79 89 11

Здоровье, впечатления, Восток: тренды летнего турсезона для юга России

456
7 минут

В 2025 году санатории юга России приносят до 100 млн рублей чистой прибыли, а Красная Поляна становится хитом у арабских туристов. Цены и турпоток продолжают расти, но отельеры не видят своё будущее таким уж безоблачным. Стоимость авиабилетов и мазутное пятно на репутации черноморских курортов заставляют туристов снова смотреть в сторону Турции и Юго-Восточной Азии.

Здоровье, впечатления, Восток: тренды летнего турсезона для юга России

Чтобы удержать гостей, нужны нестандартные решения. Фото: freepik.com
Поделиться
Эксперты прогнозируют летний сезон на уровне 2024 года, но предупреждают: чтобы удержать гостей, нужны нестандартные решения — от иммерсивных шоу до «кубиков сна» и арт-объектов в интерьерах. В росте — санатории, которые уже сегодня называют «золотым дном» для инвесторов.
О ключевых тенденциях сезона-2025 рассказали участники онлайн-эфира Ассоциации отельеров АМОС, проанализировав данные летних бронирований, инфляционные риски и конкуренцию с зарубежными курортами.

Тренд №1: забота о здоровье

Первый тренд, на который обращают внимание эксперты, — рост санаторно-курортного направления в туризме.

«Санатории — это золотое дно по сравнению с отелями, — считает основатель компании E.Antoniades Construction LTD Элладий Антонов. Его кипрская компания, в частности, руководит строительством санаториев линейки “Источник” в Кавминводах. — Один из моих объектов принёс 143 миллиона рублей, а расходы вместе с льготным кредитом составили 40-41 миллион. Более 100 миллионов оседает в чистой прибыли. Хотелось бы, чтобы инвесторы услышали, какой это потенциал и куда надо вкладывать деньги».

АМОС-1289_resized.jpg
Поделиться
Элладий Антонов: «Один из моих объектов принёс 143 миллиона рублей, а расходы вместе с льготным кредитом составили 40-41 миллион». Фото: Ассоциация отельеров АМОС

Эта тенденция ощущается не только в Ставропольском крае, который столетиями является главной здравницей России, но и в Сочи, в какой-то момент утратившем это звание. В 2025 году здесь запускается новый санаторий «Кристалл», строится «Волна» и озвучены планы по восстановлению ещё одного лечебно-оздоровительного комплекса в Хостинском районе — речь о санатории «Кавказ» стоимостью 4 млрд рублей.

Тренд №2: впечатления и релакс

Вторая яркая тенденция сезона 2025 года — отрасль гостеприимства строит экономику впечатлений. Рост внутреннего туризма привёл к тому, что многие путешественники уже объехали основные маршруты, а теперь возвращаются туда, где им было интересно.

«Государство делает ставку на креативную экономику, и туризм является витриной, которая демонстрирует креативный потенциал нашей страны и людей. Я рекомендую в эту сторону смотреть, учиться, придумывать, это совершенно точно перспективный рынок», — советует директор АНО «Центр развития креативного туризма» Юлия Рыбакова.
На эту тему
«Быстрая рыба» проглотит «медленную»: гостиничные тренды 2025 года
Поделиться

На эту тенденцию накладывается ещё одна: люди хотят не просто развлечься, но и как следует отдохнуть, просто-напросто выспаться. Совмещение двух трендов даёт хорошие результаты, считают практики.

«Мы в основном делаем загрузку за счёт мероприятий. Основное направление — оздоровительные программы: детокс, перезагрузка, коррекция фигуры. Но всем хочется зрелищ, и во время пребывания гостей мы проводим гастроужины, иммерсивные шоу, спектакли. Основные наши гости — крымчане, которые возвращаются к нам, проводят дни рождения, свадьбы, корпоративы, стратсессии. Наверное, мы одними из первых начали продажи на новогодние праздники, ещё в феврале. На данный момент загрузка составляет уже более сорока процентов, — рассказала коммерческий директор крымского отеля Luciano Wellness & SPA Foros 5* Камила Токади. — Что касается релакса, у нас есть программы по перезагрузке с использованием “кубиков сна” (электронные устройства для улучшения качества сна. — “Эксперт Юг”). Пользуется популярностью медитация в бассейне под диджей-сеты. Очень активно на летний сезон бронируются оздоровительные и детокс-программы».

камила токади.jpg
Поделиться
Камила Токади: «Очень активно на летний сезон бронируются оздоровительные и детокс-программы». Фото: Ассоциация отельеров АМОС

Спрос на впечатления отметил также Владимир Шуванов, генеральный менеджер отелей Golden Tulip и Tulip Inn в Красной Поляне: «Теперь индустрия туризма — это индустрия счастья с большой долей креатива. Мы привлекаем художников, скульпторов, чтобы каждый элемент реновации сделать арт-объектом. В этом году делаем уклон на съедобные растения, потому что наши гости всё чаще хотят видеть в своих тарелках зелень и овощи, выращенные нашими руками».

Тренд №3: восточные гости

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко озвучил данные о том, что Россию в I квартале 2025 года посетили около 900 тысяч иностранных туристов. Он также сказал, что рост въездного туризма по итогам года может составить 15%.

Для юга России этот тренд не является чем-то новым. Курорты Красной Поляны не первый год ведут работу по привлечению туристов из стран Ближнего Востока, и она приносит плоды.

АМОС-1425_resized.jpg
Поделиться
Владимир Шуванов: «Темпы бронирования июля и августа уже сейчас на 34% опережают тот же период прошлого года». Фото: Ассоциация отельеров АМОС

«Третий год подряд продолжается взаимодействие с гостями из Арабских Эмиратов, Ирана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Омана. Эти гости выбирают горы Красной Поляны как красивое и прохладное место для своих летних отпусков, — отметил Владимир Шуванов. — В этом году темпы бронирования июля и августа уже сейчас на 34 процента опережают тот же период прошлого года. Как следствие, мы видим рост средней цены, поскольку эти гости выбирают номера более высоких категорий».
На эту тему
Рейсы из Бахрейна и отель Muslim Friendly: Сочи принимает восточных гостей
Поделиться

Эксперт отметил интересный тренд: если раньше восточные гости в основном бронировали отдых через туроператоров, то сейчас они научились находить отели через сервис «Островок».
Вслед за пионерами в области международных отношений потянулись и другие отели. Так, операционный директор Rosa Springs 5* Руслан Вердиев анонсировал первый стабильный приём групп из Арабских Эмиратов этим летом.

Спрос падает, но цены приходится удерживать

В целом отельеры озвучивали данные по летним бронированиям с большим разбросом. У кого-то всё даже лучше, чем в прошлом году, а у кого-то бронирование проседает.

«Был очень хороший зимний сезон. Январь и февраль выше ожиданий, всё прекрасно. В марте гости внезапно куда-то исчезли, а май по загрузке оказался на уровне прошлого года, но за счёт того, что мы очень много внимания уделяем тарифам, — поделился данными Вердиев. — Показатели загрузки на июнь и июль выше прошлогодних на 30-40 процентов. В то же время средний тариф сильно ушёл вперёд, плюс 40 процентов в июле. Это не может не радовать, но является одним из рисков на будущее. Не бывает постоянного роста, мы можем столкнуться с резким падением».

Image_361.jpg
Поделиться
Ольга Кирюшина: «Сильное влияние на рынок оказывает повышение цен на авиабилеты и в целом рост стоимости потребительской корзины». Фото: Ассоциация отельеров АМОС

Ещё один отельер из Красной Поляны, основатель и руководитель УК «Прованс» Сергей Тыщенко, отметил ту же тенденцию. В мае отели горного кластера показали рост стоимости год к году — около 15%, а объёма продаж — 7%. Тот же прирост средней стоимости номера сохранится и летом. Чтобы объект гостеприимства устойчиво развивался, нужен прирост выручки минимум 10% каждый год, чтобы просто покрыть инфляционные ожидания, считает он.

По словам руководителя УК «ДЕСО. Курорт» Ольги Кирюшиной, на вторых майских праздниках загрузка отелей оказалась ниже ожидаемой.

«Возможно, гости решили разбить длинные выходные нахождением в разных местах отдыха либо планировали более длительные поездки за рубеж, — предполагает она. — Сильное влияние на рынок оказывает повышение цен на авиабилеты и в целом рост стоимости потребительской корзины, который мы с вами наблюдаем ежедневно. Плюс происходит отток туристов в Крым, где на майские праздники, по данным аналитики, был всплеск порядка 40 процентов».
На эту тему
Ускорить стройки южных курортов в эпоху дорогих денег
Поделиться

В целом директор «ДЕСО. Курорт» прогнозирует летний сезон 2025 года либо на уровне предыдущего, либо немного слабее.

Топ-менеджер отеля «Рановский Парк Манхеттэн» 3* Андрей Лапшин наблюдает большой спад количества запросов на отдых в Сочи. По городу-курорту в целом он оценивает падение в 35%, а по ряду запросов даже на 50%. Среди причин Лапшин называет в том числе информационные вбросы, преувеличивающие значение анапской катастрофы для всего побережья Чёрного моря. Однако наиболее значимым фактором эксперт считает конкуренцию с зарубежными курортами: «С нынешним курсом доллара отдых за границей стал значительно дешевле при гораздо лучшем сервисе. Дубай вырос более чем на 40 процентов, Египет и Китай прибавили более чем наполовину, спрос на Вьетнам вырос в три с половиной раза, на Тунис — в четыре с половиной раза».

Всё это накладывается на стоимость перелётов. Согласно аналитике Ассоциации туроператоров России, билеты на Юг на июнь 2025 года подорожали в среднем на 30% по сравнению с маем, а для таких платёжеспособных городов, как Москва и Петербург, на 74 и 85% соответственно. Дальше будет только дороже.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .