
Пассажиров между Москвой и Адлером будут перевозить высокоскоростные российские поезда, производством которых сейчас занимаются «Уральские локомотивы» // Фото: официальный телеграм-канал правительства РФ
Поделиться
Пилотным проектом станет ВСМ между Москвой и Петербургом протяженностью 679 км, к строительству которой уже приступили.
Что известно о ВСМ Москва – Адлер
Власти планируют построить пять линий высокоскоростных железнодорожных магистралей, сообщил Михаил Мишустин. ВСМ свяжут столицу с Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Казанью, Адлером, Минском и Рязанью. Общая протяженность будущих сетей составит свыше 4,5 тысячи километров.«За следующие шесть месяцев необходимо завершить детальную проработку этой перспективной модели, установить этапность и приоритетность направлений и представить главе государства соответствующие предложения», – отметил Михаил Мишустин.
Самым дорогим и сложным проектом станет Москва – Адлер. Точная стоимость пока не утверждена. По данным СМИ, она может составлять от 4,6 до 5,3 трлн рублей.
Железнодорожная магистраль протяженностью в 1540 км пройдет через Ростов-на-Дону, Краснодар, Туапсе, Воронеж и Тулу. В проект включено строительство мостов, эстакад, станций и депо. Магистраль намерены интегрировать с региональными транспортными узлами, включая вокзалы и аэропорты, например, аэропорт «Южный» в Ростовской области. В перспективе линию могут продлить до Крыма, Донецка и Луганска.

Поделиться
Проект развития ВСМ был утвержден президентом в 2023 году // Фото: сайт РЖДОбслуживать ВСМ будут высокоскоростные поезда, производством которых сейчас занимаются «Уральские локомотивы». При предполагаемой скорости подвижного состава в районе 350 км/ч добраться от столицы до черноморского побережья можно будет за 8 часов, сейчас же этот путь занимает около суток.
Высокоскоростная магистраль, по прогнозу правительства, сможет увеличить пассажиропоток на юг до 17,2 миллиона человек в год. Сегодня поезда на маршруте действующей железной дороги «Москва – Адлер» ежегодно перевозят 7,4 миллиона пассажиров. Суммарно все магистрали откроют новые возможности для более чем 100 млн человек.
Предположительно, строительство ВСМ-3 (Москва – Адлер) начнется в 2030-х годах, после того, как построят ВСМ-1 (Москва – Санкт-Петербург) и, вероятно, ВСМ-2 (Москва – Екатеринбург), а завершится к 2035 году. Строительно-монтажные работы на пилотном участке ВСМ-1 уже разворачиваются. Открытие пассажирского движения по магистрали Москва – Санкт-Петербург ожидается в 2028 году.
Магистраль интегрируют в транспортный каркас Юга
Проект амбициозный и труднореализуемый, но вполне реальный, говорят эксперты, опрошенные изданием. Маршрут пройдет через горные участки, что осложняет строительство и обслуживание магистрали.«Магистраль создаст альтернативный высокоскоростной коридор, дополняя существующую железную дорогу. Но главная сложность проекта – это горные участки, требующие масштабного тоннельного строительства и сложных инженерных решений, что значительно увеличит стоимость и сроки реализации», – считает председатель Совета директоров АО «Современные инфраструктурные технологии и инновации», директор по HR направлению в сфере логистики Корпорации «Синергия» Екатерина Еремина.
Горы станут настоящим препятствием для строительства, соглашается директор по развитию партнерской сети сервиса путешествий «Туту» Эмиль Зиядинов. Из-за этого стоимость проекта будет минимум вдвое дороже, чем на участке до Санкт-Петербурга.
«В случае Адлера сама дорога сложная, а новую, возможно, придется пробивать через скалы рядом с уже действующей. Новая дорога дополнит старую. Часть пассажиров пересядет на высокоскоростную линию. При этом старая дорога станет свободнее и сможет перевозить больше грузов, чем сейчас», – поясняет эксперт.

Поделиться
Анатолий Цуркин считает, что новая скоростная трасса и ВСМ к Адлеру будут идти в одном транспортом коридоре // Фото: телеграм-канал Анатолия Цуркина Практически параллельно со строительством железнодорожной магистрали запланировано и строительство скоростной автотрассы между Джубгой и Сочи, которая будет примыкать к М-4 «Дон», отмечает экс-министр транспорта Крыма, глава ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым, эксперт в области логистики Анатолий Цуркин.
«Возможно, что коридор трассы будет совмещен, и туннели пройдут параллельно: железная дорога и автодорога. Понятно, что у железной дороги есть свои ограничения по строительству, и в целом там сложные геологические условия региона, поэтому на каких-то отрезках пути будут совмещаться, а на каких-то – разделяться. Но в целом это будет масштабный логистический проект, вписанный в общий транспортный каркас юга России, в результате реализации которого мы получим высокую транспортную доступность на южный берег Краснодарского края, с перспективой выхода на Абхазию», – считает эксперт.
Доцент кафедры Стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаил Хачатурян считает, что новая магистраль будет проложена параллельно существующим трассам, но на достаточном удалении от них. По мнению эксперта, железнодорожная ВСМ Москва – Адлер скорее всего станет продолжением уже проектирующейся ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Одна из сложностей — необходимость синхронизировать две стройки, чтобы добиться совмещения двух трасс с минимальным расхождением по времени реализации проектов. Кроме того, придется увеличить объемы выпуска поездов и при этом снизить сроки их обкатки.
«Сложность будет состоять и в необходимости прокладки совершенно новой магистрали по весьма освоенном с точки зрения железнодорожного сообщения направлении. Очевидно, что с точки зрения механизмов и технологических решений в прокладке железнодорожных ВСМ и обычных железных дорог в горной местности существуют определенные отличия, которые потребуют реализации сложных, но реалистичных с технической точки зрения решений», – поясняет Михаил Хачатурян.
При этом эксперт отмечает, что опыт строительства железных дорог в сложных условиях в России накоплен достаточный, поэтому вряд ли геологические особенности смогут серьезно затормозить процесс.
Дорога к морю станет дешевле
Эксперты считают, что появление новой магистрали усилит конкуренцию между разными видами транспорта. Это приведет к оптимизации цен на перевозки, а значит и к снижению общей стоимости путешествий для туристов, считает заместитель председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов. Это даст больше возможностей туристам, которые сегодня выбирают автобусы или личный автомобиль из-за дороговизны авиабилетов, отмечает депутат.Управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова добавляет, что развитие скоростных железных дорог в России способно частично снизить нагрузку на авиаперевозки. Это особенно актуально в условиях ограниченного авиасообщения на юге и дефицита авиабилетов.
Этого же мнения придерживается и председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС, вице-президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Дмитрий Богданов.
Эксперт говорит, что самолеты просто не могут закрыть существующий спрос.
«К примеру, из крупного города Нижнего Новгорода, где население больше миллиона, прямые авиарейсы на юг перевозят буквально 35 тысяч человек. Это очень мало. Понятно, что кто-то добирается на своих машинах, кто-то едет через Москву, но в любом случае, логистика – это узкое горлышко для курортов всего Краснодарского края, Крыма и Кавказа, особенно когда речь идет про восемь месяцев межсезонья. Если РЖД удержится от соблазна окупить магистраль за первые три года, то мы, конечно, увидим взрывной рост туризма на юге России», – говорит Дмитрий Богданов.

Поделиться
Дмитрий Богданов прогнозирует взрывной рост турпотока после запуска магистрали // Фото: hotelawards.ruСегодня все самолеты, поезда и автобусы не могут перевезти такое количество туристов, которое бы полностью закрыло существующее предложение в отелях черноморского побережья, отмечает глава экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС. При этом гостиничный сектор продолжает активно развиваться.
«В Краснодарском крае в этом году активно открываются объекты размещения. К 2030-му году у нас откроется очень много объектов и в Анапе, и в Туапсинском районе, и в Сочи, и в Крыму. Поэтому, по моему мнению, в высокий сезон цена на отдых, конечно, будет пиковая, но путевки в межсезонье станут значительно доступнее для наших сограждан, появятся хорошие предложения для семьи с детьми и людей зрелого возраста», – считает Богданов.
Турпоток вырастет на 30-40%
Эксперты прогнозируют существенное увеличение турпотока после запуска высокоскоростной железнодорожной магистрали в Адлер. По мнению Екатерины Ереминой, можно говорить о росте на 30-40%, Михаил Хачатурян прогнозирует увеличение на 35-40%.«Сокращение времени в пути до 8–10 часов сделает поездку в Сочи и на побережье Краснодарского края доступной и комфортной для гораздо большего числа граждан: семей с детьми, пожилых людей, деловых туристов, студентов. Это напрямую увеличит турпоток — по нашим оценкам, на 25–40% уже в первые 3 года после запуска», – считает заместитель председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов.
Появится возможность weekend-туризма для жителей многих городов, что долгосрочно стабилизирует цены через здоровую конкуренцию, отмечает Екатерина Еремина. Камила Велибекова прогнозирует частичное перераспределение турпотоков: к традиционно популярным курортам Черного моря добавятся города, через которые пройдет магистраль.
Развитие железнодорожной инфраструктуры стимулирует создание новых туристических маршрутов и сервисов вдоль трассы – в городах Черноземья, Ростовской области, Краснодарского края, считает Сергей Кривоносов. Это даст импульс развитию региональной экономики и создаст дополнительные рабочие места.

Поделиться
Сергей Кривоносов отмечает, что магистраль стимулирует развитие региональной экономики // Фото: официальный сайт Сергея КривоносоваМагистраль может повлиять на увеличение деловой активности на юге страны, создание новых предприятий, укрепит связь и взаимодействие региона с другими субъектами государства, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Города, через которые предположительно пройдет магистраль, также получат выгоду от нее. Это будет способствовать увеличению их инвестиционного потенциала, они станут более привлекательны для бизнеса и населения. Кроме того, в этих городах может быть выполнена модернизация инфраструктуры, увеличится объем строительства, будет совершенствоваться транспортная сеть», – считает Баранов.
Увеличение турпотока примерно на 35-40% будет означать прирост местного ВРП не менее чем на 7-9% считает Михаил Хачатурян.
«Очевидно, что такой значительный рост создаст необходимость дополнительных инвестиций в туристическую сферу региона, создав до 40-50 тысяч новых рабочих мест. Реализация таких значимых инфраструктурных проектов имеет обычно мультипликативный эффект, в результате которого рост объема перевозок на 1% создает до 1,5-3% роста в смежных областях, а это означает аналогичный рост налоговых и социальных отчислений в региональные бюджеты», – говорит Хачатурян.