
Виктор Момотов в должности секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации на куруглом столе, посвященном вопросам обеспечения необходимых гарантий адвокатской деятельности// Фото: пресс-служба Верховного Суда РФ
Поделиться
«Решением Останкинского районного суда города Москвы от 14 октября 2025 года антикоррупционный иск Генеральной прокуратуры к бывшему председателю Совета судей Российской Федерации В.В. Момотову, А.В. Марченко, И.А. Марченко удовлетворен в полном объеме», — сообщила пресс-служба Мосгорсуда.
Момотова также подозревают в связях с бывшими владельцами концерна «Покровский» Андреем Коровайко и его партнером Аркадием Чебановым, в отношении которых уже заведено несколько уголовных дел, сообщает «Коммерсантъ». По данным ТАСС, Момотов покровительствовал бывшему главе краевого суда Кубани Александру Чернову.
Дело Момотова может быть логичным продолжением разбирательств в отношении представителей судебной системы на Юге, отмечают опрошенные эксперты. При этом теперь правоохранительные органы сформировали новую стратегию работы по коррупционным делам и начали изымать даже имущество, которое фигуранты регистрировали на третьих лиц. Когда разбирательства по изъятию активов будут завершены, в отношении Момотова и его коллег из ЮФО могут начаться уголовные дела, не исключает юрист.
Отели, земли и судебная власть
Виктор Момотов – уроженец Кавказского района Краснодарского края. Возглавлял юридический факультет КубГУ. В 2010 году Момотова назначили на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. В 2013 году он стал секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В 2022 году переизбран председателем Совета судей Российской Федерации.Об антикоррупционном иске в отношении Виктора Момотова стало известно 23 сентября 2025 года. Уже 26 сентября 2025 года Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) Российской Федерации прекратила полномочия судьи. По версии Генпрокуратуры, Момотов участвовал в легализации недвижимого имущества для сети отелей «Мартон» (Marton), созданной кубанским бизнесменом Андреем Марченко. Сегодня сеть насчитывает 40 гостиничных комплексов. Большая часть из них находится в Краснодарском крае (17) и Ростовской области (11). Также сеть представлена в Нижнем Новгороде, Волгограде и Калининграде.
Как отметил в ходе суда представитель Генпрокуратуры, Момотов был замечен в связях с преступными элементами еще в 2010 году. По данным «Коммерсантъ», показания против Момотова дал бывший сочинский судья Дмитрий Новиков, осужденный в 2024 году на шесть с половиной лет за попытку мошенничества. Он рассказал, что основатель сети отелей «Мартон» Андрей Марченко и судья Момотов были знакомы и контактировали с преступным авторитетом Эдуардом Какосяном (Карась), бизнесменом Рубеном Татуляном (Робсон), а также Андреем Коровайко и Аркадием Чебановым.
«Новиков, указал, что в 2010 году за помощь в вынесении решений в пользу Коровайко и Чебанова Марченко и Момотову был передан земельный участок в Ростове-на-Дону, на котором впоследствии возведена гостиница «Marton Седова», — цитирует издание слова прокурора.

Поделиться
Владелец сети отелей «Мартон» Андрей Марченко дал показания против Виктора Момотова //Фото: @marton1881Момотов хвастался, что все коммерческие вопросы по вынесению судебных актов в Верховном суде решаются через него, и он контролирует суды на территории примерно 50 субъектов РФ, рассказал бывший сочинский судья.
Согласно показаниям отельера Андрея Марченко, арестованного в сентябре по делу о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), и являющегося соответчиком по иску прокуратуры к Момотову, он передал бывшему судье Верховного суда 30 млн рублей за вынесение решения в его пользу. В 2022 году Момотов приобрел паи в АО «Первая управляющая компания» на сопоставимую сумму, при этом не отразил в следующем году прибыль в размере 755 тыс. рублей и доход в 35 млн рублей от продажи ценных бумаг. Еще около 30 млн рублей Момотов, по версии прокурора, вложил в строительство отеля в Ростове-на-Дону.
Также Виктор Момотов использовал свои полномочия, чтобы расширять и капитализировать бизнес, что позволило легализовать самовольные постройки и изъять из «публичной собственности» земельные участки под строительство отелей, следует из данных Генпрокуратуры.
Истец также попросил приобщить к материалам дела приговоры по делам об организации проституции на территории сети отелей «Мартон» в Нижнем Новгороде, Волгограде и Калининграде.
Кроме того, установлено, что бывший председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов, который также ранее стал ответчиком по антикоррупционному иску, через Момотова имел протекцию на уровне Верховного суда, дополняет ТАСС.
Сам Момотов заявил, что не имеет отношения к бизнесу семьи Марченко, пояснив, что действительно был совладельцем одной из гостиниц, но как только стал судьей, прекратил предпринимательскую деятельность.
«Я не занимался бизнесом ни лично, ни через доверенных лиц, а также не извлекал доход для себя или своих родных. За все годы работы я заработал около 75–80 млн руб. В моей собственности находится одна квартира и машина», — цитирует Момотова «Коммерсантъ».

Поделиться
Отель «Мартон» на проспекте Стачки в Ростове-на-Дону// Фото: сайт hotel-marton.ruНесмотря на это, суд исследовал 150 томов дела и удовлетворил иск Генпрокуратуры в полном объеме. Адвокаты Андрея и Ивана Марченко намерены обжаловать решение Останкинского суда.
Судебная система Юга очищается
Установленное Генпрокуратурой «сотрудничество» Момотова с концерном «Покровский» объясняет многое, отметил председатель коллегии адвокатов Ростовской области «Закон и Справедливость» Владимир Чесноков. Юрист столкнулся с концерном, в ходе судебного разбирательства по делу «Агрокомплекса Кущевский», контроль над которым пыталась получить группа компаний.«В общей сложности, концерн «Покровский» под руководством Андрея Коровайко и Аркадия Чебанова, поглотил около 40 агропредприятий. При этом, характерно было то, что препятствовать этому процессу в судах часто было сложно. Я не понимал, почему же все их оппоненты со своей доказательной базой всегда проигрывают. Бывало так, что суды в регионах признавали позицию оппонентов «Покровского», но потом дела отправлялись на пересмотр», — вспоминает Чесноков.
В 2023 году концерн был передан во временное управление Росимущества по решению Лабинского городского суда. Бенефициар «Покровского» Андрей Коровайко нарушил антикоррупционное законодательство, в результате чего были сформированы активы концерна, включая 88 организаций, на 500 млрд рублей. Сегодня Коровайко обьявлен в международный розыск по подозрению в создании международного преступного сообщества и других тяжких преступлениях.
«Уголовные дела против руководства «Покровского» возбуждены в том числе и по фактуре, собранной моей коллегией в рамках арбитражных, гражданских и уголовных дел. Мы допрашивали свидетелей, проводили контрследствие. Правоохранительные органы воспользовались этими материалами, чтобы возбудить уголовное дело», — рассказал Чесноков.
По словам юриста, ряд антикоррупционных дел, которые развиваются в последние годы в отношении бывших и действующих представителей судебной системы Юга, включая бывшего председателя краевого суда Ростовской области Елену Золотареву (также сообщалось, что были выявлены связи с концерном «Покровский»), бывшего председателя краевого суда Краснодарского края Александра Чернова, а также бывшего главу Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова, дает сигнал чиновникам и судьям о неотвратимости наказания за коррупционные нарушения. Причем теперь имущество, нажитое незаконным путем изымается, независимо от сложности коррупционной схемы, подчеркнул политолог Андрей Гусий.
«В последнее время на Юге мы действительно наблюдаем целый ряд громких антикоррупционных дел не только против представителей властей (бывший депутат Госдумы Юрий Напсо, экс-замгубернатора Краснодарского края Александр Власов), но и против представителей судебного корпуса, таких как Чернов и Трахов. В деле Виктора Момотова и других похожих обращает на себя внимание тот факт, что с лета 2025 года силовые структуры научились доказывать владение активами через третьих лиц. Ранее доказать связи не через родственников, а как в последнем случае, через третье лицо — бизнесмена Марченко — было крайне сложно», — отметил Гусий.

Поделиться
Бывший председатель Краевого суда Краснодарского края Александр Чернов также стал ответчиком по одному из антикоррупционных исков Генпрокуратуры //Фото: пресс-служба администрации Краснодарского краяПо мнению эксперта, это сигнал для всех россиян и всех чиновников, что теперь в случае вскрытия коррупционных преступления последует не только лишение полномочий, но и изъятие незаконно полученного имущества даже у третьих лиц. Этот подход стал очевиден летом 2025 года.
На ситуацию с выявлением коррупционных схем в судебной системе нужно также посмотреть в разрезе нескольких регионов, считает политолог. Нельзя исключать некоторую взаимосвязь дел Чернова, Золотаревой и Момотова.
«Тот же Марченко строил гостиницу в Волгограде, и получил разрешение на ее ввод через суд, несмотря на большое количество ограничений. Возможно, здесь также оказала влияние определенная система покровительства», — приводит пример Гусий.
По мнению Владимира Чеснокова, в будущем можно ожидать дальнейших уголовных дел, которые будут возбуждены против ответчиков по перечисленным делам после изъятия активов, полученных коррупционным путем.
«Для того, чтобы задержать того же экс-председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова, бывшего председателя краевого суда Кубани Александра Чернова или того же самого Момотова необходимо решение Высшей квалификационной коллегии судей, так как судьи имеют иммунитет от уголовного преследования. Просто так судью задержать невозможно. Но если правоохранителям удается доказать, что изъятое имущество было получено коррупционным путем, то это становится основанием для уголовного дела», — разъяснил юрист.
Он также отметил, что в органы Федеральной службы безопасности осуществляют контроль за такими делами. Эксперт выразил уверенность, что оперативное сопровождение по выявлению всех коррупционных схем проводится и по делу Момотова.
«Я думаю, что это дело будет непростым, потому что бывшие активы Марченко располагаются в нескольких федеральных округах. Думаю, нас ждет множество подробностей, потому что на Юге с Марченко было аффилировано большое количество физических и юридических лиц. Так что, подождем», — резюмировал Андрей Гусий.