, выйти из зоны комфорта, расширить круг общения и начать работать. Я сам проходил обучение у Аяза и знаю, как это происходит. Но, как оказалось, далеко не все слушатели курсов оказываются к этому готовы и начинают обвинять организаторов в некомпетентности».

Люди нуждаются в надежде

Управляющий партнер RMF Solutions считает, что говорить о некой эпохе инфоцыган нет смысла, поскольку одни люди всегда шли к другим за советом, только сейчас это происходит в ином формате.

Завалишин.jpg
Поделиться

По словам Дениса Завалишина, на смену уходящим бизнес-тренерам обязательно придут новые. Фото предоставлено экспертом

«Люди нуждаются в том, чтобы кто-то давал им надежду, в любом виде и за любые деньги: что за 2 тысячи, что за 5 миллионов. Называем мы это эпохой или нет, в данном случае не имеет значения. Безусловно, на место ушедших придут другие. Возможно, будут лишь немного отличаться темы и, соответственно, подача», — рассуждает Денис Завалишин.

По словам Сергея Стукалова, рынок онлайн-образования «взорвался», и сейчас уже этот тренд не остановить. Люди видят, что традиционное образование запаздывает и часто является некачественным.

«Вузы понимают, что теряют рынок, поэтому тоже выпускают инфопродукты, хотя не всегда достойного качества. Тысячи онлайн-школ зарабатывают больше 10 млн в год. Их становится все больше и больше. С другой стороны, мы уже видим, что владельцы школ стали менее агрессивны в продвижении, меньше выкладывают фото с пачкой денег в авто. Они поняли, что таким образом они обращают на себя внимание проверяющих органов, — комментирует «Эксперту Юг» digital-директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнёры». — Также государство активно взялось за регулирование коммерции в интернете. Чего стоит закон о маркировке интернет-рекламы, когда все потраченные деньги теперь нужно отображать в отчетах. происходит обеление интернет-рекламы, чтобы показывает большие ранее не отображаемые в налогах суммы. Судебное преследование же за мошенничество тоже пугает авторов, потому что определить качество продукта сложно. В сухом остатке - онлайн-школ не будет меньше, а вот их агрессивное продвижение потихоньку спадает, став более конструктивным. Это большой плюс для потребителей, которым будет больше времени на подумать».

1
4
0
1
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1