93 100 13

Шельфовый прирост

ЭКСПЕРТ ЮГ №23-24 (313) 2014
1923
8 минут

Вхождение Крыма в состав России поставит на госучёт целую нефтегазовую провинцию. Крым обладает немалыми запасами углеводородов на азово-черноморском шельфе, и первыми на их разработку претендуют «Газпром» и «Роснефть»

Шельфовый прирост

Поделиться

С присоединением Крыма Россия получила регион, который почти полностью способен обеспечивать себя газом. Основной эксплуатант крымских месторождений — ГАО «Черноморнефтегаз» (ЧНГ), ранее входившее в состав госхолдинга «Нафтогаз Украины», — ежегодно добывал порядка 1,5–1,65 млрд кубометров газа, что на 80–82% покрывает нынешние потребности полуострова. Объём других добываемых в Крыму углеводородов пока ничтожен — 67 тысяч тонн конденсата и 8–9 тысяч тонн нефти в год, но шельфовый потенциал республики оценивается высоко. Общий объём запасов ЧНГ составляет порядка 66 млрд кубометров газа и 22 млн тонн нефти, а перспективный объём равен 73 млрд кубометров газа и 51 млн тонн нефти.

«Наиболее перспективным в плане углеводородных ресурсов представляется черноморский сектор Крыма, — считает глава агентства “Газовый бизнес” Михаил Ермолович. — В данный момент требуется также доразведка Крымского Приазовья и запасов вблизи Азовского побережья Крыма: здесь тоже могут быть найдены крупные объемы нефтегазового сырья». Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в одном из недавних интервью заявил, что запасы нефти в Крыму составляют 47 млн тонн, газа — 165,3 млрд кубометров, а всего в регионе существует 44 месторождения углеводородного сырья, лицензии на которые могут быть распределены уже в следующем году.

В предвкушении большой добычи

«Черноморнефтегаз» сейчас владеет шестью шельфовыми газовыми и газоконденсатными месторождениями (Голицынское, Штормовое, Архангельское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское на Чёрном море и Стрелковое на Азовском море) и тремя сухопутными (Джанкойское и Задорненское газовое, Семёновское нефтяное). В процессе обустройства находятся также Одесское и Безымянное газовые месторождения (Причерноморско-Крымская нефтегазоносная область, которая планировалась к началу разработки в текущем году). Перспективными считаются шельфовые Прикерченский участок, Скифская нефтегазовая площадь и южная часть Азовского моря. В сферу интересов ЧНГ входит и газовое месторождение Шмидта, треть которого расположена на территории России, поэтому до сегодняшнего дня оно не разрабатывалось.

«Газа, который ЧНГ добывает на шельфе Чёрного моря, вполне хватает на обеспечение всей территории Крыма, а также на поставки на Украину, — говорит президент группы компаний “Городской центр экспертиз” (Санкт-Петербург) Александр Москаленко. — Поэтому огромные инвестиции не требуются: уже существует инфраструктура и есть обученные опытные люди. Для России это серьёзный плюс». По мнению г-на Москаленко, одну из основных проблем Крыма — нехватку электроэнергии собственного производства — можно смело решать путём строительства электростанций, работающих на газе. Правда, в этом случае придётся отказаться от поставок газа на Украину.

До начала прошлогодних событий на Евромайдане руководство ЧНГ планировало к 2015 году с запуском новых месторождений выйти на уровень добычи в размере 3–5 млрд кубометров газа в год. Для этого предполагалось привлечь к сотрудничеству крупных международных операторов. В частности, в конце прошлого года было заключено соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту разработки углеводородов мелководной части Прикерченского участка, согласно которому итальянская компания Eni получила в проекте 50%, французская EdF — 5%, остальное приходилось на украинские госкомпании.

Экс-министр экологии и природных ресурсов Украины Эдуард Ставицкий тогда оценивал потенциал добычи на мелководном шельфе на лицензионных площадях ЧНГ в размере 1–2 млрд кубометров газа с перспективой расширения до 8–10 млрд кубометров.Параллельно шли переговоры о СРП и с англо-голландской Royal Dutch Shell, которая планировала принять участие в проекте по разработке глубоководной Скифской площади (прогнозируемый объём добычи газа — до 3–4 млрд кубометров в год). К соглашению планировалось привлечь также американскую ExxonMobil и румынскую OMV. По мнению украинских экспертов, общий объём инвестиций в Скифский газоносный участок оценивался на уровне 10–12 млрд долларов.

Для хранения добытых углеводородов за счёт реконструкции предполагалось расширить мощности Глебовского подземного хранилища газа с 1 до 3 млрд кубометров, что также требовало значительных капиталовложений. Украинским госкомпаниям такие средства вряд ли удалось бы изыскать, да и опыта работы на глубоководном шельфе у них не было, хотя у ЧНГ имеется собственный флот из 28 плавсредств, включая стационарные и плавучие буровые платформы, плавучие краны, буксиры, противопожарные, спасательные и водолазные суда, а также собственный специализированный порт Черноморск на берегу Панского озера.

Новый хозяин

Присоединение Крыма к России с последующей национализацией ЧНГ (с 17 марта 2014 года компания носит название «Крымское республиканское предприятие “Черноморнефтегаз”») привело к его попаданию в «чёрный список» министерства финансов США, из-за чего переговоры по СРП с Royal Dutch Shell были свёрнуты. Впрочем, Shell ещё в мае 2012 года получила право разработки Юзовского газового месторождения (Харьковская и Донецкая области, запасы — 2 трлн кубометров) и, согласно позиции своего руководства, пока отказываться от этого проекта не собирается.

Вопрос о продолжении СРП с Eni и EdF ещё не решён. В частности, заместитель министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов утверждал, что возможность распространения российского федерального законодательства о недрах на ранее заключённые соглашения будет обсуждаться; окончательного решения по этому поводу пока нет. Однако в середине мая очередные санкции Запада коснулись не только российских чиновников, но и двух крымских предприятий — ЧНГ и энергетической компании «Феодосия». Поэтому представляется сомнительным, чтобы в ближайшее время чутко реагирующие на «советы» из властных кабинетов крупные международные операторы рискнули нарушить санкции.

Зато теперь на ЧНГ, как компанию, работающую на континентальном шельфе, есть два очевидных претендента из числа российских государственных ВИНКов — ОАО «Газпром» и НК «Роснефть». По информации Дениса Храмова, участки недр на шельфе Крыма, вероятнее всего, получат статус федеральных; следовательно, иностранным компаниям придётся договариваться о сотрудничестве именно с крупнейшими игроками российского ТЭК.

Вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев уже сообщил, что Фонд имущества Крыма в кратчайшие сроки начнёт разработку условий конкурса по приватизации ЧНГ, причём основным претендентом на компанию является «Газпром». Это подтвердил и бывший зампред правления ЧНГ Владимир Плечун, уверявший в мартовском интервью, что уже существует договорённость, по которой компания войдёт в «Газпром» в качестве структурного подразделения, увеличив его капитализацию на 50 млрд долларов.

Впрочем, вряд ли с этим легко согласятся в «Роснефти», в арсенале которой не только опыт добычи на черноморском шельфе, но и конкретные договорённости о сотрудничестве с уже упомянутыми операторами Eni (совместная разработка Вала Шатского) и ExxonMobil (Туапсинский участок). К тому же у нефтехолдинга поблизости находятся и перерабатывающие мощности — Туапсинский НПЗ. «Ближе всех к этим процессам стоит как раз “Роснефть”, — считает Александр Москаленко. — У неё уже есть проекты на шельфе Чёрного моря, поэтому было бы логично объединить их под одной эгидой».

Независимо от того, кому из двух гигантов достанутся в итоге крымские месторождения, и «Газпром», и «Роснефть» со своей стороны смогут обеспечить госгарантии для партнёров под офшорные проекты, так что дальнейшие перспективы разработки крымского шельфа достаточно очевидны, в том числе для иностранных компаний. «Ничто не оказало влияния на наши планы или на деятельность на территории России, — заявил в своём недавнем выступлении в СМИ глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон. — Я не ожидаю каких-то серьёзных изменений, если только правительством не будут предприняты меры, которые не зависят от нашей воли. Мы не видим сложностей в связи со сложившейся ситуацией».

Группа поддержки

Ещё один российский ВИНК — НК «ЛУКОЙЛ» — также быстро нашёл в Крыму свою нишу, сосредоточившись на розничной торговле топливом на полуострове, где цены на моторное топливо традиционно были одними из самых высоких на Украине. Холдинг Вагита Алекперова уже перевёл контроль над крымской сетью из 13 АЗС и одной нефтебазы от компании «ЛУКОЙЛ-Украина» к своей южнороссийской «дочке» — ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт».

В пресс-службе холдинга это объяснили тем, что сделка была проведена «с целью оптимизации системы управления сбытовой сетью компании в этом регионе и совершенствования схемы поставок нефтепродуктов». Менеджмент розничной сети перебрался из Киева в Симферополь, а сами заправки уже перешли на платежи в рублях и гривнах.

Как пояснили «Эксперту ЮГ» в компании, теперь автомобильный бензин и дизельное топливо в Крым будут поставлять по железной дороге и паромом через Керченский пролив с нефтеперерабатывающих заводов «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Параллельно предполагается и альтернативная поставка нефтепродуктов с нефтебаз в Краснодарском крае и Адыгее.

Пока возможное участие ЛУКОЙЛа в офшорных проектах в Крыму официальными лицами не комментируется, но Вагит Алекперов уже давно добивается разрешения на участие независимых операторов в разработке федеральных месторождений. Учитывая накопленный холдингом опыт в добыче углеводородов на Каспийском шельфе и принимая во внимание политические мотивы, возможность допуска ЛУКОЙЛа к крымским проектам выглядит вполне реальной.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .