
//Фото: freepik
Поделиться
«Достигнута договоренность о фиксированной стоимости топлива на период 30 дней: дизельное топливо – не выше 75 рублей за литр, бензин марки АИ-92 – не выше 70 рублей за литр, бензин марки АИ-95 – не выше 76 рублей за литр; бензин марки АИ-95, премиум – не выше 80 рублей за литр», – написал Аксенов.

Поделиться
Глава Крыма Сергей Аксенов 29 сентября провел встречу с руководством компаний, которые занимаются продажей бензина в Крыму, чтобы достигнуть договоренностей о временной фиксации цены на ряд марок топлива//Фото: Управление информации и пресс-службы главы Республики КрымНехватка топлива в регионе наблюдается на протяжении последних двух месяцев и связана с сокращением поставок из-за сложных погодных условий и снижением выработки НПЗ в период плановых ремонтов, заявляют власти. Так, в августе 2025 года топливные компании доставили в республику на 13% меньше бензина, чем годом ранее, сообщили «Эксперт Юг» в консалтинговой компании «ОМТ-Консалт». Кроме того, запасы бензина в республике сокращаются из-за высокого спроса со стороны туристов.
После продления запрета на экспорт бензина до конца 2025 года и введения запрета на экспорт дизельного топлива ситуация должна стабилизироваться. В целом, нехватка топлива на АЗС Крыма должна закончиться уже в ноябре-декабре, уверены опрошенные эксперты.
Заправки пустеют в августе
В январе-августе 2025 года российские производители топлива отгрузили в Республику Крым 338 тыс. тонн автомобильного бензина, что на 6,2% превышает объемы, отгруженные на территорию республики в аналогичный период 2024 года. Однако несмотря на совокупный прирост, в августе поставки сократились на 1,1% относительно июля 2025 года и практически на 13,5% по сравнению с августом 2024-го, следует из данных «ОМТ-Консалт».При этом, на июль-сентябрь традиционно приходится период наиболее высокого спроса на топливо в регионе из-за растущего турпотока и летних полевых работ. Отметим, сокращение поставок топлива фиксировали и в других регионах страны. В ЮФО проблема проявилась наиболее остро.
«Выпадающий объем в РФ по автомобильному бензину за август и сентябрь 2025 составил порядка 700 тыс. тонн. Наиболее остро проблема проявилась в Южном федеральном округе, где снижение реализации бензина составило минус 14,2%», – рассказали в компании.
Ключевой причиной дефицита как в Крыму, так и в других регионах, являются плановые и внеплановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов в России, в том числе, и после атак БПЛА, пояснили в «ОМТ-Консалт». Ранее издание Reuters сообщило о том, что часть регионов России из-за атак БПЛА якобы охватил топливный кризис. Однако, глава комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг, комментируя публикацию в беседе с RTVI, заявил, что нефтяные компании в стране «не бедствуют» и с бензином проблем быть не должно.
«Думаю, что они выдают желаемое за действительное. Мощностей по переработке нефти в высококачественное топливо у нас достаточно. Напоминаю, что мы являемся экспортерами бензина и в любой момент можем решить этот вопрос, решаем его за счет того, что ограничиваем экспорт», – заявил Гартунг.
Для Крымского полуострова ситуация с поставками топлива осложняется еще и логистическим фактором, пояснил депутат Государственной Думы Сергей Алтухов.
«Поставки топлива идут преимущественно через паромную переправу, а тут многое зависит от погодной ситуации – задул ветер, паромы встали, сбой в поставках. Но надо учитывать, что и спрос с концом турсезона снизился. В любом случае, ситуация контролируемая», – рассказал Алтухов.
Депутат также отметил и влияние внешнего рынка. В июле и августе биржевые цены на бензин значительно выросли, укрепление курса рубля при этом сократило разницу между ценами на внешнем и внутреннем рынках. Это привело к снижению выплат для производителей по демпферному механизму на 46% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года, что значительно снизило рентабельность нефтепереработки и стало причиной сокращения производства.
Поделиться
Депутат Государственной Думы Сергей Алтухов: ситуация с топливом в Крыму контролируемая// Фото: личный архив спикераПо данным «ОМТ-Консалт», основными поставщиками бензина в Крым являются компании «Роснефть», «Газпром» и «Орскнефтеоргсинтез». Две последние (их доля в валовом объеме поставок оценивается на уровне 9,7–10,0%) в текущем году сократили объемы поставок в республику. «Газпром» – из-за аварийной обстановки на Астраханском ГПЗ, «Орскнефтеоргсинтез» – в связи с изменением приоритетных направлений реализации: предприятие увеличило более премиальные экспортные поставки бензина. Компании только поставляют горючее в регион, но не имеют собственных станций на территории республики.
Сокращение бензина связано и с повышенным спросом, который формируют сами жители полуострова, говорит доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.
«Зачастую сами жители создают искусственный ажиотаж, заправляя помимо топливных баков своих авто дополнительно ещё и канистры. Поэтому топливо на заправках быстро заканчивается. На это накладывается на сезонный фактор: сельскохозяйственные работы и сезон отпусков», – говорит эксперт.
Меры стабилизации
Одной из мер, способствующих насыщению внутреннего рынка, специалисты считают ограничение на экспорт бензина. Эмбарго на экспорт для компаний-непроизводителей действует в России с 1 марта 2025 года. В августе 2025 года на фоне роста биржевых цен на нефтепродукты правительство ввело запрет на поставки за рубеж и для компаний-производителей на август и сентябрь. Полный запрет на экспорт бензина, кроме поставок по межправсоглашениям, намерены продлить до конца года, сообщил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак 25 сентября.«Мы продлим в ближайшее время запрет на экспорт бензина до конца года, а также будет введен запрет на экспорт дизтоплива для непроизводителей – тоже до конца года. Это позволит нам дополнительно обеспечить рынок нефтепродуктами», – цитирует Новака «Интерфакс».
Эмбарго на экспорт бензина – это эффективный механизм для сохранения предложения, способного удовлетворить внутренний спрос, но все-таки не «волшебная палочка», уверен Сергей Алтухов.
«Стабилизировать ситуацию нужно в двух направлениях: расширять предложение и контролировать спрос. С 29 сентября введен отпуск по 30 литров на один автомобиль в Севастополе, запрещено отпускать бензин в тару в Крыму. Это делается для снижения ажиотажного спроса. Эмбарго как раз должно насытить внутренний рынок», – пояснил депутат.
В «ОМТ-Консалт» также подтверждают, что введение запрета на экспорт остается одним из наиболее эффективных инструментов по насыщению рынка. В компании отметили, что за семь месяцев 2025 года объем экспортных поставок автобензина из России увеличился на 16% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года (370 тыс. тонн - в 2024 году и 430 тыс. тонн - в 2025 году). Если бы такой темп сохранился в августе-сентябре, то рынок дополнительно недополучил бы 780 тыс. тонн, что значительно усилило бы дефицит в регионах.
В августе 2025 года глава Крыма Сергей Аксенов в эфире телеканала «Крым-24» заявил, что вопрос ограниченных объемов и цен на топливо решится в случае прихода в регион крупных компаний. Однако, из-за санкционного давления такое решение в ближайшем будущем не предвидится, считает Сергей Алтухов.
«Конечно, у крупных производителей, которые имеют свою разветвленную сеть сбыта лучше налажена логистика, возможен долгосрочный прогноз спроса и накопления запасов топлива. Но пока мы работаем в текущих реалиях, когда в Крым в связи с санкционным давлением вертикально интегрированные корпорации не заходят. Поэтому ситуацию возможно регулировать только с помощью инструментов ручного управления: снижение ажиотажного спроса и восполнения текущих потребностей», – отметил Алтухов.
Прогноз на будущее
Нехватка топлива в Крыму носит сезонный характер, подчеркивает Дмитрий Морковкин. Как правило, в сентябре-октябре ситуация нормализуется, отмечает эксперт.В перспективе двух ближайших месяцев шансы стабилизации ситуации повышаются, соглашается Сергей Алтухов. При этом, на осенние полевые работы трудности с бензином не повлияют, так как сельхозтоваропроизводители, в основном используют дизельное топливо, а с ним перебоев нет.
«Крым не первый раз сталкивается с такой ситуацией. Как правило, для нормализации хватает недели, выход в штатный режим поставок – до месяца. Считаю, что эмбарго вместе с локальными мерами по ограничению продаж стабилизирует ситуацию в течение месяца-двух», – резюмировал эксперт.
В «ОМТ-Консалт» дают более осторожную оценку. В октябре ситуация на рынке республики будет по-прежнему напряженной, уверены аналитики.
«Отечественным производителям не удается в сжатые сроки полностью ликвидировать образовавшийся на территории Крымского полуострова дефицит бензина. В связи с последними событиями (в том числе и из-за повторных атак БПЛА на Астраханский ГПЗ) ожидать значительного улучшения ситуации в октябре также не следует. Кроме ожидаемого сокращения предложения автобензина на российском рынке в целом, следует учитывать возможные осложнения и без того непростой логистики поставок топлива на территорию полуострова», – пояснили в компании.