92 99 13

Антикафе как культурное пространство и сообщество: бизнес-идея прижилась на Юге

ЭКСПЕРТ ЮГ №4 (5) 2023
2742
7 минут

По данным сервиса «2ГИС», в Ростове-на-Дону работают 16 антикафе, в Краснодаре – 13. Рынок Ростова сформирован, Краснодара – не до конца. «Эксперт Юг» пообщался с руководителями популярных пространств, чтобы узнать о том, как развивается эта бизнес-идея на Юге.

Антикафе как культурное пространство и сообщество: бизнес-идея прижилась на Юге

Антикафе «Хорошее место» в Краснодаре - необычная площадка для проведения настольных ролевых игр и компьютерных состязаний. // Фото: https://vk.com/krd_mesto
Поделиться
Антикафе – перспективная бизнес-идея для юга, но для ее дальнейшего развития владельцам необходимо делать упор на разработку собственной концепции и улучшение сервиса, говорят собеседники «Эксперта Юг». Совсем недавно мы рассмотрели формат креативных кластеров на Юге и продолжаем следить за развитием креативной инфраструктуры. 

В Ростове-на-Дону антикафе прочно закрепились на рынке индустрии, поэтому уровень конкуренции возрастает. Для Краснодара антикафе – сравнительно новое направление бизнеса, здесь больше возможностей для новичков.

«Дело в том, что рынок индустрии игр пользуется большой популярностью в качестве досуга или целой культуры для компании людей (например, семей, друзей), что позволяет индустрии двигаться, но при этом антикафе переживают нелегкие времена, – рассказала Дарина Косенко, директор «Настолошной D20». - Многие «классические» антикафе с концепцией «плати и играй» оказались неактуальными, на что повлияли постковидные условия. Маленькие игроки не способны к адаптации рынка, конкуренции, поэтому у них заведомо падает посещаемость».

Тайная комната.jpg
Поделиться
Ростовское антикафе «Тайная комната» создано по мотивам культовой серии фильмов «Гарри Поттер» // Фото:  https://vk.com/harryrostov

Краснодар: антикафе как новый вектор развития

«Главные игроки в индустрии антикафе Краснодара – те пространства, которые занимаются развитием новых продуктов, участвуют в совместных фестивалях, интерактивах. Отмечу, что сегодня существует буквально три подобных компании. Мы входим в топ как антикафе с уникальным продуктом в городе», – поделилась Дарина Косенко.

«Настолошная D20» предлагает гостям тематические вечера, игровые зоны по мотивам культовых сюжетов «Vampire: The Masquerade», «DND», «Зов Ктулху» и другие. С момента открытия первого антикафе в городе индустрия изменилась мощнейшим образом. Антикафе превратились из досуговых клубов в идейные места с особой концепцией, которая привлекает молодежь атмосферой. Основной элемент успеха антикафе – устойчивость бизнеса, приспособленность к новым условиями.

«Давайте посмотрим на другие города в Краснодарском крае: Сочи, Новороссийск, Ейск. Есть ли в этих городах антикафе? Нет. Я думаю, основная причина в том, что антикафе – всегда длительный проект. Это кропотливый труд, заведение постоянно требует развития. Во многих городах сложилась низкая выживаемость бизнеса, и это проблема», – считает Дарина Косенко.

Косенко.jpg
Поделиться
Дарина Косенко, директор «Настолошной D20», говорит, что пандемия стала для игровой индустрии настоящим испытанием // Фото: предоставлено героем

Антикафе «Хорошее место» создает не только уютное пространство для общения, но и необычную площадку для проведения настольных ролевых игр и компьютерных состязаний.

Андрей Аполлонов, директор «Хорошего места», считает, что заведения стараются вернуть показатели прибыли индустрии до времен пандемии. В 2022 году рынок антикафе на Юге стал восстанавливаться. Основная перемена – изменение потребностей клиентов. Для того, чтобы не стать посредственными, нужно уметь придумывать новую тематику.

«Люди – успех твоего проекта. Человеку нужен человек - эту функцию прекрасно выполняет антикафе», – говорит Андрей Аполлонов.

Ростов-на-Дону: антикафе как сформированная среда

В развитии антикафе Ростова глобальных изменений не происходит. Новые заведения открываются редко, при этом опытные игроки продолжают свою работу.

«Тайная комната» - антикафе, созданное по мотивам культовой серии фильмов «Гарри Поттер». «Наше антикафе существует только два года, но с точки зрения посетителя могу отметить, что 10 лет назад антикафе было очень много в городе, однако их развитие находилось на одинаково низком уровне, – рассказывает Виктория Ключникова, руководитель «Тайной комнаты». - Через пару лет многие закрылись, остались самые сильные игроки. Развития антикафе как индустрии в Ростове-на-Дону нет, оно не требуется. Оставшиеся площадки определились со своей аудиторией и работают с ней. Например, есть база постоянных клиентов и ценителей пространства, придумывать что-то новое не имеет смысла. Рынок стабилен, но для новичков – нелегкий путь».

Ключникова.jpg
Поделиться
Виктория Ключникова, руководитель «Тайной комнаты»: в Ростове остались самые сильные игроки // Фото: предоставлено героем

«Циферблат» – культурное пространство, находящееся в Ростове-на-Дону. Здесь проходят лекции, тренинги, концерты, другие необычные мероприятия. Посетителям предлагают вкусные напитки, спокойную атмосферу и настольные игры.

По оценке Натальи Камалетдиновой, совладелицы ростовского «Циферблата», стартовый капитал для открытия культурного пространства – около 2,5 млн. Самое важное – идея. Нужно отчетливо понимать, кто является аудиторией заведения. Чаще успешны те проекты, в которых есть система ведения бизнеса. Необходимо работать с финансами и флагманским продуктом, маркетинговой стратегией, чтобы довести проект до желаемого результата.

Циферблат.jpg
Поделиться
Наталья Камалетдинова, совладелица ростовского «Циферблата», в центре фото держит торт со свечами. Антикафе - это история про сообщество // Фото: предоставлено героем

Концепция и история антикафе

Первые заведения формата антикафе появились в 2003 году в США. Они работали по системе «free donations» или «pay-what-you-can» – «плати сколько можешь». Его основателем стал Дениз Черретта.

В России первое антикафе появилось в 2010 году в Москве. Его основателем стал Иван Митин – владелец заведения «Дом на дереве» («Циферблат»). Отметим, что крупнейшие сети работают на основе франшизы.

В антикафе приняты особые правила оплаты: минута посещения обойдется примерно в 2-5 рублей. Иногда в заведениях вводят фиксированный чек за один час посещения размером около 150 рублей.

Антикафе обладают удобствами:
- Проектор (для проведения мероприятий);
- «Безлимитные» печенье, кофе, чай;
- Бесплатный Wi-Fi;
- Игровые приставки;
- Настольные игры.

На эту тему
Некоммерческие сообщества юга России: за что они бьются
Поделиться
Антикафе в урбанистике обычно относят к типу «третьего места» - третьего после дома и работы. Согласно исследованию американского социолога Рея Ольденбурга, «третье место» – свободное пространство для работы, отдыха, развлечений. Антикафе – сообщество, которое сформировалось вокруг определенного места. Антикафе развивает много новых связей, дает возможность отдохнуть и при этом воспитывает культуру общения. Пространство антикафе можно использовать для фриланса взамен привычного коворкинга: на месте всегда есть доступная сеть, бесплатные напитки. Здесь часто проводят образовательные мероприятия: лекции, вечера, тренинги. Антикафе – пространство, объединяющее вокруг себя культурное сообщество. Подобные площадки стали перспективным вектором развития креативной экономики.

Что такое успешное антикафе

«Чтобы антикафе было эффективным как бизнес- проект, необходимы три основных компонента, - поясняет Дарина Косенко. - Во-первых, это грамотность и четкое позиционирование. Важно ответить на основные вопросы: что за продукт предлагается аудитории, кому он важен, какие направления игр сейчас наиболее актуальны. Именно это поможет создать успешную сеть. Во-вторых, клиентоориентированный сервис, открытый диалог с целевой аудиторией, лояльность помогут создать то, что сможет впечатлить гостей. В-третьих, важно внешнее взаимодействие с другими представителями антикафе. Нужно понимать, что в игровой индустрии меньше представлена конкуренция и в большей степени – сотрудничество и взаимодействие. Создание совместных проектов, кооперация для работы помогают расширять сообщества».

Андрей Аполлонов рассказал, что для антикафе необходимо большое пространство. Это бизнес, который строится на частом посещении. Чем больше людей смогут прийти, тем больше станет потенциал проекта. Конечно, очень важен сервис: люди возвращаются туда, где о них заботятся, высокий уровень сервиса обеспечит бизнесу стабильность.

Аполлонов.jpg
Поделиться
Андрей Аполлонов, директор «Хорошего места», считает, что в сфере антикафе лучше работает не конкуренция, а коллаборации // Фото: предоставлено героем

«Время Интернета создает нелегкие условия. Гость знает всех игроков индустрии, и он каждый день выбирает, где интереснее. Мы никогда не сможем закрепить людей за своим заведением, это неправильно. Но мы можем устроить коллаборацию с другими антикафе, чтобы привлечь еще большую аудиторию, заработать репутацию, активность и прибыль. Благодаря этому бизнес остается в плюсе, а гости довольны», – отмечает Андрей Апполонов.

На эту тему
Сообщества Юга — стадии органического роста
Поделиться
По мнению Натальи Камалетдиновой, проекты, которые созданы без понимания своего уникального торгового предложения, закрываются: «Чем лучше мы понимаем клиента, знаем его потребности и желания, тем лучше продукт мы можем предложить. Предприниматель должен быть гибким, целеустремленным, амбициозным, открытым к новым знаниям. Важная часть – команда. Наш бизнес делают люди. Я убеждена, что необходимо учиться работать с людьми. Создавать команду мечты. Если наши цели и цели сотрудников схожи, то проект будет быстрее достигать поставленных задач», – поделилась владелица ростовского «Циферблата».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1