
Фото: пресс-служба ТМК
Поделиться
Участниками конференции стали более 200 представителей из 80 предприятий, а также научных структур разных регионов России и стран зарубежья — специалисты в металлургии, трубном производстве, инженеры, эксперты по цифровым технологиям, преподаватели технических вузов и другие.
Поделиться
В конференции приняли участие более 200 экспертов из 80 предприятий трубной отрасли. // Фото: пресс-служба ТМКБольше — не значит лучше
В приветственных вступлениях отраслевики отметили, что металлургия и трубная отрасль в частности является одной из передовых в области использования высоких технологий, несмотря на внешние ограничения. «Металлургия в России адаптировалась и переродилась. Сегодня технологический уровень отрасли — один из самых высоких, и он таким остаётся благодаря опоре на собственные компетенции», — подчеркнул генеральный директор РусНИТИ*, директор по научной работе ТМК Игорь Пышминцев.Актуальные вызовы иные, и один из важнейших — введение дополнительных мощностей при низкой среднеотраслевой загрузке. По информации Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), в сегменте сварных стальных труб среднего диаметра загрузка мощностей составила 51%, рассказал в своём докладе директор фонда Павел Родин. В сегменте труб большого диаметра средняя загрузка мощностей в 2024 году — 34%. В сегменте бесшовных — 62%. При этом на 2025-2027 гг. запланировано введение новых мощностей по производству указанных видов труб, что создаёт риск неокупаемости и банкротств запланированных к вводу инвестпроектов, отметил эксперт.
Металл против полимера
Отдельным блоком на конференции обсуждался вопрос эксплуатационных характеристик стальных и полимерных труб. У обоих видов продукции есть свои преимущества и свои эксплуатационные недостатки.Эксплуатационные свойства стальных и полимерных труб

Поделиться
Источник: ФРТПДля решения главной своей проблемы — электрохимической коррозии стали — производители стальных труб фокусируются на обеспечении высокой антикоррозийной защиты за счет использования инновационных сплавов, преимущественно хромоникелевых, и специальных покрытий. Это позволяет увеличить срок службы, повысить надежность трубопроводных систем и снизить риски аварий.
«В отличие от коррозии стали, которая происходит на поверхности, полимерные трубы, которые эксплуатируются в трубопроводных системах, сталкиваются со своими уникальными проблемами, в частности, проницаемостью. Проницаемость полимера — это объемный молекулярный процесс, затрагивающий всю толщину материала. Это делает полимерные системы более сложными для мониторинга и прогнозирования их безопасного срока службы», — уточнил Павел Родин.
Проницаемость — это способность трубопровода пропускать через свою стенку низкомолекулярные вещества из окружающей среды. При этом полимеры являются диэлектриками и имеют иные физические свойства, нежели металл, что делает малоэффективными многие классические методы диагностики их состояния, пояснил доцент кафедры обработки металлов давлением Национального исследовательского технологического университета МИСиС, кандидат технических наук Юрий Гамин. Методы определения остаточного ресурса полимерных труб, которые есть сегодня, имеют ограниченное применение, более сложны и стоят дороже классических.
«Для полимерных труб усложняется диагностика структуры, особенно внутреннего армированного каркаса. Также их недостатками являются ограничения по рабочему давлению и температуре и высокое термическое расширение, что требует применение компенсаторов при сборке и эксплуатации. В сочетании со свойством проницаемости это делает трубопроводы непригодными для транспортировки многих сред, в том числе нефтепродуктов», — указал Гамин.
Предвестники экологической катастрофы
По словам Павла Родина, гарантийный срок эксплуатации полимерных труб в 25 лет в нормативной документации обоснован недостаточно. Также есть вопросы негативного воздействия полимеров на природу, связанные с неразвитостью инфраструктуры утилизации после вывода полимерных трубопроводов из эксплуатации. Эта задача требует пристального внимания в части законодательного регулирования.«Непонятно, как будут утилизироваться пластиковые, особенно армированные трубы. Перерабатывать их с учетом многослойности нереально. Нет таких технологий. Соответственно, все это, скорее всего, будет оставаться в земле, нанося нашей экологии и экосистемам существенный вред. И если мы не будем развивать инфраструктуру их утилизации, это будет просто экологическая катастрофа», — подчеркнул эксперт.
Вопреки продвигаемому сейчас представлению о полимерных трубах как о новейшей технологии, пик их популярности (особенно в водоотводящих коммунальных системах) пришёлся на 2000-е годы, отметил заслуженный эколог России, заместитель председателя Общественного совета Минприроды России Сергей Алексеев.
«Основным преимуществом труб из поливинилхлорида, пропилена, полиэтилена считалась неподверженность коррозии, а также отсутствие химического взаимодействия между полимерным материалом и водой. Предполагалось, что состояние последней не будет меняться. По результатам эксплуатации полимерных трубопроводов эта теория не подтвердилась — ни экологами, ни потребителями. В частности, лично мне об этом говорил легендарный бывший глава ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», руководивший им 30 лет. Кроме того, до сих пор нет точных данных и исследований уровня эффективности утилизации таких труб», — подтвердил Алексеев.
В свою очередь стальные трубы – это продукция замкнутого цикла, утилизированные трубы идут на лом и становятся сырьем для новой металлопродукции. «Возможность 100% переработки в новую продукцию с минимальном воздействием на природную среду, на мой взгляд, одно из главных конкурентных преимуществ стальных труб, как продукции», – подытожил Павел Родин.
*Русский (ранее – Российский) научно-исследовательский институт трубной промышленности (РусНИТИ) создан в 1961 году как научный и технологический центр трубной отрасли металлургического комплекса страны. Входит в ТМК. Научные подразделения Института проводят исследовательские, опытно-экспериментальные работы по созданию и освоению новых видов трубной продукции, модернизации технологических процессов и оборудования, развитию технологий и повышению эффективности производства.