Ваш город: ,
82 95 11

Почему Кубань и Дон опять не готовы к засухе?

1027
10 минут

Второй год подряд засуха выжигает поля Ростовской области и Краснодарского края, уничтожая местами до 80% урожая. Ученые предупреждают: регион вступил в 20-летнюю засушливую фазу, но из-за дороговизны денег и инноваций вместо масштабного внедрения капельного орошения и засухоустойчивых сортов, аграрии вынуждены возвращаться к паровым полям и надеяться на «русский авось».

Почему Кубань и Дон опять не готовы к засухе?

ЧС по засухе объявлены в ряде районов Краснодарского края и Ростовской области. Фото: Пресс-служба губернатора Ростовской области
Поделиться
В 2024 году из-за нехватки влаги Ростовская область потеряла 30% урожая зерновых, а по итогам 2025 года потери могут оказаться еще выше. Неутешительны прогнозы и для Краснодарского края, где ожидаются потери в 25% к прошлому году. Лучше в ближайшие годы, похоже, не станет: по утверждению ученых ЮФУ, регион только входит в засушливую фазу климатического цикла, которая может продлиться 20 лет.

Россия — страна большая, и беда аграриев Юга не окажет влияния на урожай в целом. Он даже ожидается в этом году больше обычного за счет благоприятных условий на Урале и в Сибири. Видимо, поэтому и относятся у нас к засухе как к стихийному бедствию, которое невозможно остановить.

В XXI веке это не так: по исследованиям ООН, засушливые земли теперь составляют 40% всей суши на планете за исключением Антарктиды. За последние три десятилетия площадь, почти на треть превышающая территорию Индии, стала постоянно засушливой. Аграрии многих стран, таких как Австралия, Китай, западные штаты США, регулярно занимаются земледелием в засушливых условиях. Им удается достигать высокой продуктивности благодаря адаптивным технологиям и рациональному управлению ресурсами.

Почему технологии, спасающие урожай, остаются недоступными для юга России, а государство предпочитает компенсировать убытки, а не предотвращать катастрофу? «Эксперт Юг» выяснил, как опустынивание становится нормой жизни и что мешает сломать замкнутый круг климатических рисков.

Идет опустынивание региона

«Подобных тяжелых погодных условий на юге России не было, как минимум, десять последних лет, — признался генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. Подразделения холдинга расположены в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. — Засуха привела к снижению урожайности как некоторых зерновых, так и некоторых масличных культур. Снижение урожайности — это системный риск, с которым отрасль сельского хозяйства, в целом, и наша компания как часть отрасли должна учится работать, чтобы его нивелировать».

Недужко
Поделиться
Андрей Недужко: «Подобных тяжелых погодных условий на юге России не было, как минимум, десять лет». Фото: пресс-служба Агрохолдинга «Степь»

Алексей Скоробогатов, генеральный директор ООО «Агрокомплекс «Лабинский», предприятия которого расположены в 17 районах Краснодарского края, говорит, что сезон 2024 года, несмотря на засушливое лето, был удачным для хозяйств холдинга, а вот в 2025 году все гораздо сложнее.

«Нам приходится переживать один из сложнейших сезонов. Особенно тяжело пришлось нашим хозяйствам в северных районах Краснодарского края — там поля страдали от острой нехватки продуктивной влаги в почве на протяжении всего вегетационного периода растений. Увы, отсутствие осадков привело к снижению урожайности даже в традиционно плодородных районах, — говорит Алексей Скоробогатов. — Урожайность по ряду полей сахарной свеклы и пшеницы в некоторых наших хозяйствах настолько низкая, что не покрывает даже затрат на их уборку. В связи с этим мы вынуждены были их задисковывать (обработать специальными дисковыми орудиями, которые разбивают и перемешивают почву вместе с растениями — ред.)».
На эту тему
Урожай пшеницы 2025 на Юге: в погодной лотерее выиграл Ставропольский край
Поделиться

Если диверсифицированная модель крупных агрохолдингов позволяет сохранять устойчивое финансовое положение, балансировать риски, включая и финансовые, то средним и особенно малым предприятиям придется нелегко.

«Потеряется 50-60% урожая, до 80% по отдельным культурам, — рассказал руководитель нескольких сельхозпредприятий в Егорлыкском районе Александр Пискун. — Например, мы убрали первое поле подсолнечника, получилось 3,5 центнера. В прошлом году тоже была засуха, сняли с той же площади около 15 ц. А ранее — 26-28. Звонил мне коллега, тоже животновод, у него пшеница дала 7 центнеров с гектара, это в 8 раз меньше, чем обычно».

Причину Александр Пискун видит не в погодных капризах, а в изменении климата, так что, к новым условиям земледельцам придется привыкать:

«У нас недостаток не просто атмосферных осадков, а воды вообще. Посмотрите на Дон, на Кубань, на ледники, откуда она питается — там же нет воды. Более того, какие у нас дуют ветра вкупе с высокими температурами! Ветер астраханец или фён может длиться неделю, он высушивает, мумифуцирует всё, что может. Растение получает стресс и больше не восстанавливается, — говорит фермер. — Идет опустынивание региона. Зимы тоже стали слабо влажные, малое количество атмосферных осадков выпадает. Не подпитывается земля, не накапливается осенняя, зимняя, весенняя влага».

Как снизить погодные риски

Для борьбы с засухой применяется целый комплекс технологических решений. Прежде всего, это развитие мелиоративных систем — с 2022 года в рамках госпрограммы «Земля» 50% затрат на строительство и реконструкцию мелиоративных систем субсидируется государством. К 2030 году, по прогнозам Минсельхоза, площадь орошаемых земель в РФ увеличится на 1,6 млн га, в том числе на Юге.

На практике, как рассказал Александр Пискун, фермерам сложно получить необходимые разрешения для создания оросительной системы. Сам он около 15 лет назад сделал систему орошения с использованием артезианской воды, но как говорит, «запрыгнул в последний вагон уходящего поезда», больше никому в Ростовской области наладить такую систему не удалось. Зато, благодаря поливу, хозяйство смогло заготовить корма для молочного стада.

Пискун АВ.jpeg
Поделиться
Александр Пискун: «У нас недостаток не просто атмосферных осадков, а воды вообще». Фото: пресс-служба «Егорлык Молоко»

Широко внедряются влагосберегающие технологии, такие как no-till, strip-till и mini-till, которые минимизируют обработку почвы и сохраняют влагу. Эти современные технологии обработки почвы предполагают поверхностную, частичную вспашку или ее отсутствие, а также мульчирование почвы.

«Ключевой влагосберегающей технологией сегодня является технология нулевой обработки — No-till, которая позволяет сохранять максимальные запасы влаги в почве, — сообщил Андрей Недужко. — Кроме того, построение систем орошения почв, мониторинг состояния посевов и оставление стерни на полях способствуют улучшению структуры почвы и накоплению влаги. В итоге при комплексном подходе снижение рисков для урожая от засухи достигает в среднем 30%-40%».

Кроме того, как рассказал руководитель проекта ГК «Прогресс Агро» Павел Нефедов, к основным влагосберегающим технологиям относят капельное орошение. При этой системе подача воды происходит непосредственно к корням растений через капельницы.

«Существуют также различные гидрогели — специальные полимеры, которые впитывают воду в 200 раз больше своего веса, а потом отдают ее растениям, — добавил Павел Нефедов. — Мы активно используем датчики влажности метеостанций для контроля влажности на глубинах, что позволяет поливать не тогда, когда уже возникла критическая ситуация, а увидеть пересыхание почвы в динамике и обеспечить равномерное поглощение влаги корнями растений».
На эту тему
Зачем производителю сыра из Егорлыка биосферный заповедник
Поделиться

Наконец, особое внимание уделяется селекции засухоустойчивых сортов сельскохозяйственных культур, включая гибриды пшеницы тритикале и трититригию.

«Погодные риски можно существенно уменьшить, выбирая адаптивные к местному климату сорта посевного материала, которые даже в засушливых условиях могут демонстрировать достойные показатели урожайности, — говорит Андрей Недужко. — Современные достижения селекции предоставляют широкий выбор таких вариантов. В частности, агрохолдинг сейчас проводит селекционные испытания нового сорта озимой пшеницы, которые длятся уже несколько сельхозсезонов. По предварительным итогам, новый сорт отличается высокой устойчивостью засухе, и даже в условиях дефицита влаги, показывает урожайность на 15% выше аналогов».

Надежда на авось

При всем разнообразии влагосберегающих технологий в России они используются относительно мало. Причин несколько.

Во-первых, отсутствие постоянного и острого водного стресса, характерного для Австралии или западных штатов США, снижает мотивацию фермеров к инвестициям в дорогостоящие технологии.

Во-вторых, недостаточная государственная поддержка в виде субсидий, грантов и комплексных программ не компенсирует высокие первоначальные затраты и не создает необходимых экономических стимулов.

В-третьих, экономические и инфраструктурные барьеры, такие как высокая стоимость оборудования, проблемы с качеством отечественной техники и неясность земельных прав, делают долгосрочные инвестиции рискованными и экономически неоправданными для большинства сельхозпроизводителей.

Наконец, слабая система распространения знаний и консультационных служб препятствует практическому внедрению даже существующих научных разработок. В совокупности эти факторы создают замкнутый круг, в котором отсутствие внешнего давления и внутренних стимулов приводит к сохранению статус-кво и медленному внедрению инноваций.
На эту тему
Жаркое лето 2025 года сократило урожай виноделам Кубани и Крыма
Поделиться

По словам Павла Нефедова, у всех технологий есть свои плюсы и минусы, и главный минус — высокий объем первоначальных вложений.

«Капельное орошение, которое широко используется для овощей и винограда в Израиле, Австралии и США, снижает расход воды на 50% по сравнению с дождеванием и увеличивает урожайность, но требует больших затрат как на установку, так и на обслуживание. Для технологий минимальной обработки почвы no-till и strip-till нужны специальные сеялки. Популярное в Китае мульчирование почвы, которое снижает испарение примерно на 20%, тоже в зависимости от материала стоит приличных денег. О вложениях в использование гидрогеля, который часто используется в Индии и ЮАР, и говорить не стоит».

Алексей Скоробогатов считает, что технологии по сохранению влаги в почве — не панацея при засухе в таком масштабе, как сейчас в районах, где действует режим ЧС.

«Внедрение орошения – сложное, ресурсоемкое и очень дорогостоящее мероприятие, — говорит он. — Полив не всегда окупаем, его стоимость почти в два раза выше стоимости самой земли. Плюс в Краснодарском крае дефицит водных ресурсов, в том числе для полива. И в засуху в водоемах воды также недостаточно. Это и ограничивает. Но системы капельного орошения и дождевальные установки действительно необходимы хозяйствам на юге страны, чтобы смягчить явления нехватки воды. Минсельхоз, понимая важность мелиорации, поддерживает это направление и субсидирует его».

Он также отметил, что агрокомплекс «Лабинский» реализует проект по мелиорации на одном из предприятий и в перспективе планирует тиражировать опыт и в других хозяйствах, где есть условия для организации полива.

Лабинский.jpg
Поделиться
Алексей Скоробогатов: «Технологии по сохранению влаги в почве — не панацея при масштабной засухе». Фото: пресс-служба агрокомплекса «Лабинский»

Андрей Недужко обращает внимание на необходимость государственной поддержки и подготовки квалифицированных кадров для агроотрасли.

«Для технологических прорывов аграриям требуется финансовая системная поддержка, которая может включать не только льготное кредитование, но и грантовые механизмы на разработку и внедрение технологий, связанных с обеспечение климатических рисков. Наконец, нужно продолжать развивать механизмы агрострахования. Кроме того, в сельских регионах ощущается дефицит квалифицированных специалистов, умеющих работать с новыми системами мониторинга и другими цифровыми продуктами», — перечисляет руководитель агрохолдинга «Степь» причины технологической отсталости российской сельхозотрасли.

Александр Пискун, помимо перечисленных выше причин, считает, что наши крестьяне до сих пор ждут милости от природы и надеются на русский авось. Так и в технологиях можно вернуться в позапрошлый век — количество свободной земли позволяет.

«В России всегда был благоприятный климат. Да, земледелие было рискованным, случались и засухи, заморозки, но в основном нормально. В последние годы все усугубляется. Перепады погоды становятся очень резкими — то затапливает, то выжигает всё, — говорит фермер. — Один из вариантов — опять перейти к использованию паров. То есть раз в два года не сеять на поле пшеницу, накапливать влагу. И я уже сам себя подвожу к этому варианту, потому что в этом году те, у кого была паровая земля, получили достойный урожай. Но опять-таки, это сработает, если будет накопление влаги в осенне-зимний период. Если нет — то ничего не поможет».
0
5
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .