93 100 13

Вернуть журналистике блеск креативной индустрии - колонка редактора

1585
6 минут

Региональной журналистике нужен новый общественный договор с бизнесом. Корпорации могли бы ощутить свою ответственность за происходящее в журналистике Юга – и взять на себя чуть больше ответственности. Развитие креативных индустрий в стране – хорошая почва для диалога.

Вернуть журналистике блеск креативной индустрии - колонка редактора

Владимир Козлов // Фото Алены Бессарабовой
Поделиться
На прошлой неделе «Эксперт Юг» потерял двух наших постоянных авторов – они объявили об уходе в пресс-службы корпораций. Это настолько обычная история, что о ней даже уже не принято говорить. А я вот хочу поговорить.

Корпорации забирают из журналистики лучшие кадры. СМИ никогда не были в состоянии бороться с ними по уровню зарплат. За те двадцать лет, которые я работаю в журналистике Юга России, на моих глазах десятки талантливых и ярких авторов ушли, предпочтя высокий доход и скучную непыльную работу журналистским, очень даже пыльным будням. Даже считается, что журналистика – это такой трамплин, с которого, благодаря обилию возникающих связей и коммуникаций, удобно перемещаться в другие, более высокодоходные сферы. Так обычно говорят люди, которые не связывают с журналистикой личных амбиций и уж точно не думающие о том, в каком состоянии при этой логике у нас будет оставаться журналистика. И тем не менее, эта схема работает – до тех пор, пока существует стабильный приток новых талантливых кадров в отрасль. А вот с тем, что он существует, я бы поспорил.

Системные проблемы журналистики Юга России

Нет, мы проводим премию для региональных пишущих журналистов «Искра Юга», там есть номинация «Дебют», и там всегда много заявок и большая конкуренция. Есть и отдельные яркие молодые авторы, которые на виду. Однако я думаю, что пора начинать говорить о системных проблемах. Для этого есть несколько предпосылок.

Во-первых, привлекательность журналистики за последний год сильно снизилась. Информационный шлейф вокруг отрасли наполнен ограничениями, пропагандой, метками иноагентов, преследованиями журналистов и блогеров. Надо обладать очень зрелым мышлением, чтобы уметь видеть в этой мутной среде кто есть кто. Но незрелый и ни в чем неповинный ум видит просто токсичную среду. Впрочем, у зрелых умов в прошлом году было испытание иного рода – ряд коллег решили, что 2022 год был лучшим временем для того, чтобы журналистику покинуть в принципе. Надо ли говорить, что это все вместе плохо влияет и на состояние, и на приток кадров в отрасль – и это мы еще даже не касаемся собственно внутриотраслевых проблем, мы пока топчемся на входе в отрасль.

Во-вторых, факультеты журналистики у нас теперь в основном занимаются медиакоммуникациями и медиатехнологиями – внимания к классической журналистике, от которой зависит способность автора написать хорошую заметку, стало гораздо меньше. А аналитическую статью, смею утверждать, не в состоянии написать ни один выпускник данных факультетов, если, конечно, его не научили делать это в редакции, в которой он проходил практику во время обучения. Зато у нас много специалистов по разного рода мультимедийному контенту, пиару, джиару, SMM. Как сейчас дизайнеры шутят, что их теперь надо называть операторами нейросетей, так и журналисты уже давно превратились в операторов сервисов по обработке фотографий, редактированию видео, созданию инфографики, изготовлению лендингов – а заметку при этом заказать по-прежнему некому. По факту бывшие факультеты журналистики переключились с работы для СМИ на работу для тех самых корпораций, создающих гораздо больший спрос по большему количеству специальностей. Если же этот выпускник в силу каких-то неведомых обстоятельство ощутит в себе потребность заняться журналистикой, ему нужно будет набраться терпения и учиться в той редакции, в которую он попал. По факту журналистика как отрасль сегодня получает от системы образования очень мало – и это неправильно.

Далее – конечно, огосударствление экономики по-своему идет и в медиа. Не буду касаться этого сюжета подробно, скажу только, что возможности частных компаний в медиа на фоне возможностей государственных и квазигосударственных СМИ за последние годы сильно сократились. Есть важные меры поддержки СМИ – например, налоговые льготы по УСН, - которые доступны только государственным изданиям. Разрыв между государственным и частным сектором в медиа имеет тенденцию увеличиваться, что ослабляет конкурентоспособность последнего.

Отдельно можно было бы сказать о том, как быстро меняется экономика СМИ. Очевидно, журналисты далеко не всегда являются эффективными управленцами. Как управленцы они часто не находят адекватного ответа на эволюцию и трансформацию медиа. Баланс между журналистикой и управлением – сложная вещь. В этом смысле СМИ – самая настоящая креативная индустрия, управление в которой надо было бы осваивать отдельно.

План действий по оздоровлению журналистики

Ситуация, в которой оказалась журналистика, не исключительна. Такие дисбалансы возникают в разных сферах. Вот недавний пример, который «Эксперт Юг» активно освещал. ИТ-сообщество Ростовской области, например, около года назад пришло к выводу, что оно навредило системе подготовки кадров для своей отрасли, выкупив основной костяк кадров, способных давать образование необходимого уровня. Это произошло потому, что уровень зарплат в ИТ-секторе несопоставим с уровнем доходов в системе образования. Но самое главное – это то, что сделали ИТ-компании, осознав проблему. Около десятка компаний создали региональный фонд, который реализует программы поддержки ИТ-образования. И главная целевая аудитория фонда – преподаватели ИТ-дисциплин. Такое решение – показатель зрелости ИТ-отрасли, которая фактически признала проблему, свою ответственность – и предложила решение.
Журналистика делает доступным для всех то, что далеко не каждый смог бы себе позволить, если бы ее не было. И в этом смысле оздоровление журналистики не только дело рук журналистов, хотя, безусловно, без их рук оно не обойдется.
Бизнес и журналистика, в идеале, должны были бы пойти по тому же пути. Очевидно, что корпорациям, бизнесу нужна журналистика и журналисты. Журналисты – коммуникаторы бизнеса с обществом и властью, они в каком-то смысле переводят на общедоступный язык сложную проблематику российского предпринимательства. Пока есть журналистика, у самого бизнеса есть пространство для выражения своих ценностей. Если его не будет, российский бизнес будет гораздо беззащитнее. Есть и более приземленные вещи: развитая полноценная журналистика значительно создает пространство для разговора, снижает прямые затраты на создание такого пространства, а также затраты на анализ ситуации и рынков. Журналистика делает доступным для всех то, что далеко не каждый смог бы себе позволить, если бы ее не было. И в этом смысле оздоровление журналистики не только дело рук журналистов, хотя, безусловно, без их рук оно не обойдется.

На эту тему
Воля к диалогу. О чём СМИ говорить с региональной властью
Поделиться
Сказать на эту тему можно было бы и больше, но к чему это все? В текущей ситуации нужен новый договор между региональной журналистикой и корпорациями, результатом которого стали бы программы, способствующие развитию региональной журналистики и СМИ. Ряд корпораций сегодня идет по пути поддержки конкурсов для журналистов. Надо понимать, что денежный приз - эффективный способ поддержки внимания журналистов к своей теме, но проблем отрасли он не решает. Необходима популяризация профессии журналиста, создание новых образовательных программ, программы поддержки проектов, исходящих от СМИ. Сегодня в контексте стратегии развития креативных индустрий в стране о журналистике стоило бы начать говорить особо. Но для того, чтобы разговор начался, стоило бы напомнить себе, в чем вообще состоит ценность СМИ. И осознать, что на нынешнем этапе оздоровление отрасли обойдется гораздо дешевле, чем на этапе, когда разрушения в сфере СМИ примут необратимый характер.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .