Ваш город: ,
82 96 11

Быстро растет креативный кластер Дон

32
4 минуты

Доля креативных индустрий в ВРП Ростовской области за 2024 год выросла с 1,9% до 2,2%. На самом деле ее масштаб уже больше примерно в десять раз. Ростовстат второй раз выпустил исследование «Креативная экономика Дона» и на этот раз дал картину не только креативных индустрий, но и показателей креативной экономики.

Быстро растет креативный кластер Дон

Василий Высоков презентует исследование по креативной экономике Дона // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
* Автор - председатель Совета директоров ПАО КБ «Центр-инвест», профессор, д.э.н.

Новый сборник Ростовстата содержит актуальные статистические показатели, подтверждающие, что Дон сохраняет статус креативного кластера. Банк «Центр-инвест» выступил «играющим спонсором» нового сборника. Позиция банка по вопросу креативного развития Ростовской области публична и широко известна, она опирается на тезисы о том, что:

  • Каждый житель Дона – творческая личность;
  • Дон – креативный кластер для всех видов деятельности;
  • Каждое предприятие и организация Ростовской области – пространство для реализации творческого потенциала;
  • Управлять креативным развитием Дона нужно с помощью цифровых платформ, а не новых
  •  структур.
На сегодняшний день эту позицию удалось отразить не только в теоретических разработках и публикациях, но и в новом в проекте соглашения власти, профсоюзов и бизнеса.

Новые данные о креативных индустриях Дона

Доля креативных индустрий в ВРП за 2024 год выросла с 1,9% до 2,2% - это произошло за счет расширения официального списка видов деятельности и ускоренного роста в ряде сфер. Например, на Дону наибольший рост обнаружился в музыкальной сфере (в 2,0 раза), рекламе и PR (+46,3%), гастрономии (+39,3%), программном обеспечении (+33,8%), книжном деле (+24,2%), отдыхе и развлечениях (+24,2%).

В целом структура креативных индустрий Дона в новых показателях выглядит следующим образом.

График Структура креатиндустрий Дона.jpg
Поделиться

Программное обеспечение, исполнительское искусство, гастрономия, архитектура, отдых и развлечение играют наиболее существенную роль в структуре креативных индустрий Дона.

Роль креативных индустрий в экономике донских предприятий невелика: их доля составляет 0,9% в общем объеме выручки и предприятий и организаций Дона и 1,4% в среднегодовой численности работников, а доля будущих специалистов креативных индустрий в среднем и высшем профессиональном образовании на Дону не превышает 0,1% общего числа студентов. Но эти цифры не отражают реальной значимости креативных индустрий. Так, библиотеками на Дону пользуется 63,3% населения, из 1000 человек населения музеи посещают 416 посетителей, а театры – 211 зрителей, в работе клубов и кружков участвует почти 6% населения. Если учесть сотрудников, выполняющих творческие функции во всех других сферах деятельности, то масштабы креативной экономики Дона вырастают минимум в 10 раз.

Еще одно важно преимущество нового выпуска: в нем представлены более подробные данные о развитии креативных индустрий в городских округах и муниципальных образованиях. Такая информация важна для креативного развития на местах.

Как управлять креативным развитием Дона

В этой связи особую актуальность приобретают формы управления креативным развитием. Рекомендации Минэкономразвития предлагают передать специальным органам управления функции от реально работающих структур в сферах культуры, промышленности, образования, туризма, строительства, туризма, образования, ИТ. Никогда, ни один руководитель свои полномочия без сопротивления никому не отдаст, и такие действия способны только разрушить то, что сегодня работает. Креативные решение подобной управленческой задачи – это цифровизация и объединение в общую и доступную базу данных информации о талантах, площадках и мероприятиях и создание платформы для взаимодействия, учета, отчетности и генерации идей о развитии рынка креативных индустрий.

В отличии от традиционных рынков, где спрос балансируется за счет цен, на рынках креативных товаров и услуг существует неэластичный спрос и неэластичное предложение (в силу уникальности товаров и услуг). Если спрос выше предложения – уезжает население, если предложение выше спроса – уезжают таланты. Такая же ситуация на предприятиях. Нам всем надо работать с этой молодежью, учить, направлять, наставлять, регулярно проводить фестивали, конкурсы, концерты.

При подготовке в 2025 году трехстороннего (регионального) соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями Ростовской области удалось включить в него положения о мерах и обязательствах сторон по созданию креативных (творческих) условий труда. Это конкретные обязательства сторон.

Правительство Ростовской области занимается созданием инфраструктуры, формирует ресурсное и законодательные условия для развития креативной экономики труда, составляет программы, формирует льготы, создает инфраструктуру, стимулы для изобретателей, ведет переподготовку кадров, проводит региональные фестивали, конкурсы, концерты. Это все есть сегодня, но нет сводной отчетности.  

На эту тему
Почему Юг России пока не может побеждать в рейтингах креативности
Поделиться
Работодатели обеспечивают вовлеченность сотрудников в решение творческих задач для повышения свое конкурентоспособности. включают инициативы в технологиях, операционной деятельности, помогают новаторам, содействуют карьерному росту, доступу к информации об инновациях, поддерживают искусство и культуру, адаптацию к цифровой среде. Не надо подвигов – надо просто включить в планы работы и мониторить выполнение.

Профсоюзы выступают как инициатор, организатор и контролёр развития творческого потенциала работников, собирают инициативы работников, проводят конкурсы инициатив, консультируют по авторским правам, содействует повышению квалификации, поддерживают творческие коллективы, кружки и клубы сотрудников и их семей.

Такая среда способна дать новый импульс развитию креативных индустрий Дона. Расчеты по математической модели показывают роль и место креативных индустрий как триггера структурной перестройки: если дедка при производстве репки будет опираться на технические разработки бабки на основе прикладных исследований внучки, фундаментальных исследований жучки, моделей искусственного интеллекта кошки и креативного поведения мышки, то репки превращается в мегарепку. Именно такой рывок отличает креативное развитие Дона, формирует конкурентные преимущества региона.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .