60 61

Леонид Попович: Турист должен оставить деньги, на которые живем мы все

3037
9 минут

Эногастрономический туризм в России – новая точка роста для отрасли, получившей огромный шанс на развитие в текущих условиях санкций, считает Леонид Попович, представитель в России Всемирной организации винного туризма

Леонид Попович: Турист должен оставить деньги, на которые живем мы все

Леонид Попович, представитель в России Всемирной организации винного туризма//Фото: vinodelrf.ru
Поделиться

Ростовчанин Леонид Попович, многие годы возглавлявший Союз виноградарей и виноделов России (сейчас эта организация в стадии ликвидации), стал представителем Всемирной организации винного туризма в России. Эта организация на глобальном уровне объединяет госструктуры, ассоциации, частные компании и академические учреждения. Основной ее целью является, как видно из названия, развитие винных туристических направлений, а также связанного с этим бизнеса и образования. В России Леонид Попович будет выстраивать взаимодействие между властями, бизнесом и туристическими организациями. Развитие винного туризма (энотуризма), в программу которых входят дегустация, потребление, покупка вин у производителя, а также отдых в гостинице сейчас перспективное направление на мировом туристическом рынке. В России его представители пока только нащупывают дорогу на этом направлении. 

— Понимают ли сегодня представители отрасли, что такое эногастрономический туризм и зачем он нужен?

— С моей точки зрения, виноградари и виноделы России не до конца понимают это, хотя некоторые и принимают туристов, показывают, проводят дегустации… Понимание того, что все это не туристический продукт, для многих нет. В Краснодарском крае проводили дважды серьезные мероприятия. Ошибка в том, что многие считают винный туризм всего лишь маркетингом. Главное, чтобы люди приехали, попробовали. Надо понимать, что это лишь первый шаг для виноделен. Но есть и те, кто прошел в плане эногастронимии большой путь. «Абрау-Дюрсо», например, совершенно точно сформировало эногастрономический продукт в своем центре винного туризма. Люди работают, получают зарплату, и она окупается для предприятия. Там есть кафе, рестораны, огромный набор способов привлечь туристов. С каждым годом количество этих фишек возрастает. Турист должен оставить деньги, на которые живем мы все. Но таких продуктов в 90% предприятий нет. Типовой ответ винодела на такой вопрос «какой у вас турпродукт?» такой: «Пусть приедут, посмотрят… Дегустацию провели, посмотрели, вино купили, до свидания». Да нет же!

— Чего не хватает виноделам, чтобы осознать перспективы винного туризма?

—На самом деле, туристу надо продавать не дегустацию, а эмоции. Чем больше будет эмоций, тем больше захочется приехать снова. Одна из задач, которую я вижу, перекинуть мостик между классическими агентствами, которые занимаются турами, и нашими винодельнями. Они как маяки должны стоять и притягивать туристов. Но вокруг маяков должна быть инфраструктура.

Леонид Попович globalmsk.ru.jpg

Поделиться

Виноделам нужно продавать эмоции, а не дегустацию, считает Леонид Попович//Фото: globalmsk.ru

Турист должен оставаться на винодельне надолго

— Какой инфраструктуры не хватает?

— Турист должен переночевать. Чтобы он провели 2,3,4 дня. Помимо вина, нужны какие-то культурные развлечения. Если говорить о долине Дона, например, то от гирл реки и до Цимлянской плотины есть множество туристических мест. Все это надо перемешать с винодельнями. Если этот «пирог» испечь, турист будет рад этому. Тогда мы сможем получить настоящую винную дорогу. Дон, например, и есть эта дорога. С правого и с левого берега. Стоят у причала в Ростове теплоходы. Они доходили до Константиновки, где находится винодельня «Ведерников». За месяц тут тысячи людей проходят.

Я как директор Всемирной организации винного туризма по России, говорю, что мы только в начале пути. Вполне возможно, предстоит создать общественную организацию, которая будет концентрировать все вопросы, связанные с внутренним туризмом. Это все впереди. Впереди и проведение конференция по этому вопросу. Нам надо думать и о туризме. А то уже за Уралом нас вообще никто не слышит. Виноделы и туроператоры уже собирались вместе, разрабатывали совместную стратегию.

Важно понимать, что эногастрономический туризм – это не для бедных. Для них – экскурсия на винодельню на Черном море. Купил путевку, тебя привезли, налили три-четыре образца вина подешевле. Походил, глаза помозолил, уехал. Наш турист должен заплатить не 1,5 тысяч, а 15 тысяч за тур. Вот тогда, приехав в то же Абрау-Дюрсо, он получил бы гораздо большее удовольствие.

— Вы сторонник такого подхода?

— В законе написано: турист – это тот, кто ночует. Если нет ночевки, то вы экскурсант. Это такой бизнес «возле туризма», но это не туризм. Если мы будем строить бизнес только на экскурсионных турах, то так и будем кефир пить. Дело в том, что лоск стоит денег. А если я потратил их на лоск, мне нужны деньги обратно. Их привезут только туристы. Туризм – локомотив посещения всего. Когда я встречаюсь с людьми, которые представляют ритейл, они не обсуждают «Дикси» (сеть магазинов шаговой доступности), они обсуждают «Азбуку вкуса» (сеть дорогих супермаркетов). Мы живем в стране, где 20 млн за чертой бедности. Конечно, мы для них тоже должны создавать какие-то магазины или туры. Им надо дать какую-то экскурсию. Надо дать возможность дать им экскурсии и на то же «Абрау-Дюрсо». Ты можешь ходить по тому же парку, наслаждаться озером, любоваться за эти деньги. Но если ты хочешь тонкого и красивого подхода, гастрономию, то ты должен за это заплатить. Одного и другого не бывает.

Винный туризм aswineguide.jpg

Поделиться

Винный туризм в России пока далек от совершенства//Фото: aswineguide.ru

Ключевая поддержка должна быть в маркетинге

— Современные виноделы должны создавать именно премиальный продукт в части энотуризма?

— Они замахиваются на все сегменты сразу. Если они готовы заплатить 100 рублей – вы наш прекрасный гость, если 1 тыс. рублей — еще лучше. А если 10 тыс. рублей – вы замечательный гость. И все в одном месте.

— То есть, один из ключевых вопросов отрасли сейчас позиционирование?

— Все всё понимают, но хотят все в одном месте. Оценить создан ли у нас цивилизованный винный туризм, можно будет через 5-7лет. Сейчас пока идут инвестиции.

— Какая поддержка сегодня нужна отрасли в этом отношении?

— Поддержка уже есть. Мы многого добились. О нас говорят. Государство и даже муниципалитеты уже даже дают деньги. Конечно, нам хотелось бы больше: чтобы мы могли строить гостиницы, дороги. У государства есть подход: если оно дает рубль государственных денег, то бизнес должен свои пять, шесть или семь рублей дать своих. Если бизнес не добавляет, государство перестает отдавать деньги. Поэтому деньги государства – это лишь стимул развиваться дальше для бизнеса. Только когда государство увидит интерес, оно будет вкладывать туда деньги. Это действительно будет работать.

— Хорошо, тогда спрошу немного иначе: какая помощь от государства сейчас была бы наиболее уместна?

— Да любая, на самом деле. Вот недавно взяли и отремонтировали дорогу на Волгодонск. Сколько вложили, не ясно, но стало классно ездить на винодельни в сторону Цимлянского района. Больше людей стало ездить и тратить деньги там.

Винный туризм oldkurort.krasnodar.ru.jpg

Поделиться

Главный недостаток винного туризма — инфраструктура//Фото: oldkurort.krasnodar.ru

Винный туризм пока ассоциируется с Кубанью

— Какие регионы сегодня регионы впереди всех по эногастротуризму сегодня?

— Безусловно, Краснодарский край. Он еще долго будет впереди. Если взять 10 самых красивых виноделен в стране, то 8-9 из них будут на Кубани. Меня часто спрашивают, сколько у нас виноградопригодных земель. Я обычно говорю: площадью примерно 1500 на 700 км. Возьмите самую западную часть Крыма и прочертите линию до самой восточной части Дагестана (около 1500 км), а теперь возьмите самую южную точку Сочи и прочертите линию до Волго-Донского канала в Волгоградской области (около 700 км по прямой). Получается более 1 млн квадратных км. Это все виноградопригодные земли. А во Франции всего 1 млн га виноградопригодных земель (10 тыс. кв. км). Это в сто раз меньше. Даже в Волгоградской области делают вино, и весьма неплохое. По крайней мере, на прошлогоднем кубке СВВР (кубок дегустационного конкурса Всероссийского саммита виноделов) лучшим белым вином было признано вино, сделанное в Волгоградской области.

— На каком мы этапе развития виноделия в России мы находимся?

— Последние 20 лет мы интенсивно развиваем российское виноградарство и виноделие. Все эти годы отрасль дает какой-то плюс. Во-первых, плюс новые площади, во-вторых, создаются новые вина и внедрятся новые технологии, в-третьих, поставляется разнообразное вино на полку. Сегодня мы против любого вина, созданного в любой точке мира, можем поставить свое вино. Да, может быть его не так много. Во Франции могут сказать: «у нас замечательного вина вагон». А мы тогда скажем: «у нас маленькая тележка». Некоторое время назад нам даже бутылки рядом нельзя было поставить. Сегодня мы практически во всех спектрах чего-то достигли. Вопрос теперь состоит в масштабировании, чтобы хорошего вина становилось все больше и больше.

— Насколько остро стоит кадровый вопрос для винного туризма?

— Вы знаете, что в Ростове есть замечательный вуз ДГТУ. Там есть курс по технологическим процессам и оборудованию бродильных производств и виноделия, есть прекрасная лаборатория. Там готовят специалистов бродильных специальностей — свыше 1 тыс. часов. Таким образом, выпускают готовых специалистов для винодельческой отрасли. Сейчас там готовятся запускать курс эногастрономического туризма. Не факт, что все пойдут в эту сферу, но почему бы не попробовать? Интерес к этому есть. Последние два-три года из каждой табуретки звучит тема винного туризма: Крым Кубань, Дагестан.

Гостагаевская винодельня aswineguide.ru.jpg

Поделиться

Винодельня Гостагаевская//Фото: aswineguide.ru

— Каков основной потрет винного инвестора сегодня?

— Могу сказать, что, как и 20 лет назад, это сумасшедшие, которые решили занятья виноделием. Почему сумасшедшие? Мы считаем себя сельхозотраслью. Здесь самый длинный инвестиционный цикл. Вы прибыль в лучшем случае начнете получать через 10 лет. Скажи такое кому-нибудь, нормальный человек откажется. Сейчас уже таких меньше. Винодельческий и виноградарский бизнес остается уделом энтузиастов. Да, можно заработать на капитализации. Но это если ваше вино хорошо знают, если у него есть какая-то история. И так во всем мире. Такой наш бизнес. Поэтому эта земля виноградом не будет вся засажена.

Если поставить государственную задачу пить больше вина, то эта задача решается в течение 20 лет. Россия после ВОВ была в ужасном состоянии с точки зрения алкогольной зависимости, прежде всего, от водки. К 1975 году в СССР на душу населения приходилось 25 л вина, сейчас не более 5 л. Швеция и Финляндия тоже уходили от крепкого и стали винопьющими странами. Как только государство поставит цель снизить потребление крепких напитков и перейти на вино, эта цель будет достигнута. Сейчас такой цели нет. Ни одной государственной программы, в которой бы упоминалось увеличение потребления вина на душу населения. Есть программы об увеличении посадки виноградников, программы поддержки винного туризма даже. Это все хорошо, но это все может лишь поддерживать баланс потребления, чтобы люди не свалились в употребление водки. Культура виноделия развивается постепенно. Это огромная работа, которой мы занимаемся, но она не решит проблему. Мы сейчас с точки зрения потребления алкогольной продукции водочно-пивное государство. Чтобы произошли кардинальные изменения, должно быть государственное решение.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .