
Изображение: нейросеть Kandinsky 2.2
Что мотивирует заниматься ESG-повесткой
Мы спросили компании о том, что более всего их мотивирует ориентироваться сегодня на ESG-повестку. Два года назад в иерархии мотивов с огромным отрывом лидировал пункт «запрос со стороны клиентов и партнеров» — ему был отдан 51% голосов. В этом году этот пункт набрал 44,6% (см. график 1). Зато выросло количество голосов, отданных за вариант «обострение конкуренции (19%), впрочем, выросло, и количество скептических комментариев, которые, как правило, помещались в раздел «другое». «В России форсмажора больше, чем его существует в природе, поэтому ESG может быть плюсом в гудвил на перспективу, а может быть и нецелевым использованием средств для проверки», - отмечает гендиректор ООО «Финсервис» Артем Степанов.
«ESG-повестка во многом поддерживается и раскачивается большими глобальными институтами, в том числе финансовыми, в которые включены все страны мира, - говорит Артем Денисов, сооснователь компании VOLTS и основатель проектного института QET. - Например, работая с нашими партнерами из ОАЭ, Китая, стран Азии, мы невольно придерживаемся их зеленых принципов, чтобы поддерживать деловые отношения. ESG проникает в нашу страну через взаимодействие с международными организациями и продукты, которыми мы пользуемся. Соответственно, мы сами начинаем верить и следовать за экологичным отношением не только к природе, но и к людям».
Активность предприятий в рамках ESG-повестки растет
Вопрос о наиболее актуальных трендах, связанных с распространением ESG-повестки, мы оставили ровно таким же, как два года назад, чтобы сравнить ответы. Лидер остался прежним – 49% голосов набрал ответ «Потребитель требовательнее относится к свойствам товаров и упаковке» (см. график 3). Укрепился на второй позиции и ответ «Организации чаще переходят на ответственное потребление» - 38% вместо 33% в 2021 году. На третью позицию вышел фактор, который год назад шел пятым, - «Регуляторы ужесточают экологические законы», он набрал 30% голосов вместо 24%. На последнем месте, что показательно, тренд на повышение активности организаций на работу с некоммерческим сектором.

«Появилось понимание важности упаковки того, что делается в компании, в программные документы (политики) на принципах ESG, прежде всего, в целях соответствия запросу потребителей и финансовых институтов, - рассказывает Нина Морозова, финансовый директор «Донинтурфлот». - Также период пандемии и санкций проявил слабые места, связанные со спецификой деятельности компании, и потребовал пересмотра кадровой политики в целях сокращения социальных и управленческих рисков. На текущий момент есть понимание потенциала повестки устойчивого развития с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности бизнеса, усиления бренда бизнеса и работодателя. И конечно, есть ожидание дополнительных стимулов - мер государственной поддержки в виде субсидий и налоговых льгот для ESG-проектов».
«В сфере экологии наша компания стремится перейти на электронный документооборот. Мы развиваем агентскую сеть, в которой уже работает более 600 человек, но на сотрудничество не затрачивается ни листа бумаги», - говорит Юлия Аверьянова, заместитель руководителя дирекции цифрового развития ООО «МСБ-Лизинг».
Хорошее время для ESG-повестки
Многие компании заявляют о конкретных небольших мероприятиях, проведенных за последний год, - отказ от бумажных чеков, установка контейнеров для раздельного сбора мусора, включение в переработку отдельных отходов, сокращение энергопотребления, стимулирование волонтерства в коллективах, появление специальных инструкций, отражающих ESG-принципы, в ряде случаев компании говорят о коррективах и даже кардинальных изменениях в стратегии компании. В целом, 85% респондентов сегодня считают, что текущие условия привлекательны для увеличения активности в рамках ESG-повестки.Мы задали вопрос о том, какие направления экологического блока ESG-повестки были наиболее важны для компании в последний год. Больше всего компании работают над вторичной переработкой сырья (63%), обеспечением переработки всех отходов (53%) и формирование программ в сфере экологии, которые не связаны с деятельностью организации (46%) (см. график 4).

