Татьяна Маркарян увеличила оборот семейной компании в пять раз. Фото предоставлено собеседником
Поделиться
Татьяна Маркарян не раз выигрывала гранты. О возможностях, которые могут получить предприниматели в России, она вместе со своими коллегами рассказывает в собственном сообществе «Рукой подать».
В рамках проекта «Молодые журналисты для молодых лидеров», который реализуется АНО «ИНГУП» при поддержке Агентства гражданских инициатив Ростовской области, «Эксперт Юг» уже выпустил интервью с ростовским студентом, который запустил свое производство мочалок, а также интервью с девушками-основательницами социального проекта BABUSHKA.
В рамках проекта проводится опрос молодых предпринимателей, в котором можно принять участие, заполнив электронную анкету, рассказав заодно о своем ярком проекте.
Мы проектируем фермы
— С какой динамикой развивается сейчас бизнес? Где основные точки роста?— За последние два года мы вышли в интернет, на маркетплейсы и расширяем и развиваем свой магазин на «Авито». Одной из основных точек роста является наш интернет-магазин и его продвижение. Мы сделали интернет-магазин, и в ближайшее время собираемся его продвигать. Думаю, что ещё одной точкой роста будет оффлайн-продвижение и сотрудничество с садовыми товариществами, сельскими поселениями. Также хотим разместиться в сети магазинов «ЛЕТТО» - в Краснодаре есть такая сеть - и в «Леруа Мерлен».
Я как молодой предприниматель сейчас получаю грант для молодых предпринимателей - это пятьсот тысяч - и хочу его полностью потратить на продвижение бренда: интернет-магазина, соцсетей. Я думаю, это будет хорошим вложением, которое даст рывок для дальнейшего развития.
— Как выглядит ассортимент продукции? На какую продукцию или услуги приходятся основные продажи?
— Ассортимент продукции: клетки, инкубаторы, брудера, овоскопы и фермы под ключ. То есть мы проектируем фермы. Если у человека есть своё здание, то мы под него проектируем ферму, если же нет, то делаем небольшие бытовки, похожие на морской контейнер. Мы их сами создаём, обустраиваем своим оборудованием, вентиляцией. Основные продажи приходятся на клетки для перепелов и брудера. Мы больше продвигаем продукцию для перепелов, потому что мы более экспертны в этой области.
Поделиться
Одной из основных точек роста Татьяна Маркарян считает появление интернет-магазина. Фото предоставлено собеседником
— Как вы прошли период трансформаций 2022 года?
— Старые каналы продаж перестали работать, все вопросы и заявки остановились разом. Пару месяцев мы сидели без продаж. Мы решили что-то делать и зашли на маркетплейсы. Выставили туда оборудование, но, так как есть ограничения с логистикой, то выставили небольшое оборудование, соответственно дешёвое. Но дело пошло, люди стали покупать. За год на маркетплейсах с нуля мы поднялись до полутора миллиона в месяц. Это, конечно, дало хороший рывок, но у людей были страхи и сомнения - многие перестали покупать дорогое оборудование так сказать не первой необходимости, перешли на более дешёвые варианты. Мы же для того, чтобы как-то диверсифицировать деятельность на маркетплейсах, залили туда дополнительные сопутствующие товары: к клеткам добавились поддоны, кормушки, поилки и так далее. Особенность бизнеса в том, что здесь присутствует сезонность: продажи приходятся на конец зимы, весной достигают пика, к лету снижаются, а осенью снова растут.
— Какие задачи ставите перед собой на 3-5 лет?
— Первое - это увеличить оборот продаж за счёт создания новых каналов продаж. Я представляю это так, что мы ведём интернет-магазин, занимаемся оффлайн-продвижением, продвижением в целом, и это увеличит наш оборот в 2-3 раза. А также мы задумываемся об открытии нового цеха и расширении нашей команды. И когда мы устаканимся на хорошей позиции рынка в России, я хочу открыть представительства по СНГ, начать думаем с Беларуси. Недавно я посетила эту страну с бизнес-миссией от Росмолодёжи. Мы с делегацией пробыли там несколько дней и нашли много потенциальных партнеров. В Беларуси хорошо налажена логистика на маркетплейсах, и можно продвигать бренд там, чтобы люди приобретали товар на маркетплейсах.
— Вы упомянули об инновационном производстве, а в чём конкретно заключаются инновации в вашей продукции?
— Мы всё оборудование придумали сами. У нас есть перепелиная и куриная фермы, и все оборудование мы сами тестировали и дорабатывали. Помимо этого, наше оборудование тестируется в лаборатории КубГАУ. Там выращивают перепелов и тестируют на них корм. Для этих опытов используют наши клетки. Это для нас тоже преимущество. Некоторые, придуманные нами позиции стали инновационными в сфере производства сельхозоборудования: допустим, мини-фермы до нас никто не создавал. В них совмещены несколько этажей, где каждый этаж предназначен для определённого возраста птиц: маленькие, большие, несушки. Но, к сожалению, мы ничего не запатентовали. Поэтому сейчас мы хотим разработать модели, которые можно запатентовать, и у нас для этого уже есть интересные идеи.
Поделиться
По словам девушки, за последние пару лет появилось больше возможностей для молодых предпринимателей. Фото предоставлено собеседником
— Вы по образованию - маркетолог. Вы ещё учитесь? Как у вас получается совмещать работу и учёбу?
— Я учусь на 3 курсе. Да, моё направление помогает в бизнесе, дисциплины у нас практикоориентированные, то есть мы не только слушаем лекции и пишем в тетрадках, но и что-то делаем реально. Всё, что мы делаем, я стараюсь сразу использовать в бизнесе. Тут проблема не с получением образования, а с тем, что преподаватели при защите работ, на сдаче сессии, ждут не какие -то практические знания, а формулировки из учебников. Когда же преподаватель видит, что ты на практике всё знаешь, то всё гораздо легче. Вторая моя проблема в том, что я учусь очно, и если в прошлом году я ещё справлялась, то в этом у меня хуже с посещаемостью. Но я планирую перейти на свободное посещение по причине того, что работаю по профессии. Но я всё равно хожу на самые интересные и необходимые предметы. У нас, к примеру, есть предмет по рекламе, там мы изучаем рекламные площадки, или дисциплина «Социальные сети и SMM-продвижение» - там я просто взяла и включила в проектную работу соцсети своей компании. Вроде всё получается.
— Кто ваши основные конкуренты?
— Основные конкуренты - это те компании, которые представлены на маркетплейсах, в интернет магазинах и офлайн по всей России. Местечковых производств в стране достаточно, а таких, как мы, которые комплексно занимаются производством и продвижением, около 4-6. Нашим преимуществом считаем технологичность и инновационность клеток, каждая деталь которых продумана. При этом наше преимущество - консультация всех клиентов-новичков по птицеводству и животноводству. У нас есть школа перепеловодов - это школа, в которой в можно в любое время задать вопрос, и вам экспертно ответят на все вопросы о выращивании, содержании птиц.
Я за то, чтобы рисковать
— Как случилось, что вы стали предпринимателем? С первого ли раза получилось?
— Ещё в 9 классе я знала, что хочу идти в экономическую сферу, что-то связанное с бизнесом - либо на позиции управленца, либо создать своё дело. Уже на первом курсе я решила пробовать развивать семейный бизнес, потому что наша бизнес-модель рабочая и идея хорошая, тут можно масштабироваться. Я потихоньку начала брать на себя задачи, сначала SMM, потом ещё что-то, подкидывала идеи.Потом всё официально перешло на меня, и ответственности сразу стало больше. Я стала пробовать новые идеи, какие-то получилось удачно внедрить, какие-то нет. Но, смотря на результат, я понимаю, что поступила правильно, взяв на себя такую ответственность.
— Каким был первый запоминающийся урок? Что было сложнее всего?
— Не было какого-то суперзапоминающегося урока. Сложнее всего, наверное, было подавать документы на субсидии и гранты, так как это бумажная волокита, где каждые буква и пункт играют важную роль. Я сама всё собирала, десять раз переделывала, перепечатывала.
— Нам часто говорят о страхе начинать свое дело. Был ли у вас такой страх? Как он преодолевается? Как можно помогать людям преодолевать страх начать свое дело?
— Я за то, чтобы рисковать, потому что лучше что-то сделать, нежели ничего не делать. Либо пятьдесят на пятьдесят ,что это будет, либо это будет ноль. Любая неудача - это тоже опыт, и если человек здравомыслящий, то он оценивает свою неудачу и в дальнейшем не повторяет свои ошибки. Меняется мышление.
Поделиться
Оборудование для птиц предприниматели разрабатывают сами. Фото предоставлено собеседником
Поначалу страха не было. Появился страх, когда я взяла микрозайм от фонда микрофинансирования «Мой бизнес». Надо выплачивать, отчитываться, и был страх, что что-то пойдёт не так. Когда мы начали выходить на маркетплейсы, был страх, что ничего не получится, и бизнес закроется. Но всё пошло хорошо. Наверное, страх хорошо преодолевается, когда есть единомышленники. У меня много знакомых предпринимателей, я постоянно прохожу обучение, проходила школу молодого предпринимателя от «Мой бизнес», сотрудничаю с «Росмолодежь.бизнес», там тоже много молодых предпринимателей. И когда на нетворкинге ты рассказываешь о себе, есть много опытных людей, кто даёт тебе советы и объясняет, что тут надо сделать так, а там лучше вот так - и тогда тебе уже становится спокойнее.
— Где и как вы учились предпринимательству? Как можно этому научиться?
— Именно предпринимательству я начала обучаться летом после первого курса в школе молодого предпринимателя от «Мой бизнес», это губернаторский проект Краснодарского края. Все знания были нужными и полезными. Уже осенью я пошла в качестве участникана программу «Я в деле», потом стала там наставником, но эта программа скорее про личностный рост. Также я часто ходила на мастер классы, тренинги, которые чаще всего проводил либо «Мой бизнес», либо центр поддержки бизнеса Краснодара.
Основные компетенции, которые точно надо знать, - это продажи, маркетинг, налоги, образование, управление. Чему точно не надо обучать, так это узкопрофильным специальностям, не нужно углубляться, к примеру, в интернет-маркетинг, налоги. Я считаю, что предприниматель это не «многорукий многоног» - он должен научиться строить команду, набирать людей и делегировать обязанности.
— Как, на ваш взгляд, ваше поколение в бизнесе отличается от предыдущего на уровне ценностей или подхода к ведению дела?
— Мне кажется, сейчас более общительные люди, с точки зрения партнёрства идёт постоянное взаимодействие. Думаю, раньше люди не пытались так сотрудничать друг с другом. Молодые люди активно общаются, знакомятся, стараются найти возможность для партнёрства. У молодых сейчас меньше страха, намного легче всем этим заниматься, можно даже с нуля, с тысячи рублей начать свой бизнес. Но бесстрашие - это иногда и минус. Когда человек после первого мастер-класса думает, что всё знает, и идёт сразу действовать, не перенимая опыт других, то это минус. Ещё бывает, люди нашего поколения думают, что им все всё должны. Что после участия в программе сейчас все помогут. Они не считают, что нужно что-то вкладывать, чтобы в будущем получиться хороший результат, хотят быстро и много.
— С каким опытом, на ваш взгляд, ваше поколение выходит из периода трансформаций?
— Есть ощущение, что в последние два года стало больше поддержки бизнеса, больше возможностей для молодых. Люди стали верить всем этим бесплатным государственным программам. У нас в Краснодаре совсем поменяли подход к работе в государственных организациях: раньше к тебе относились по-злому, как будто это только тебе всё нужно, а сейчас очень доброжелательные сотрудники, это привлекает людей. Даже в университете стали делать больший уклон на мероприятия, связанные с общением.