
Василий Высоков презентует исследование по креативной экономике Дона // Фото: «Эксперт Юг»
Новый сборник Ростовстата содержит актуальные статистические показатели, подтверждающие, что Дон сохраняет статус креативного кластера. Банк «Центр-инвест» выступил «играющим спонсором» нового сборника. Позиция банка по вопросу креативного развития Ростовской области публична и широко известна, она опирается на тезисы о том, что:
- Каждый житель Дона – творческая личность;
- Дон – креативный кластер для всех видов деятельности;
- Каждое предприятие и организация Ростовской области – пространство для реализации творческого потенциала;
- Управлять креативным развитием Дона нужно с помощью цифровых платформ, а не новых
- структур.
Новые данные о креативных индустриях Дона
Доля креативных индустрий в ВРП за 2024 год выросла с 1,9% до 2,2% - это произошло за счет расширения официального списка видов деятельности и ускоренного роста в ряде сфер. Например, на Дону наибольший рост обнаружился в музыкальной сфере (в 2,0 раза), рекламе и PR (+46,3%), гастрономии (+39,3%), программном обеспечении (+33,8%), книжном деле (+24,2%), отдыхе и развлечениях (+24,2%).В целом структура креативных индустрий Дона в новых показателях выглядит следующим образом.

Программное обеспечение, исполнительское искусство, гастрономия, архитектура, отдых и развлечение играют наиболее существенную роль в структуре креативных индустрий Дона.
Роль креативных индустрий в экономике донских предприятий невелика: их доля составляет 0,9% в общем объеме выручки и предприятий и организаций Дона и 1,4% в среднегодовой численности работников, а доля будущих специалистов креативных индустрий в среднем и высшем профессиональном образовании на Дону не превышает 0,1% общего числа студентов. Но эти цифры не отражают реальной значимости креативных индустрий. Так, библиотеками на Дону пользуется 63,3% населения, из 1000 человек населения музеи посещают 416 посетителей, а театры – 211 зрителей, в работе клубов и кружков участвует почти 6% населения. Если учесть сотрудников, выполняющих творческие функции во всех других сферах деятельности, то масштабы креативной экономики Дона вырастают минимум в 10 раз.
Еще одно важно преимущество нового выпуска: в нем представлены более подробные данные о развитии креативных индустрий в городских округах и муниципальных образованиях. Такая информация важна для креативного развития на местах.
Как управлять креативным развитием Дона
В этой связи особую актуальность приобретают формы управления креативным развитием. Рекомендации Минэкономразвития предлагают передать специальным органам управления функции от реально работающих структур в сферах культуры, промышленности, образования, туризма, строительства, туризма, образования, ИТ. Никогда, ни один руководитель свои полномочия без сопротивления никому не отдаст, и такие действия способны только разрушить то, что сегодня работает. Креативные решение подобной управленческой задачи – это цифровизация и объединение в общую и доступную базу данных информации о талантах, площадках и мероприятиях и создание платформы для взаимодействия, учета, отчетности и генерации идей о развитии рынка креативных индустрий.В отличии от традиционных рынков, где спрос балансируется за счет цен, на рынках креативных товаров и услуг существует неэластичный спрос и неэластичное предложение (в силу уникальности товаров и услуг). Если спрос выше предложения – уезжает население, если предложение выше спроса – уезжают таланты. Такая же ситуация на предприятиях. Нам всем надо работать с этой молодежью, учить, направлять, наставлять, регулярно проводить фестивали, конкурсы, концерты.
При подготовке в 2025 году трехстороннего (регионального) соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями Ростовской области удалось включить в него положения о мерах и обязательствах сторон по созданию креативных (творческих) условий труда. Это конкретные обязательства сторон.
Работодатели обеспечивают вовлеченность сотрудников в решение творческих задач для повышения свое конкурентоспособности. включают инициативы в технологиях, операционной деятельности, помогают новаторам, содействуют карьерному росту, доступу к информации об инновациях, поддерживают искусство и культуру, адаптацию к цифровой среде. Не надо подвигов – надо просто включить в планы работы и мониторить выполнение.
Профсоюзы выступают как инициатор, организатор и контролёр развития творческого потенциала работников, собирают инициативы работников, проводят конкурсы инициатив, консультируют по авторским правам, содействует повышению квалификации, поддерживают творческие коллективы, кружки и клубы сотрудников и их семей.
Такая среда способна дать новый импульс развитию креативных индустрий Дона. Расчеты по математической модели показывают роль и место креативных индустрий как триггера структурной перестройки: если дедка при производстве репки будет опираться на технические разработки бабки на основе прикладных исследований внучки, фундаментальных исследований жучки, моделей искусственного интеллекта кошки и креативного поведения мышки, то репки превращается в мегарепку. Именно такой рывок отличает креативное развитие Дона, формирует конкурентные преимущества региона.