В августе 2019 года в Ростове-на-Дону прошли курсы по программе повышения квалификации «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции». Организатор — Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (Центр), структурное подразделение Высшей школы государственного управления РАНХиГС.
Центр создан по инициативе вице-премьера Максима Акимова и министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константина Носкова. Среди основных задач Центра — разработка и проведение образовательных программ для государственных и муниципальных служащих, с тем чтобы развивать их компетенции в сфере управления данными, цифровой трансформации, государственного управления.
Государственное управление — консервативная сфера. Её цифровизация — один из вызовов сегодняшнего дня. Если бизнес воспринимает новые технологии легко, оперативно адаптирует свои процессы под новую реальность, то органы государственной власти зачастую скептически относятся к нововведениям. По мнению директора Центра Ксении Ткачёвой, это серьёзно замедляет взаимодействие по линии «государство — бизнес» и «государство — гражданин». Однако цифровая трансформация государства неизбежна.
— Как построена ваша программа, которую вы показали в Ростове?
— Программа «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции» рассчитана на шесть дней. Три дня участники самостоятельно изучают рекомендованные нами материалы, а затем три дня с утра до вечера мы работаем с ними на площадке. Обучение прошли почти 300 государственных и муниципальных служащих Ростовской области. Мы не питаем иллюзий, что за три дня можно научить человека чему-то кардинально новому или новой профессии. Цель — дать первое представление о цифровой трансформации, пробудить интерес к этой теме и желание учиться и узнавать новое в этом направлении. Если каждый госслужащий поймёт важность этой информации, госслужба и госуправление начнут меняться. Мы намерены продолжать работу в Ростовской области в этом и следующем году. Обучение продолжится на базе ЮРИУ (филиала РАНХиГС).
— Кто финансирует обучение?
— Обучение финансируется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В пилотном режиме мы начали проводить программы осенью 2018 года. Обучили 273 сотрудника региональных и федеральных органов власти. С нынешнего февраля мы работаем уже за счёт бюджета.
В этом году должны обучить более семи тысяч человек в разных регионах. Госслужащие должны иметь представление о том, что такое цифровая экономика и цифровая трансформация.
Госслужащий нового образца
— После того, как госслужащий прошёл ваш курс, что он должен делать для дальнейшего изучения вопроса?
— Наш слушатель может самостоятельно изучать различные материалы по нашим рекомендациям. К сожалению, в России и даже на международном уровне мало программ, которые учат работать с цифровыми технологиями в сфере госуправления. Для бизнеса таких программ много. Сейчас ощущается дефицит специалистов, которые знакомы с основами цифровой трансформации и знают нюансы госуправления. Поэтому если госслужащий будет развиваться в данном направлении, шансы сделать карьеру у него резко повысятся.
— Что должен уметь слушатель после прохождения курса?
— Мы позаимствовали у Сбербанка модель цифровой трансформации, она состоит из шести ключевых направлений. Первый блок — это работа с данными. Слушатели учатся собирать, хранить, обрабатывать данные и принимать решение на их основе. Второй блок — процесс. Можно научиться анализировать процессы, как их оптимизировать, как их делать лучше. Третий блок — инфраструктура и технологии. Слушатели узнают, как использовать технологии для оптимизации процессов и в целом. Четвёртый блок — сотрудники по отдельности и команда. Речь идёт об умении и готовности учиться, вырабатывать в себе определённый подход к восприятию информации, умение работать в команде. Пятый блок — модели. Целесообразно освоить умение строить модели, связки, процессы. Шестой блок — оргкультура: ценности и установки, которые способствуют трансформации. Дело в том, что очень часто консервативное отношение к устоявшимся правилам, процессам мешает воспринимать новое и что-то менять. Вот всё это и должен знать и уметь наш слушатель после завершения обучения.
— Одна из задач центра — подготовка руководителей цифровой трансформации — (CDTO, Chief Digital Transformation Officer). Как продвигается этот процесс?
— Мы считаем, что в каждом министерстве или ведомстве должен быть лидер изменений. Мы называем его руководителем цифровой трансформации. Человек, который вырабатывает стратегию, безусловно, определяет ход работы в дальнейшем, все составляющие её процессы. Такой руководитель выстраивает все процессы в нужном порядке, все остальные сотрудники, которые отвечают за работу с данными, внедрение и использование технологий и аналитики, входят в его команду.
В регионах руководителем цифровой трансформации чаще всего становится вице-губернатор, который берёт на себя эти функции как дополнительные, или руководитель, который отвечает за инвестиции и экономику. Как вариант, по аналогии с федеральным уровнем назначают министра цифрового развития. Мы уверены, что в администрациях регионов должно быть отдельное направление по цифровой трансформации. Это либо подразделение, либо министерство, которое курирует цифровое развитие. Какой у него будет статус, не так важно. Важно, чтобы у него была политическая воля и возможности что-либо менять.
Сокращение госаппарата не за горами
— Как госслужащим работать по новым правилам?
— Мы учим госслужащих и муниципальных служащих становиться на место гражданина, который обратился к государству за услугой. Служащие должны соответствующим образом рассматривать и оценивать услуги, которые они оказывают населению, и сам процесс своей деятельности. Государство должно развернуться лицом к гражданину. Скорее всего, вы слышали о развитии государственных суперсервисов. Это перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций (от рождения ребенка до переезда в другой регион или подачи заявления в суд), когда гражданин обращается к государству, а государство должно выполнить требование. С помощью цифровых технологий гражданину будет легко и просто пользоваться такими суперсервисами. Например, если рождается ребёнок, выдаются свидетельство о рождении и СНИЛС. Пока родителю сначала выдают свидетельство о рождении ребёнка, а затем СНИЛС для него. Доходит до смешного: документы выдают в соседних зданиях, но, чтобы забрать второй документ, надо ещё пару дней подождать, пока сведения передадут из одного учреждения в другое. Государственные суперсервисы упрощают эти процедуры. Всё должно делаться автоматически и проактивно со стороны государства.
— Сохранится ли численность госслужащих при новом порядке работы?
— В нацпроекте «Цифровая экономика» прописано сокращение государственных служащих на 25 процентов к 2024 году. И тут дело даже не в бюджете. В любом случае процессы будут оптимизированы, госслужащие будут заниматься не бумажной, а более интеллектуальной работой. Рынок труда меняется непрерывно, цифровизация только ускорит этот процесс и качественно изменит его. Вот сейчас мы наблюдаем дефицит экспертов, которые разбираются в теме, умеют интересно рассказывать, понимают особенности госслужбы, больших данных.
Россия может стать лидером в цифровизации госуправления
— Оцените степень цифровизации российских органов власти. Есть мнение, что, например, система госзакупок в России одна из самых передовых в мире.
— Да, это действительно так, и это не единственный пример. Портал «Госуслуги» уже сегодня — один из самых передовых государственных сервисов в мире. То же самое относится к системе налогообложения, к регистрации новых предприятий. Если сравнивать по простоте процедур и единству формы с зарубежными аналогами, мы в числе лидеров. Следующий шаг — переход к единой системе и платформенному решению на уровне госуправления.
— Поясните, что это значит.
— Сегодня чрезвычайно актуальная задача — создание национальной системы управления данными. Это одна из систем, которая должна объединить все министерства и ведомства, сделать удобным обмен информацией между ними, предоставлять доступ к определённым сервисам бизнесу и гражданам. Пока все ведомства собирают и хранят данные по-своему, используя разные методы обработки. Локальные решения для совместной работы есть, следующий этап — единая система.
— Как скоро удастся сделать это?
— Пока ведомства пытаются договориться между собой. Единая система должна обеспечивать стопроцентную безопасность данных. Там же будут персональные данные, протоколы обмена информацией между разными министерствами. Тем не менее, у нас есть общая цель — внедрить систему и начать работать в ней к 2024 году. Работа над концепцией системы началась ещё в Центре стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина. Предполагается трансформация госуправления с использованием возможностей, которые нам дают новые технологии. Один из авторов концепции государства как платформы — академический директор нашего Центра Мария Шклярук.
— В каких министерствах и ведомствах наиболее активно проходят изменения, связанные с цифровизацией?
— В Минздраве РФ уже есть руководитель цифровой трансформации. Это Елена Бойко. Минкульт РФ совместно с регионами создал платформу, на которой есть анонсы всех событий в сфере культуры. Разработку платформы возглавлял наш эксперт Тимур Олейников. На этой платформе выстраивается рейтинг регионов, активность региональных учреждений культуры оценивается по тому, как они информируют граждан о событиях культурной жизни.