82 96 11

Опасный транспорт или новая реальность: нужен ли запрет самокатов на Юге

113
7 минут

В Ростове запретили движение самокатов по центральной улице города. В Краснодаре продлили ограничения на электросамокаты в парках. На Ставрополье разрабатывают проект краевого закона, который будет регулировать использование средств индивидуальной мобильности. При этом ряд экспертов считают введение запретов тупиковым путем и призывают власти сделать дорожное движение безопасным для всех.  

Опасный транспорт или новая реальность: нужен ли запрет самокатов на Юге

В решении проблемы аварийности с участием СИМ власти чаще прибегают к запретам, чем к попытке безопасной интеграции самокатов в городское пространство // Фото: Пресс-служба администрации Краснодара
Поделиться
В 2025 году в России впервые за семь лет снизилось число ДТП с участием самокатов. Оно сократилось на 20%. Об этом свидетельствуют данные Научного центра безопасности дорожного движения РФ. При этом количество погибших в происшествиях с самокатами продолжает увеличиваться. В решении проблемы аварийности с участием СИМ власти крупных городов прибегают к крайним мерам. При этом общественники и кикшеринговые компании продолжают предлагать альтернативные шаги.

Запретить нельзя оставить

В сентябре власти Ростова-на-Дону ввели запрет на передвижение самокатов по тротуарам Большой Садовой и на территориях учебных заведений. В парках и скверах донской столицы скорость езды на электросамокатах ограничили 12 км/ч. Новые меры направлены на создание более безопасной и комфортной городской среды для жителей, подчеркнул глава городской администрации Александр Скрябин. По его словам, СИМ мешают нормальному функционированию общественных пространств. Глава города не исключил введение полного запрета на движение самокатов в центре Ростова в следующем году. Решение по этому вопросу может быть принято на основе мнения жителей.

«По моему поручению весной был установлен запрет на парковку самокатов возле социально значимых объектов (больниц, школ, детсадов), детских площадок, остановочных комплексов общественного транспорта, объектов культурного наследия и т.д. К сожалению, многие продолжают оставлять самокаты в неположенных местах», – посетовал градоначальник.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров летом этого года запустил в своих социальных сетях опрос, посвященный возможному запрету на использование самокатов в регионе. Поводом для него послужил трагический инцидент с наездом 16-летнего подростка на самокате на пожилого мужчину в Ставрополе в конце июня. От полученных травм пенсионер скончался. Тогда же Владимир Владимиров заявил, что трагедия «требует выводов и решений».

Опрос вызвал широкий отклик. Свое мнение по его итогам выразили свыше 288 тысяч пользователей. Большая часть из них (38%) проголосовала за действующий порядок использования средств индивидуальной мобильности. Вариант полного запрета на самокаты получил 34%. Еще 28% высказались за ограничение скорости их движения до 20 км/ч.

«Из всех проголосовавших больше 60% — за то, чтобы СИМ запретить или ограничить. Вижу в этом запрос на перемены. Будем их проводить. Поручил краевому Миндору проанализировать поступившие предложения. Изучить опыт регионов, где уже начали регулировать использование самокатов. На этой основе разработать проект краевого закона. Наш приоритет —безопасность всех участников движения», — писал губернатор Ставрополья в своем телеграм-канале.

Владимиров отметил, что получил в соцсетях около 6 тысяч комментариев жителей по актуальной теме. По его словам, согласно проведенному Центром управления регионом анализу, в 28% сообщений пользователи выступали за полный запрет самокатов в крае.

«Противоположную точку зрения поддерживают только 6%. Каждый десятый написавший предложил ограничить скорость передвижения на самокатах. За введение возрастных рамок для использования СИМ высказались 6%. И 9% – за то, чтобы ограничить зоны передвижения самокатов. Например, запретить их на тротуарах», — резюмировал глава региона, добавив, что в вопросе использования средств индивидуальной мобильности «пришло время навести порядок».

Ограничения на использование самокатов действуют и на Кубани. В частности, кататься на них нельзя в парках Краснодара и на набережных курортных городов.

Нужны велодорожки и ограничения скорости

По словам блогера-урбаниста, автора ресурса «Урбанистика — Ростов-на-Дону» Артемия Зайцева, проблема использования СИМ возникла не сегодня. Активисты предлагали разные варианты решения проблемы еще несколько лет назад, но практического применения они пока не нашли.
На эту тему
Как интегрировать самокаты в городское пространство: инструкция по применению
Поделиться


«В 2017-2018 году по заказу департамента автодорог был разработан проект организации велодорожек в Ростове. Он до сих пор «висит» на сайте администрации, и почти ничего не сделано, — с сожалением говорит Зайцев. — В Ростове-на-Дону отличный климат, на самокатах, велосипедах и электровелосипедах можно ездить почти круглый год. Но велодорожку сделали только по улице Пушкинской, причём краской по тротуару, где ходят люди. А проект предполагал отдельную асфальтовую дорожку между деревьями».

По мнению урбаниста, функции органа, который занимается организацией дорожного движения в городе, должны быть скорректированы с учетом необходимости регулировать использование СИМ.

«В Ростове-на-Дону департамент автодорог отвечает за выделенные полосы для транспорта, за велодорожки и всё остальное, но им важно только ремонтировать ямы и строить дороги. Нам очень нужен отдельный независимый Центр организации дорожного движения. Велодорожки в разных местах делаются по-разному: за счёт проезжей части, парковок, тротуара или газона. Надо убеждать людей, что велодорожки нужны. Москва в центре города организовала сеть велодорожек. На узких улицах у них получилось это сделать, и протестов не произошло», — подчеркивает собеседник.

зайцев.jpg
Поделиться
Урбанист Артемий Зайцев предлагает организовать велодорожки в Ростове по примеру Москвы: за счет проезжей части, парковок, тротуара или газона // Фото из личного архива собеседника

Еще один способ безопасной интеграции электросамокатов в городское пространство — ограничение их скорости.

«Скорость прокатных самокатов надо ограничивать по всему городу. Сейчас это 25 км/ч. В 2023 году я предлагал администрации установить предельную скорость 15 км/ч по всему городу. Необходимо требовать от сервисов ограничивать скорость в зависимости от стажа вождения человека: первый час — до 11 км/ч, второй час – до 13 км/ч, и только с третьего часа разрешать 15 км/ч», — резюмирует Артемий Зайцев.

Культура вождения только формируется

По данным кикшеринговых компаний, число аварий с участием СИМ на Юге заметно снижается. По оценке сервиса Whoosh, в Ростове-на-Дону с апреля по июнь 2025 года количество ДТП с самокатами сократилось на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число столкновений СИМ с пешеходами за этот же период времени снизилось на 66%.

«Важно, что динамика снижения аварийности не зависит от времени суток, месяца, а также улицы или района города. Это говорит о том, что эффект достигнут не локальными ограничениями, а комплексом мероприятий. Показатели аварийности в 2025 году снижаются не только в Ростове-на-Дону, но и в других городах России, в которых выстроен диалог сервиса с администрациями и реализуется весь спектр образовательных и контрольных мероприятий», — объясняет представитель сервиса Whoosh Влада Волкова.

Эксперт подчеркивает, что в Ростове-на-Дону 88% пользователей сервиса получили высокий рейтинг в приложении, что свидетельствует о соблюдении ими правил безопасности во время поездок.

сим.jpg
Поделиться
Велодорожку на улице Пушкинской в Ростове-на-Дону организовали на месте оживленного тротуара. По мнению экспертов - это не самый удачный пример организации городского пространства // Фото предоставлено Артемием Зайцевым

Всего, по данным Научного центра безопасности дорожного движения, в первом полугодии 2025 года в Росси зарегистрировано 1,5 тысяч аварий с участием электросамокатов. В них пострадали более 1,5 тысячи человек, почти 500 из которых — дети. Число пострадавших также снизилось на 20%. Однако количество погибших в таких ДТП продолжает увеличиваться — 23 человека в первом полугодии 2025 года.

Тупиковый путь

Эксперты уверены, что самокаты уже стали частью транспортных систем и важно адаптировать их в городское пространство.
На эту тему
Велодорожка как зона конфликта: когда Ростов-на-Дону услышит велосипедистов
Поделиться


«Велосипедистов становится больше, как и пользователей средств индивидуальной мобильности. Велоинфраструктура все чаще оказывается центральной темой для обсуждения на законодательном уровне. Этот молодой транспорт будет продолжать развиваться. Соответственно городам нужно принять новую реальность. Велосипеды и СИМ уже становятся частью городских транспортных систем и альтернативой общественному транспорту. Однако велоинфраструктуры сейчас, конечно, не хватает», — отмечает Влада Волкова.

Собеседница «Эксперта Юг» уверена, что введение запретов на использование СИМ — тупиковый путь. Решить проблему можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон.

«Мы всегда выступаем за грамотный и продуктивный диалог с местными властями, готовы делиться аналитическими данными и опытом, чтобы сделать использование самокатов в городе удобным и еще более безопасным. Все арендные самокаты находятся на постоянной связи с облачной платформой. Мы знаем все о каждой поездке — время, место, делимся всей необходимой информацией по запросу МВД в случае нарушений. Наши новые технологии, например, тест на реакцию, рейтинг пользователей как раз призваны снизить число нарушений и, как следствие, число аварий, которые вызывают общественный резонанс. Самокаты — это относительно новый транспорт, и культура вождения только формируется. Будем продолжать обучать горожан этичному вождению, сотрудничать с вузами, школами, проводить образовательные мероприятия», — резюмирует представитель сервиса Whoosh.

Добавим, что к практике запретов и ограничений на использование СИМ прибегают далеко не все крупные южные города. Так, например, в Сочи, помимо работы ограничительных мер, реализуется пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами. Одновременно на курорте появился первый в России дорожный знак, обозначающий парковку для самокатов.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .