*Исполнительный директор Краснодарского института экономики роста им. П.А. Столыпина, д.э.н.
В Стратегии пространственного развития РФ Краснодарская агломерация прямо названа одной из ключевых на юге России, наряду с Ростовской и Волгоградской агломерациями. Однако документ фиксирует только факт существования агломерационного ядра (г. Краснодар) и зону его влияния, без указания четких административных границ.
Фактически объединяя несколько городов и районов, краснодарская агломерация до сих пор не имеет надмуниципальных органов управления и единой стратегии развития.
От Усть-Лабинска до Тахтамукая
Столыпинский институт использует функциональное (аналитическое) определение Краснодарской агломерации, основанное на реальных трудовых и транспортных связях.Критерии включения в состав агломерации:
- транспортная доступность ≤ 60 мин. от центра Краснодара;
- экономическая и социальная интеграция (общий рынок труда, жилищный рынок, инфраструктурная связанность).
- фактическая зона ежедневных маятниковых поездок;
- совместное развитие и пространственное слияние населенных пунктов.
Ядро: город Краснодар.
Ближний пояс: Динской, Северский, Усть-Лабинский районы, город Горячий Ключ, Тахтамукайский район (Республика Адыгея).

Эти территории фактически образуют единое социально-экономическое пространство, где плотность связей и обмен трудовыми ресурсами сопоставимы с внутренними районами крупных российских агломераций — Казанской, Ростовской.
Рост за счет мигрантов
Совокупная численность населения ядра и ближайшего пояса агломерации на 1 января 2025 года — 1 835,3 тыс. человек (по данным Росстата и муниципальных статистических сборников), это 31,4% населения Краснодарского края.
Формируется типичная для быстрорастущих агломераций конфигурация: высокая плотность миграционного обмена в центре, постепенный перенос прироста на периферию по мере насыщения центральной зоны и роста цен на жилье.
Рост населения требует опережающего планирования транспорта, жилья и социальной инфраструктуры. По сути, за последние годы Краснодар стал не просто административным центром, а «магнитом урбанизации», вокруг которого выстраивается новая пространственная логика региона.

- Внутрирегиональный: за 2023-2024 годы зарегистрировано около 44–45 тыс. переселенцев из других муниципальных образований Краснодарского края — на 6–7% больше, чем годом ранее.
- Межрегиональный: чистый прирост населения обеспечивается преимущественно межрегиональными перемещениями населения. Общее число переселившихся в край за год превысило 44 тыс. человек (рост на ~6,5%).
- Международный: в 2023-2024 году в край из-за рубежа прибыло 28,7 тыс. человек, выбыло за границу 14,9 тыс., чистый международный прирост составил ~13,7 тыс. человек. Основные страны — доноры мигрантов: Армения (6,4 тыс. приехавших в 2024 г. или ≈22,3% от всех прибывших.), Казахстан (1,7 тыс. ≈5,9%), Киргизия (1,7 тыс. ≈5,9%) и остальные (≈65,9%).
Зарплата растет, инвестиции отстают
Краснодар формирует около 45% ВРП края, притягивая рабочие места, инвестиции и образовательную инфраструктуру.За четыре года (2020–2024) средняя номинальная заработная плата в пределах агломерации выросла на 60–100%, что значительно опережает средний рост по России и Краснодарскому краю. При этом структура роста неравномерна: ядро (Краснодар) тянет показатели вверх, а прирост периферии связан не столько с ростом производительности, сколько с изменением отраслевого профиля.
В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) заработки увеличились на 20–25%, но разрыв между муниципалитетами за этот же период не сократился — напротив, усилился.

Объем инвестиций в основной капитал по муниципалитетам агломерации в 2020–2023 гг. вырос на 61% — с 165 до 266 млрд руб. Для сравнения, по Краснодарскому краю в целом рост составил +74% (с 518 до 900 млрд руб.). Таким образом, агломерация сохраняет статус ядра инвестиционной активности региона, но темпы прироста немного ниже среднекраевых.
Основное отличие периода 2020–2023 гг. — перераспределение инвестиционных потоков внутри агломерации: рост концентрации в Краснодаре и Северском районе при относительной стагнации малых и курортных территорий.

Обеспеченность жильем в целом по агломерации в 2020-2024 гг. выросла примерно на 3–5 м², что соответствует общероссийскому темпу роста и говорит о постепенном смещении строительной активности из центра в пригороды.
Рост показателя обеспеченности жильем происходит на фоне замедления многоквартирного строительства и активизации сегмента ИЖС. Расширение жилой зоны в Динском и Тахтамукайском районах создает новые жилые массивы маятниковой миграции.
Проблемы агломерации
Растущая агломерация демонстрирует ряд проблем, от перегрузки ядра до оттока высококвалифицированных кадров. Столыпинский институт предлагает варианты их решения.|
Проблема |
Описание проблемы |
Решение |
|
Перегрузка ядра и неравномерный рост пояса |
Краснодар аккумулирует основной прирост населения и бизнеса, но транспортная, коммунальная и социальная инфраструктура города работают в режиме предельной плотности. Первый пояс (Тахтамукай, Северский, Динской районы) растет быстрее по населению, чем по количеству рабочих мест и объектов соцсферы |
Развитие магистральной системы общественного транспорта и синхронизация градостроительных планов. Создание агломерационного мастер-плана с единым транспортным ядром и календарем ввода социнфраструктуры
|
|
Дефицит качественных рабочих мест |
Занятость концентрируется в услугах и строительстве, при низкой доле высокопроизводительных и технологичных рабочих мест. Это ограничивает рост доходов и конкурентоспособность региона |
Создание высокопроизводительных рабочих мест в креативных индустриях, IT, образовании и медицине с использованием мер господдержки. Формирование технопарков и акселераторов в пригородных зонах для децентрализации занятости |
|
Слабое развитие образовательной и научной среды |
Агломерация не располагает центром притяжения научных и инженерных кадров. Уровень подготовки специалистов ниже, чем спрос со стороны растущих компаний |
Создание флагманского университета — филиала ведущего столичного вуза, объединяющего науку, бизнес и инновации. Запуск целевых программ подготовки кадров для новых отраслей |
|
Портрет мигранта
|
Краснодарская агломерация — регион притока, но не конечного назначения для высококвалифицированных кадров. Большая часть приезжих — специалисты среднего уровня, предприниматели и молодые семьи, выбирающие Краснодар как "доступную альтернативу" столичным регионам. Следовательно, численность и предпринимательская активность растут, но потенциал научно-технологического и управленческого уровня развивается медленнее, чем инфраструктура и рынок жилья |
Индустриальные лаборатории и консорциумы. Объединение вузов, бизнеса и муниципалитетов в прикладные исследовательские центры (агротех, урбанистика, климат, медицина). Это позволит удерживать выпускников через участие в проектах с измеримым эффектом. Позиционирование агломерации как «южной интеллектуальной столицы». Не конкурировать с Москвой, а противопоставлять качество среды и климатический комфорт |
Краснодарский институт экономики роста им. Столыпина П.А. видит три сценария развития до 2035 года:
- «Хаос» — инерционное развитие без управления, инфраструктурная перегрузка, снижение качества миграционного потока.
- «Управляемый рост» — пространственная и транспортная координация, децентрализация занятости, удержание миграционного потенциала.
- «Русская Калифорния» — ставка на человеческий капитал, развитие инновационных и креативных отраслей, качественный приток.
Сценарий 1: «Хаос» (неструктурированное управление агломерацией)
Реализуется при сохранении текущей траектории развития и отсутствии институциональных изменений. Агломерация продолжает расти количественно, но без координации пространственного, транспортного и инфраструктурного планирования.Отсутствие целенаправленного управления развитием приводит к стихийному росту ядра (г. Краснодар) и ближайшего пояса пригородов. Агломерация остается неструктурированным, аморфным образованием без единой стратегии расселения и размещения производительных сил.
К 2030 г. численность агломерации преодолевает отметку 2,0 млн человек, как и ожидалось при сохранении темпов роста, однако это происходит стихийно. Отсутствие комплексного агломерационного планирования порождает транспортный коллапс, перегрузку социальных услуг и рост цен, что в итоге подрывает миграционную привлекательность региона.
Ключевые последствия (до 2035 г.):
Население и миграцияВ условиях инфраструктурных и пространственных перегрузок рост замедляется — к 2030 г. численность достигает лишь ~2,2 млн, а к 2035 г. стабилизируется или начинает снижаться. Чистый миграционный приток, достигавший в последние годы 20–25 тыс. чел. в год по агломерации, сокращается до 5–10 тыс., а в отдельные периоды возможен и отрицательный баланс из-за оттока специалистов и возврата мигрантов в другие регионы.
Структура притока также меняется: растет доля низкоквалифицированных мигрантов, тогда как высококвалифицированные кадры и молодежь все чаще выбирают столичные или технологически развитые регионы.
Внутри региона усиливается маятниковая миграция — жители периферии работают в Краснодаре, усугубляя транспортную нагрузку, но не оседают в агломерационном ядре.
Демографическая структура
Из-за сокращения притока молодежи и оттока трудоспособных население агломерации ускоренно стареет. К 2035 году доля лиц старше трудоспособного возраста становится максимальной за десятилетие, коэффициент демографической нагрузки (соотношение иждивенцев к занятым) достигает неблагоприятных значений. Это сужает потенциал рынка труда и снижает инновационный потенциал региона.
Креативная экономика и ИТ-сектор
Креативные индустрии, инновационный бизнес и IT в агломерации стагнируют, бизнес-активность и инновации концентрируются в перегруженном центре. Стоимость офисных и коммерческих площадей в Краснодаре растет, а качество городской среды падает.
Стартапам и ИТ-компаниям целесообразно релоцироваться либо в крупные города с развитой деловой средой (Москва, Санкт-Петербург), либо в комфортные локации у моря (например, Сочи). К 2035 г. агломерация теряет статус перспективного центра для творческой молодежи.
Сфера услуг и розничная торговля
Сектор услуг и транспортная система испытывают перегрузки. Без опережающего развития инфраструктуры растущее население ядра давит на социальную сферу – школы, поликлиники, больницы Краснодара работают на пределе возможностей. Недостаток парковок, перегруз общественного транспорта снижают мобильность населения.
Городская среда деградирует: рекреационные зоны не успевают за уплотнением застройки. Розничная торговля в центре сталкивается с удорожанием аренды и логистическими трудностями, на периферии – с оттоком платежеспособного спроса. Рост доходов населения, отмечавшийся в 2023–2024 гг., замедляется из-за стагнации экономики.
Результат — неуправляемое разрастание агломерации, рост издержек на обслуживание, снижение качества городской среды и конкурентоспособности региона.
Сценарий 2: «Управляемое развитие» (сбалансированный сценарий)
Переход от инерционного роста к целенаправленному управлению территорией. Ключевая предпосылка — институционализация агломерации и создание механизмов совместного планирования.Краснодарская агломерация переходит от «естественного разрастания» к управляемому развитию: внедряется единая стратегия, согласованная между Краснодаром и «первым поясом». Начинают формироваться элементы полицентричной структуры — развиваются административно-деловые и индустриальные узлы в пригородах. Например, согласно планам, создается новый административный центр за пределами Краснодара. Активно используются механизмы государственно-частного партнерства для ускоренного развития транспортной, социальной и жилищной инфраструктуры. Эти меры позволяют частично снять инфраструктурное напряжение, распределить приток населения более равномерно по агломерации и сохранить привлекательность региона для переселенцев.
Ключевые последствия (до 2035 г.)
Население и миграцияПозитивный миграционный баланс сохраняется на устойчивом уровне. Ежегодный чистый приток хотя и несколько ниже пиковых значений 2023 года, но стабильно положительный. К 2035 году население агломерации достигает 2,1–2,2 млн человек.
Демографическая структура
Сохраняется благоприятная структура мигрантов — преобладают люди трудоспособного возраста, молодые семьи, которые закрепляются на новом месте. Старение идет медленнее, чем в среднем по стране. Миграция перераспределяется в пригороды и новые районы с доступным жильем. Нагрузка на систему соц.сервисов остается высокой, но предсказуемой и управляемой.
Креативная экономика и ИТ-сектор
Креативные индустрии получают шанс для роста: появляются креативные кластеры – пространства для сотрудничества художников, дизайнеров, IT-предпринимателей. Проводятся городские фестивали, стимулируется событийный туризм.
Растет полицентричность: часть творческой активности размещается в пригородах — например, арт-резиденции или этно-туристические объекты в Усть-Лабинском районе. К 2035 году вклад креативного сектора в экономику агломерации увеличивается до 6%. Молодежь охотнее остается в регионе, видя возможности самореализации.
Краснодарская агломерация уверенно наращивает свой IT-сектор. Создаются технопарки и ИT-хабы на базе местных и, возможно, новых университетов, предоставляются налоговые льготы для IT-компаний в крае. К 2035 году в регионе закрепляются как местные быстрорастущие IT-компании, так и филиалы федеральных компаний, привлеченные качественной инфраструктурой и более низкими издержками. Отток IT-специалистов снижается, появляется критическая масса технологического сообщества.
Сфера услуг и розничная торговля
Краснодарская агломерация сохраняет статус одного из крупнейших потребительских рынков России. Устойчивый рост доходов населения, отмеченный в 2023–2025 и продолжающийся впредь, обеспечивает расширение внутреннего рынка. Крупные ритейлеры активно инвестируют в регион. Благодаря росту населения и его платежеспособности спрос на товары массового потребления стабильно высок – драйвер для локализации промышленных обрабатывающих производств.
Увеличивается спектр услуг (образовательных, туристических, финансовых и т.д.), доступных по месту жительства. Агломерация становится комфортнее для жизни, что еще больше привлекает мигрантов.
Результат — пространственная целостность, сбалансированное распределение населения и рабочих мест, повышение качества жизни и инвестиционной привлекательности.
Сценарий 3: «Русская Калифорния» (инновационный прорыв)
Целевая модель развития, при которой Краснодарская агломерация превращается в технологически и социально продвинутый южный макрорегион. Сценарий основан на создании инновационной экономики и бренда территории как центра человеческого капитала.В оптимистичном сценарии Краснодарский край и его столичная агломерация переживают настоящий прорыв, превращаясь в один из главных центров притяжения населения и бизнеса в России. Регион максимально использует свои преимущества — климат, географическое положение, растущую инфраструктуру — чтобы стать самым благоприятным местом для жизни в стране.
Масштабные инвестиции в инфраструктуру и качество жизни (новый современный аэропорт, развитие высокоскоростного транспорта, создание нового административного центра вне перегруженного Краснодара) позволяют решить хронические проблемы и обеспечить гармоничное развитие. В результате к 2035 году Краснодарская агломерация сравнима по экономическому влиянию с московским и петербургским мегаполисами, оправдывая название «русской Калифорнии».
Ключевые последствия (до 2035 г.)
Население и миграцияВ этом сценарии регион переживает бум притока населения. Краснодар закрепляется как ключевой миграционный магнит на Юге России – зона, где концентрируется мобильное и экономически активное население. Структура мигрантов смещается в сторону высококвалифицированных специалистов, предпринимателей, молодых профессионалов с семьями, ищущих высокое качество жизни. Краснодарский край может стать третьим сейчас — шестой) по величине ВВП экономическим центром страны.
Демографическая структура
Естественный прирост населения возобновляется благодаря притоку молодой аудитории, повышению рождаемости и снижению оттока молодежи. Демографически агломерация молодеет и растет: к 2035 году ее население уверенно превышает 2,5 млн человек, а доля края в экономике РФ ощутимо увеличивается.
Креативная экономика и ИТ-сектор
Сценарий «Русская Калифорния» подразумевает бурный рост креативных и культурных индустрий.
В Краснодаре сформирована современная городская среда: исторический центр реконструирован и наполнен креативными пространствами, районы обрастают арт-кварталами, коворкингами, галереями. Регион привлекает талантливых людей со всей страны своим климатом и возможностями самореализации.
К 2035 году доля креативного сектора значительно возрастает: Кубань узнают как «кузницу» новых музыкальных, дизайнерских, медийных проектов. Развиваются кино- и геймдевелопмент, продюсерские центры при поддержке местных властей и инвесторов. Краснодарская агломерация становится брендом, ассоциирующимся с инновациями и яркой культурной жизнью.
Кубань превращается в настоящий центр притяжения для ИТ-отрасли, частично сравнимый с Кремниевой долиной (в российском контексте). Мягкий климат, экология, безопасность привлекают удаленных работников и команды стартапов «жить на Юге, работать на всю страну»
Одновременно региональные власти и крупный бизнес вкладываются в создание мощной технологической инфраструктуры – от дата-центров до инновационных кампусов. Новый аэропортовый хаб и коммуникационная инфраструктура позволяют проводить международные IT-форумы, хакатоны.
Сфера услуг и розничная торговля
Краснодарская агломерация превращается в один из крупнейших потребительских рынков страны, уступая по обороту торговли лишь Москве и Петербургу. Численность населения и его доходы растут опережающими темпами, удвоение населения края (в перспективе) означает и пропорциональный рост емкости рынка.
Масштабные вложения в инфраструктуру и человеческий капитал приводят к тому, что сфера услуг становится высокотехнологичной и клиентоориентированной. Медицина — уровень ведущих федеральных центров, образование — филиалы лучших вузов и собственные сильные университеты, привлекающие студентов со всей России.
Результат — диверсифицированная экономика, экспорт компетенций и технологий, рост интеллектуальной и инвестиционной привлекательности региона.






